презентация к докладу Мыслительные операции..


Система работы над развитием мыслительных операций на уроке иностранного языка Учитель иностранного языка МАОУ «СОШ №38» г.СыктывкараМайбурова Марина Владиславовна Традиционный и развивающий подходы к обучению и воспитанию Традиционное обучение Развивающее обучение Статус учителя и ученика Ведущий-ведомыйУчитель-субъектУченик-объект РавенствоУчитель = ученик(субъект) (субъект) Педагогические цели Формирование ЗУНов(знаний, умений, навыков) Развитие активной личности, формирование системы убеждений и отношений, формирование знаний и метазнаний ( приёмов добычи знаний) Педагогические средства воздействия Отметка, поощрение, наказание Отметка, оценочное суждение, познавательный мотив Стиль общения Авторитарный (инициатива идёт от учителя) Демократический (у ребёнка должен быть мотив) Роль учителя ОбучающийНаправляющийКонтролирующий Консультант Структура ключевых компетентностей , формируемых на уроке иностранного языка: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности; компетентность в сфере социально-трудовой деятельности; компетентность в бытовой сфере; компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности. Общеучебные умения включают в себя: умение анализировать, синтезировать, наблюдать, сравнивать классифицировать, обобщать и т.д. Какие мыслительные операции используются в процессе обучения иностранному языку? Ответ на этот вопрос важно знать, чтобы уметь правильно ставить развивающую задачу проблемного урока, на котором и происходит развитие мышления учащихся. Учебную деятельность: система взаимосвязанных проблем, возникающих в виде цепочки задач, постепенно увеличивающейся сложности. Условия, способствующие развитию иноязычного мышления: предметная и действенная наглядность;языковой материал;упражнения в слушании, говорении, чтении;обращение к родному языку только в тех случаях, если это абсолютно необходимо; формирование у учащихся установки на пользование беспереводной речью. Анализ – это процесс мысленного расчленения единого целого на части. Синтез - процесс мысленного соединения отдельных частей в единое целое. Упражнения, вызывающие мыслительные операции анализа и синтеза, 1. Классифицируйте… 2. Проанализируйте причины… 3. Систематизируйте… 4. Составить рассказ, употребив данные слова и выражения. 5. Составьте план высказывания. 6. Выберите из текста материал, подтверждающий или опровергающий высказывания учителя. 7. Упражнения по слиянию двух текстов, по включению в один текст фрагментов предыдущих текстов. 8. Составьте ситуации с новыми словами. 9. Озаглавьте каждый пункт плана Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать создать, придумать дизайн, разработать, составить план проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия применить, проиллюстрировать, решить описать, объяснить, определить признаки, формулировать по-другому составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Сравнение есть всегда установление сходства и различия, сопоставляемых предметов, явлений. Упражнения, вызывающую эту мыслительную операцию:1.- Compare today’s weather and yesterday’s weather.( Сравните сегодняшнюю погоду и погоду вчера.)Compare your timetable and your friend’s.( Сравните ваше расписание и вашего друга.)2.- Compare two dialogues. What do these dialogues differ? (Чем отличаются два диалога? Если дети не нашли отличия,даю наводящий вопрос: «В каком из этих диалогов героизнают правила этикета?»)- What does this book differ from another? (Чем отличаются эти книги?) Обобщение – это всегда какой-то итог, общий вывод, делаемый человеком на основе анализа и синтеза упражнение: записываю слова в два столбика по разным типам слога. Например:cake manmake mapface cattable ratplace lamp Дети выводят правило: почему слова читаются по-разному. Конкретизация- есть применение обобщенного понятия к конкретному отдельному случаю. 7 класс, тема «Друзья». Вопрос классу: “Why have you said that he is your best friend?” (Почему вы считаете, что он ваш лучший друг?)Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо конкретизировать своё высказывание о друге. Привести аргументы в пользу своей точки зрения. Умозаключение - есть вывод, который ученики делают из имеющихся данных. При описании времени года:In winter it is very cold in northern parts of Russia. The temperature is about 30-40 degrees bellow zero. Syktyvkar is situated in the North. So it is very cold and frosty there in winter. Усложнение мыслительных операций 5 классе, тема « Времена года». 1. Say that I am right. (Скажите, что я права)It is winter now.The weather is fine today.It is cold.2. Describe these pictures using these words and expressions. (Опишите картинки, используя эти слова и выражения). Предлагается несколько картинок. Дети описывают их по ключевым словам: fine, cold, warm, hot, clear, cloudy, sky, sun, ground, snow, rain.В завершении этих упражнений я предлагаю детям сочинить небольшое стихотворение о временах года. Для этого даю следующую карточку: Spring yellow Summer white Autumn is green Winter brightУчащимися совершенствуются мыслительные процессы в такой последовательности: синтез, анализ или конкретизация, сравнение. 6 класс, тема: «Погода». операция синтеза – анализа усложняется. Высказывания учащихся больше по объему, отличаются так же качественно иным лексическим наполнением.Опишите, пожалуйста, погоду сегодня.Describe today’s weather. The weather is fine today. It is cold and frosty. The temperature is 22 degrees below zero. The sun is shining brightly. It is not snowing now. There is snow everywhere. The snow lays the ground, the trees, the houses like white sugar.