Конспект урока «ТЫ ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ …–ЗДОРОВО , КОГДА НА СВЕТЕ ЕСТЬ ДРУЗЬЯ!»


Игра-урок ( классный час) о товариществе и дружбе для детей младшего школьного возраста.
«ТЫ ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ …–ЗДОРОВО , КОГДА НА СВЕТЕ ЕСТЬ ДРУЗЬЯ!»
Цель: познакомить детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга, научить разделять радости и печали друзей.
1.Организация класса.Эмоциональный настрой. (Звучит песня о дружбе «Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг»)
2. Сообщение темы и цели занятия.Учитель: - Ребята, кто догадался о чём пойдет речь на нашем классном часе? Верно, сегодня, ребята, мы поговорим о дружбе. Во все времена и у всех народов очень высоко ценилась дружба, верность ,преданность. Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц, и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни народ видел огромную силу! Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжите.1) Все за одного, а один за….(всех)2) Для друга и семь верст не…(околица)3) Один в поле….(не воин)4) Одна ласточка весны….(не делает)5) Семеро одного ….(не ждут)6)Старый друг лучше…(новых двух)7)Где лад, там и…(клад)8) Без беды друга не…..(не узнаешь)9) Нет друга, так ищи, а нашёл….(береги)10) С миру по нитке- голому….(рубаха)
Учитель: - Какая общая тема пословиц? Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе! И это лишь малая часть их.
4.Знакомство с понятием «дружба»Учитель: - Ребята, а как вы понимаете, слово «дружба»? ( ответы детей)Учитель: -Слово «дружба» по своему значению тесно связано с таким понятием,как родственная близость. В словаре В.Даля Дружба – это “бескорыстная стойкая приязнь”.Дружба предполагает взаимную помощь эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний, единство в восприятии окружающего мира и отношения к нему.
5. Беседа по теме:
Кто может стать вашим другом: родственник или чужой человек? Могут ли быть друзьями родители и учителя?-Чем отличается друг от приятеля или просто знакомого?-Почему народная мудрость гласит: « Друга легче найти, чем сохранить»?- Может ли много быть друзей?-Что может разрушить дружбу?-Всегда ли нужно говорить правду другу, если это ему неприятно?
6. Анализ ситуации:а) Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Отец и сыновья»
Учитель: - Как вы понимаете словосочетание « жить в согласии»? Приведите пример из своей жизни, когда согласие или дружба вам помогли в каком-то деле?
б) Чтение стихотворения А.Л. Барто « Требуется друг»
Все живут не тужат, А со мной не дружат! Бант у Катьки расписной. Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: «Дружи со мной!» Мы же одногодки, Как сестрички мы почти, Мы, как две голобки Из одной скорлупки, Я шепчу: -Но ты учти_ Ты во всем должна идти Другу на уступки! Предлагаю Ильиной: -Ты дружи со мной одной!- Есть разряд у Ильиной, И спортивный свитер, И девчонок свита, Подружусь я с Ильиной,
Буду знаменитой! Все пятёрки до одной У Светловой Нади. Я прошу:- А ты со мной Подружись хоть надень! Мы с тобой поладим: Будешь ты меня спасать- Дашь контрольную списать!Учитель: -Какого друга ищет девочка? Как она понимает дружбу?
7. Физминутка(выполняется в парах) Ты дрозд и я дрозд!( показывают) У тебя нос и у меня нос! У тебя щечки красненькие, и у меня щёчки красненькие! У тебя губки аленькие, и у меня губки аленькие! Мы два друга, Мы любим друг друга ( обнимаются) 8..Весёлая викторина «Кто с кем дружил»?-Зелёный крокодил Гена и……………………(Чебурашка)-Доверчивый буратино и……………………..(Мальвина)Смешной мишка Винни-Пух и……………….(Пятачок) и т. д.( дети приводят свои примеры)9. Работа в группах: а) Игра « Что я ценю в своем друге?»( Класс делится на несколько групп. У каждой группы по 5 ладошек. Выберите на доске и запишите на ладошках, которые лежат у вас на столе, 5 самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга( на каждой ладошке одно качество)10. Работа в парах»:б) Игра « Хочу бать…» ( работают в парах) Дети проговаривают слова: « Хочу быть для Андрея таким другом, который…Учитель: Из ваших ответов можно сделать вывод, что от друга требуется немного: понимание! Немного? Но от друга ждут верности, у друга ищут поддержки в трудную минуту, к другу идут с радостью, друг поймёт ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны. А можно ли представить друга завистливым? А высокомерным? А лгуном? А какие ещё слова не совместимы с понятием «ДРУЖБА»? ( ответы детей)11. Коллективная работа. Обсуждение и составление кодекса дружбы:_Давайте, сегодня составим с вами «КОДЕКС ДРУЖБЫ» и повесим на видном месте в нашем классе! (обсуждение детей вместе с учителем и составление правил дружбы …..)Если хочешь быть настоящим другом:1. Делись своими успехами, неудачами и новостями.2. Умей слушать.3. Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.4. Сохраняй тайны своего друга.5. Не поучай и не будь назойлив!6. Не ревнуй друга к другим его друзьям.7. Уважай чувства своего друга!8. Возвращай долги.9. Радуйся успехам своего друга!12. Литературная страничка.Чтение стихотворения П.Синявского « Ветерок с берёзкой шепчется…» (читают подготовленные дети) В небе солнышко сияет, На траве дрожит роса, Мы друзей своих встречаем, Значит, будут чудеса!
Ветер яблони качает, Люди ценят мастерство! Друг сегодня приезжает, Значит, будет волшебство. Белым цветом сад сияет! И в горах бежит ручей! Друг своим теплом согреет, Значит, будет веселей.
Все травинки разволнуются, Звезда с неба упадёт, Если все вокруг обнимутся, То природа расцветёт.
Мы природу уважаем, Не нужна нам суета. Никого не обижаем, в мире будет красота!
Если все на свете дружат… Люди, звери и леса, Хороводы дружбы кружат, Значит, будет доброта!13. Подведение итогов. Рефлексия. Учитель: Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе или классе, если все вокруг подружатся? (ответы детей) Наш класс-это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили добро, уважение, любовь, взаимопонимание. И сегодня каждый из вас получит «Карманное пособие для друга» :1.Если хочешь иметь друга – будь им!2. У дружбы свои законы. Здесь отдают не поровну. Здесь каждый отдаёт своё.3. Юмор – кратчайшее расстояние между пробелом и сознанием.4. Выполняя долг дружбы – оставайся свободным!Дети приходят к выводу, что друг –это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т.е. несёт ответственность за другого.(ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ТЫ ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ- ЗДОРОВО КОГДА НА СВЕТЕ ЕСТЬ ДРУЗЬЯ…)