Доклад «Повышение мотивации и развитие познавательных способностей на уроках математики»


\s
«Игра –это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире
.Игра –это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»
(В.А.Сухомлинский.)
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида обучаются дети с нарушением интеллекта. Многим детям особенно трудно даётся усвоение программного материала по математике. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а функции абстрагирования, обобщения у учащихся специальной школы VIII вида резко снижены.
Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.
Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, является дидактическая игра.
Ещё К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьёзный учёбный труд учащихся.Это позволяет снова организовать и сделать более продуктивной работу школьников.
В игре удаётся приковать внимание умственно отсталых детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях не интересуют их и на которых сосредоточить внимание не удаётся. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность учащегося с привычкой и делает менее заметным для умственно отсталого ребёнка переход к серьёзной учебной работе.
Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать обеспечивает тех необходимых качеств, которые нужны ребёнку для его обучения. Вначале ученик заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре. У ученика возникает интерес к предмету.
Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ученику, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого учащегося.
Главной целью применения математической игры – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность.
Актуальность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики можно добиваться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое число математических действий, упражнений, тренируются в счёте, сравнивают множества и числа, решают задачи и т.д. Внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. Это приобретает особое значение в специальной школе VIII вида, где очень трудно обучать детей оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызывать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. В играх особенно коллективных, формируются и качества личности учащихся.Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания. У ученика развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира.
Игровые формы занятий или математические игры – это занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации.
Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при устном счете:
- математический лабиринт,
- магические квадраты,
- кроссворды,
- ребусы,
- головоломки и др.
При закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Анализ психолого – педагогической литературы по этому вопросу, наблюдения за игровыми действиями, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр:
- игры – упражнения;
- игры – путешествия;
- сюжетная (ролевая) игра;
- игра – соревнование.
Игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах.
Сюжетная (ролевая) игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
При применении разных коррекционных игр на уроках математики у ребят значительно повысился интерес к предмету. Использование занимательного материала способствует возникновению положительных эмоций, активизации деятельности ребенка, развитию произвольного внимания, памяти, мышления, систематизации жизненного опыта, а также общему развитию речи, расширению кругозора и обогащению словаря.
Игровые моменты на уроках – психологическая разрядка. В момент проведения игр, глаза ребят загораются, желание работать мгновенно «вспыхивает» и в этот момент происходит усвоение того материала, усвоение которого происходило с трудом при простом объяснении учителем. Многими исследователями доказано, что наиболее эффектно коррекционно-развивающее воздействие на речевую деятельность ребенка можно осуществлять именно в игре. Организуя урок (или отдельные его части), учитель в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности общается с ним «на равных», преодолевает вторичные отклонения, возникающие вследствие нарушения или недоразвития отдельных сторон речевой и психической деятельности.
Все это свидетельствует об огромном значении занимательного материала, используемого на уроках и во внеклассной работе по математике.
Учитывая особенности мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, дальнейшая работа над этой темой может способствовать совершенствованию знаний, умений и навыков учащихся.