Опишите, пожалуйста, погоду зимой.Describe the weather in winter.It is winter. In winter the nature is very beautiful. The trees are dressed in white coats and hats. The ground is covered with a blanket of snow. The forest keeps silence. It is very calm. The nature sleeps like a log. 9 класс, тема «Книги» Один из учащихся задумывает какого-либо писателя, класс задает вопросы, чтобы отгадать этого человека:Is this a man? Yes, this is a man.Does he live nowadays? No, he doesn’t. He doesn’t live nowadays. Did he live in Russia? No, he didn’t. He didn’t live in Russia.Did he write plays? Yes, he did. He wrote plays.Is he William Shakespeare? Yes, he is. He is William Shakespeare. Творческая игра развивает логическое мышление, поскольку отгадывающий имеет право задать определённое количество вопросов, он должен сосредоточить своё внимание на содержании вопросов, выбор протекает весьма интенсивно, то есть учащийся приучается к чёткой и краткой последовательности постановки вопросов. При выполнении этого упражнения учащиеся синтезируют, анализируют, умозаключают. 9 класс, тема «Книги» Enlarge my sentences. (Расширьте мои предложения.)Учитель: People enjoy reading different kinds of books.Ученик: You are right. People enjoy reading different kinds of books. They can read thrillers, romances, historical books, detective stories and love stories.Учитель: Books contain a lot of information.Ученик: That’s true. Books contain a lot of information. They can tell us about lives of famous people, teenagers’ problems, latest discoveries, plants and animals.Здесь имеет место слияние мыслительных операций. Анализ и синтез протекает на высоком уровне. Главное внимание учащихся направлено на раскрытие связей, зависимостей между словами, предложениями, как отдельными частями целого. Это упражнение можно рассматривать как упражнение, вызывающее также индуктивное умозаключение. 9 класс, тема «Свободное время» Finish my sentences.(Закончите мои предложения.)Учитель: People spend their leisure time as they like. The ones ……Ученик: The ones enjoy going to the theatre. It is a perfect way to entertain themselves and relax.Учитель:The seconds……..Ученик: The seconds are interested in reading books. Books help them discover new things and expand their outlook.Учитель: The thirds…….Ученик: The thirds are fond of sport. It makes them feel good. It makes them be healthy and strong.Учащиеся усваивают определённую лексику, употребление настоящего простого времени. Наряду с этим упражнение развивает мышление, в частности, вызывает операции анализа, синтеза и конкретизации. 9 класс, тема «Телевидение» Какая телевизионная программа соответствует вашему вкусу и хобби. Обоснуйте свой ответ.What is your favourite channel?Ученик: My favourite channel is “Animal Planet.” It contains a lot of documentaries, discussions and shows. I think they are informative and creative. Most of them are educational and serious. As I am interested in wildlife this channel helps me at the lessons on biology. I learn much information about animals and plants. It keeps me informed about the rest of the world. I try to watch this channel every day when I have free time.Для выполнения этого упражнения, учащиеся просмотрели программу телевидения, а так же таблицу из учебника (с.76, упр.11, 9 кл.). Анализ, синтез в данном случае поднимается на высокий уровень, т.к. учащиеся должны включить в свой ответ лексику из других тем. Конкретизация Say if I am right and enlarge my statements. (Скажите, что я права и расширьте мои высказывания.)Учитель: The forests are in danger.Ученик: Yes of course. The forests are in danger. The trees are cut down.Учитель: The animals are in danger.Ученик: You are right. The animals are in danger. They are hurt and killed by people.Учитель: The sea animals and fishes are in danger.Ученик: That’s right. The sea animals and fishes are in danger. The rivers are polluted and the fishes are killed.Конкретизируя, учащиеся закрепляют грамматический материал (страдательный залог, 7 класс). Сравнение в 6 классе:Две картинки: «Осень» и «Лето».Compare two seasons. (Сравните два времени года.) Ученик: It is colder in autumn than in summer. The sun shines brighter in summer than in autumn. The sky is clearer in summer. It is sunnier in summer. The trees are green in summer and they are red, yellow and orange in autumn.Учащиеся 5 класса сравнивают животных по картинкам:Ученик: The mouse is small. The tiger is bigger than the mouse. The elephant is bigger than the tiger. So the elephant is the biggest animal.Учащиеся автоматизируют навык употребления прилагательных в трёх степенях сравнения.Учащимся 7 класса в этом отношении предлагаю такое упражнение:Дети сравнивают свои интересы и интересы своего друга.Ученик 1: On Sunday I usually go to the forest and ski.Ученик 2: On Sunday he usually goes to the forest and skies. But I visit my grandmother.Ученик 3: On Sundays she usually visits her grandmother. But I go to the cinema with my friends. Усложнение мыслительных операций во-первых, высказывания учащихся с возрастом характеризуются качественно новым лексическим наполнением; во-вторых, они увеличиваются в объеме; в-третьих, происходит интегрирование в упражнениях многих мыслительных операций; в-четвёртых, сложные мыслительные операции можно развивать у детей на различных этапах урока, в зависимости от класса. Перед учителем иностранного языка стоит цель: овладение языком. Но, обучая языку, мы, так или иначе,обучаем учащихся разным мыслительным операциям иразвиваем умения владеть этими операциями.