Государственный характер гарантий соблюдения прав инвалидов в области образования


Государственный характер гарантий соблюдения прав инвалидов в области образованияВыполнила:учитель начальных классовНикитинская О.В.Архангельск, 2015 Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.Закон Российской Федерации «Об образовании» Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.Закон Российской Федерации «Об образовании» Государство обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения бесплатного образования в соответствии с их способностями и возможностями, в том числе способствует развитию интегрированного обучения. Фундаментальные основы государственной политикив области образования в Российской Федерации: Приоритетность области образования.Образование осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Общедоступность и бесплатность образования.Общее образование является обязательным. Возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства и т.д.Право на получение основного общего образования на родном языке.Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Правовые основы государственной социальной политики в области специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитииДокументы Организации Объединенных Наций: Всеобщая декларация прав человека (1948); Декларация прав ребенка (1969); Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии (1971); Декларация о правах инвалидов (1975); Конвенция о правах ребенка (1989); Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993); Декларация о правах умственно отсталых лиц. Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Декларация о правах инвалидов. Основные законодательные решения, принятые в РФ : Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Закон РФ "Об образовании"; Федеральный закон "О социальной защите инвалидов" от 24.11.95 № 181-ФЗ; Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.95 № 122-ФЗ; Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.95 № 81-ФЗ; Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24.07.98 № 124-ФЗ. Типовое положение «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1997 г.); «Концепция реформирования системы специального образования» (1999 г.). В области специального образования ведениюРоссийской Федерации подлежат: установление федеральных компонентов специальных государственных стандартов дошкольного образования и общего образования; определение правового статуса языка жестов, системы Брайля, других специальных средств общения, получения и передачи информации; определение единых принципов и нормативов создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и принципов итоговой аттестации этих лиц; введение типовых правил (положений) о специальных образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; определение особенностей их создания, реорганизации и ликвидации, лицензирования их образовательной деятельности, а также особенностей аттестации и государственной аккредитации; установление особенностей финансирования и федеральных нормативов финансирования специального образования; установление льгот для лиц, работающих в области специального образования; организация государственного контроля за качеством специального образования и государственного надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; установление порядка обеспечения транспортными средствами лиц с ограниченными возможностями здоровья для их доставки в образовательные учреждения; установление перечня болезней, дающих право обучаться на дому. Права в области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (иных законных представителей) Права граждан в области специального образования 1. Граждане имеют право на освидетельствование в целях получения специального образования и государственного именного образовательного обязательства.2. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на:1) бесплатное обследование психолого – медико - педагогической комиссией или медико - социальной экспертной комиссией;2) бесплатную медико – психолого - педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности в соответствии с заключением психолого - медико-педагогической комиссии;3) бесплатное дошкольное образование, начальное общее и основное общее образование с возраста шести - восьми лет в соответствии с заключением психолого - медико - педагогической комиссии и индивидуальной учебной программой;4) получение бесплатного образования в специальном образовательном учреждении, образовательном учреждении интегрированного обучения, специальном образовательном подразделении или в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с психолого - педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями);5) бесплатное образование в образовательном учреждении независимо от его организационно - правовой формы в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) независимо от формы получения образования, гарантируемое государственным именным образовательным обязательством;6) обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими показаниями транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение. Порядок обеспечения транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации. Права родителей (иных законных представителей)лиц с ограниченными возможностями здоровья Родители (иные законные представители) ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеют право:1) присутствовать при обследовании ребенка психолого - медико - педагогической комиссией, обсуждать результаты обследования, оспаривать заключение этой комиссии в порядке, установленном пунктом 5 статьи 23 настоящего Федерального закона;2) участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ;3) бесплатно посещать с разрешения руководителя образовательного учреждения занятия в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, с целью получения специальных знаний для более эффективного воспитания и развития ребенка;4) на возмещение затрат на обучение ребенка в семье по индивидуальной учебной программе в размере затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном специальном образовательном учреждении, определяемых государственными нормативами финансирования, включая средства, выделяемые за счет государственного именного образовательного обязательства, при условии выполнения индивидуальной учебной программы;5) получать в психолого - медико - педагогической комиссии консультации по вопросам специального образования. Лица с ограниченными возможностями здоровья могут получать специальное образование:в специальных образовательных учреждениях,специальных образовательных подразделениях,образовательных учреждениях интегрированного обучения,образовательных учреждениях общего назначения в формах, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании»:Обучение на дому.Обучение в образовательном учреждении общего назначения Интегрированное обучениеОбучение в условиях стационарного лечебного учреждения Особенности приема в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья Прием осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании", и на основе заключения психолого - медико - педагогической комиссии или медико - социальной экспертной комиссии. Документы, удостоверяющие право на получение специального образования 1. Право на получение специального образования удостоверяется документом, выдаваемым ребенку (его законному представителю) психолого-медико-педагогической комиссией или взрослому (его законному представителю) медико-социальной экспертной комиссией. 2. Специальные условия для получения образования определяются на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии.3. На основании документов, указанных в пунктах 1 и 2, орган исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы финансирования образования, выдает лицу с ограниченными возможностями здоровья (его законному представителю) государственное именное образовательное обязательство (именной документ, устанавливающий обязанность органов государственной власти осуществлять в соответствии со специальными нормативами финансирование образования лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении их в образовательных учреждениях независимо от форм освоения образовательных программ...").