Самоанализ учителя географии МБОУ Мордовско Паёвская СОШ Лискиной Елены Васильевны

Самоанализ
профессиональной деятельности
учителя географии первой квалификационной категории,
МБОУ «Мордовско-Паёвской средней общеобразовательной школы» Лискиной Елены Васильевны


Тема: «Активизация познавательной активности и использование ИКТ – технологии на уроках географии»
Педагогические задачи
1.Создавать необходимые условия для развития способностей и талантов ребенка.
2. Научить их самостоятельности.
3.Развить умение найти себя в нашей трудной, но прекрасной жизни.
4.Научить их любить себя и окружающий мир.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают расширить в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
В своей работе использую технологии:
1) Технология исследовательского обучения
2). Тестовые технологии
3).Компьютерные технологии
. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ.
Исследовательские проекты. Создание картографического проекта на основе художественного описания. Последние годы ознаменованы развитием гуманистической географии, которая немыслима без учета фактора искусства, особенно литературы. Появляются работы, анализирующие русскую и иностранную литературу с географической точки зрения. Какие же произведения попадают в поле зрения географов? В первую очередь формирующие наши географические чувства и представления или картины мира. На основе проектно-исследовательской методики предлагаю создать проекты по географии с использованием новейших информационных технологий.
Пример 1. Информационные, познавательные проекты. В 8 классе провожу конкурс презентаций по теме «Жемчужина Восточной Сибири - озеро Байкал». Перед учащимися ставится проблема: выяснить, в чем уникальность озера Байкал?
3).Тестовые технологии. Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Решение проблемы я вижу в применении индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки. Я уже несколько лет работаю над усовершенствованием методики использования тестовых заданий для контроля за качеством знаний учащихся и убедилась в определенных их преимуществах
Конечно, в своей работе я использую тестовые задания, имеющиеся в различных методических пособиях, а в средних классах всего разрабатываю их самостоятельно.
Применение тестового метода позволяет получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 минут проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний способствует прочному усвоению учебного материала, активизирует внимание, развивает способность к анализу.
Чаще всего я использую тесты с выборочными ответами. Они дают возможность учащимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления. Оптимальные тесты, содержащие 10-12 вопросов при 4 выборочных ответах, из которых правильный лишь один.
Учащийся, получив контрольную программу-тест, результаты заносит в карточку ответов в виде крестика в соответствующей ячейке матрицы. В 9 классе составляю технологическую карту (Приложение №4)
Компьютерные технологии. География, являясь наукой комплексной, тесно связана с естественными, гуманитарными, математическими и техническими областями и как ни какой другой предмет нуждается в постоянном процессе актуализации.
На современном этапе достижение результата в обучении географии без использования информационно-компьютерных технологий не интересно и не актуально. «Свежие» новости, различные образовательные, в т.ч. географические сайты, поджидают учителя на страницах Интернета, наглядные, методически грамотные электронные учебники предлагают уже готовый материал урока с 5 по 11класс. Интересен и насыщен разнообразной информацией в области географии Сайт компании Кирилл и Мефодий ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), содержащий разнообразную образовательную информацию для учителей и их учеников; привлекают сайт газеты «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), GeoPort.ru: страноведческий портал ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и т.д. Уже накоплен достаточный опыт по использованию информационно – компьютерных технологий в образовательно-воспитательном пространстве школы. Урок географии сегодня оснащен компьютером проектором и экраном для аудиторного просмотра информации. Основным элементом, получившейся образовательной модели, стал компьютер.
Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Системная работа в этом направлении на уроках географии позволила мне добиться роста качества знаний, отсутствия неуспевающих по предмету, дети на протяжении последних лет уверенно занимают призовые места в районных олимпиадах, не стал исключением и 2012-2013 учебный год учащаяся 11класса Кадышкина Елена ,заняла 3 место, ученик 7 класса, Ерочкин Иван, стал лучшим в районе по количеству набранных баллов.
Прошедший учебный год стал не очень удачным при сдаче ГИА, но пересдача прошла успешно.

Я как педагог, не останавливаюсь на достигнутом. Постоянно совершенствую свои знания, свою работу. Постоянно ищу новые пути и методы обучения и воспитания детей повышаю свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации.









15