Конструктор внеклассного занятия Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций





Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Работа со спичками.


Составитель:
Райшуотис И. В.
учитель начальных классов
МБОУ «ПРОГИМНАЗИЯ»


Г . СУРГУТ Технологическая карта урока
Тема
Занятие 12 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Работа со спичками.

Цель
Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих заданий.

Задачи
1. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
2. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
3. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.

Формируемые УУД












Личностные:
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Коммуникативные:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты






УУД

I. Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке.
Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
-Здравствуйте! Мы начинаем нашу игру «Умники и умницы». Вопросы игры позволят нам еще раз проявить вашу эрудицию, показать знания в разных областях: в литературе, в области русского языка, математики.
- Громко прозвенел звонок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.


II. «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
Цель. Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения.
Показывает упражнения.
Выполняют упражнения.
- Чтобы на занятии нам лучше работалось, выполним «Мозговую гимнастику».
1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

2. «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

4. «Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

5. «Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.


III. Разминка (3-5 минут)
Цель. Создание у ребят определенного положительного эмоционального фона.

Организует самостоятельную работу.
Отвечают на вопросы.
- Начинаем наше занятие с разминки. Прочитайте вопросы про себя. Если вы знаете ответ на вопрос, поставьте рядом «плюс», если затрудняетесь ответить – «минус».
- Итак, на какие вопросы вы не смогли ответить? А кто нашел ответ на этот вопрос? (проверка)

- Русская сказка «Финист – ясный ?(сокол)
- Грустное время года?(Осень)
- Музыкант, играющий на скрипке? (Скрипач)
- Индийский фокусник? (Факир)
- Место в театре, где играют актеры? (Сцена)
- Емкость для хранения бензина? (Канистра)
- В море белый дом плывет.ю из него дымок идет. Вот и берег на виду, дом как крикнет: «ДУ- ду- дууу»? (Пароход)
- Спал цветок и вдруг проснулся- больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел? (Бабочка)
- Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы и заросли роз? (Мороз)
- Что, дотронувшись едва, превращает в дым дрова? (Огонь)
- Кто смог ответить на все вопросы? А у кого возникли трудности? Я думаю, в следующий раз вы обязательно справитесь.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
Слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение.


IV. Тренировка слуховой памяти (10 минут)
Цель. Развитие слуховой памяти, углубление знаний детей.



- Ребята, а что нам помогает учить наизусть стихи, вспоминать приятные моменты путешествий, не забывать поручения мамы? (память)

- Как вы думаете, для чего человеку память?
- Что нужно делать, чтобы память была хорошей?

- Действительно, память отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Человеку со слабой памятью приходится очень трудно. Свою память нужно тренировать.

- Сегодня на уроке мы узнаем, насколько вас не подводит ваша память, а также сможем ее потренировать.

- Сейчас мы выполним задания, которые помогут справиться с этой непростой задачей.


Задание №1. «Закодированное слово». Инструкция: сейчас я вам прочитаю ряды слов. Ваша задача – выделить в каждом слове лишь первую букву и запомнить ее. После этого вы должны записать первые буквы в том же порядке, в котором они прозвучали. У вас должно получиться новое слово. Например, школа, роза, иней, флаг, торт, - шрифт. А теперь работаете самостоятельно:
- кино, арбуз, ритм, тень, аист – карта
- кошка, обед, мама, пион, арфа, сено – компас
- торт, ромашка, ухо, баранка, август – труба
- журавль, утюг, ринг, народ, абрикос, линейка –журнал
- Какие слова у вас получились? Кто смог отгадать все слова? А у кого были затруднения?

- Переходим к следующему заданию.

Задание №3. Инструкция: слушая внимательно, записывайте вторую букву каждого слова. Если вам удастся все сделать без ошибок, то из этих букв получится строка из хорошо известного вам стихотворения.
Смола, бок, крыша, поле, узор, лист, усы, молния, клад, иней, сцена, герой, удар, перо, юнга, вьюга, очки, куртка, одеяло, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит. («Мороз и солнце, день чудесный»)

- Какая фраза у вас получилась?
- Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? (А. С. Пушкин «Зимнее утро»)

- Молодцы!

- Итак, мы с вами тренировали память. А какую именно память тренируют выполненные нами задания? (слуховую)

- Для чего необходимо тренировать слуховую память? (человек воспринимает информацию не только зрительно, но и на слух, поэтому и память надо развивать с разных сторон)

- Кто не допустил ошибок и справился со всеми заданиями? Раскрасьте флажок внизу страницы зелен
·ым цветом. У кого были затруднения? Раскрасьте флажок желтым цветом. А кто не справился ни с одним заданием? Раскрасьте флажок красным цветом.
Регулятивные УУД:

Проговаривать последовательность действий.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор информации.

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.


V. Коррегирующая гимнастика для глаз
Цель.
Профилактика нарушений зрения.

Развитие двигательной активности ребенка.


- Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Отдых у нас будет активным и даже полезным.

1. Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

2. «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе.

3. Закроем веки, слегка помассируем их пальчиками.

4. Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой – до кончика носа. Затем быстро меняем положение рук.

5. Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу, а правой рукой делайте круговые движения по животу.

6. Левой ногой крутите «от себя», а левой рукой крутите «к себе».



VI.Логическо-поисковые задания (10 минут)
Цель.
Развитие гибкости мышления.



- А какие еще стихи А. С. Пушкина вы знаете? («У лукоморья», «Жили – были старик со старухой»)

- Что помогло поэту создать такие замечательные произведения? (Хорошая память, умение сочинять, использование красивых слов)

- А как именно называются такие красивые слова? Может автор знал какие-то необычные приемы? Вспомните, как они называются? (сравнения, олицетворения, эпитеты)

- Молодцы! Меня радует, что вы работаете, засучив рукава, правильно отвечаете на вопросы, не падаете духом, а берете себя в руки и принимаетесь за дело.

- Что вас удивило в моем высказывании? (Вы произносили необычные выражения: засучив рукава, не падаете духом, берете себя в руки)

- Такие необычные выражения мы с вами изучали во 2 классе. Вспомните, как они называются. (Фразеологизмы)

- Что такое фразеологизм? Для чего они нужны в речи? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения наших мыслей)

- Подумайте и закончите фразеологизмы. Попробуйте объяснить их значение.
- Коломенская (верста)- очень высокий человек.
- Как снег (на голову) – неожиданно
- Как две капли (воды) – очень похожи
- Делать из мухи (слона) –сильно превеуличивать.
- На партах лежат карточки, работая в тройках, соедините фразеологизм с его значением.

- Проверим, что у вас получилось. Вы самостоятельно определили значение фразеологизмов, а теперь соотнесем их с картинкой.

(работа на интерактивной доске)

(я считаю что фразеологизм «бить баклуши» подходит к этой картинке, т.к. мальчик бездельничает и ничего не делает и т.д.)

- Сверьте ответ товарища с вашей карточкой. Кто согласен?

- Итак, чтобы речь была выразительной, образной, чтобы мы могли понимать и анализировать художественные тексты, нам нужно быть грамотными, правильно употреблять в речи фразеологизмы, знать из значение.
Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.


VII. Работа со спичками (10 – 15 мин)



1.Задание
Составь из спичек такую фигуру. Сколько в ней квадратов? Убери 4 палочки, чтобы осталось два неравных квадрата.



2. Задание
Составь из спичек такую фигуру.
Сколько квадратов в этой фигуре? Убери 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.



3.Задание
Составить из спичек две рюмки. Переложи 6 спичек, чтобы получился дом. Нарисуй его.



Оцените работу своей группы. Если вы работали дружно, помогали найти верное решение, справились с заданием, раскрасьте флажок зеленым цветом.

- Если у вас возникли затруднения, вы не смогли вовремя договориться, но в итоге справились с заданием – раскрасьте флажок желтым цветом.

- Если у вас ничего не получилось – красным.
(проверка результатов работы групп)
Познавательные УУД:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



VIII. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.



- Вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями. Кто может положиться на свою память? Кто не допустил ошибок?
- Закончить наше занятие я хочу стихотворением.

Кто ничего не замечает
Тот ничего не изучает
Кто ничего не изучает
Тот вечно хнычет и скучает.
- Мы хныкали?
- Скучали?
- Значит
- Что-то изучали!
- Вы сегодня были молодцы! Оцените свою работу (на доске)
Личностные УУД:
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

IX. Домашнее задание.


- В рабочей тетради выполняем задание 7, выбираем в скобках нужное слово, чтобы получился фразеологизм. Объясните родителям, что он означает.





Разминка
1. Грустное время года?
2. Музыкант, играющий на скрипке?
3. Индийский фокусник?
4. Место в театре, где играют актеры?
5. Емкость для хранения бензина?
6. Русская сказка «Финист – ясный ?
7. В море белый дом плывет.ю из него дымок идет. Вот и берег на виду, дом как крикнет: «ДУ- ду- дууу»?
8 Спал цветок и вдруг проснулся- больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел?
9. Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы и заросли роз?
10. Что, дотронувшись едва, превращает в дым дрова?

Развиваем слуховую память
«Закодированное слово»:
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Расшифруй слова. Кто их автор?



































Бить баклуши


бездельничать, ничего не делать



Водить за нос



Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного.




Дым коромыслом



шум, гам, беспорядок, суматоха.



Зарубить на носу



Запомнить крепко-накрепко, раз навсегда.



Медвежья услуга



непрошенная помощь, услуга, которая приносит больше вреда, чем пользы.


Мухи не обидит




слишком кроткий, безобидный, смирный человек



Витать в облаках



Быть оторванным от реальной жизни, больше мечтать, чем делать



Кот наплакал



очень мало




Пускать пыль в глаза




хвастаться, набивать себе цену, выказывая свое богатство, роскошь, знатность



Море по колено



так говорят про человека, который реально не соизмеряет размер препятствия (силу противника) и свои возможности. Такому «герою», всё ни по чем, ничто его не пугает



















































Конструкт внеклассного занятия
"Юным умникам и умницам" Рисунок 10Дым коромысломРисунок 33Дым коромысломРисунок 85Рисунок 9115