Особенности развития слуховой и зрительной памяти у детей с различными типами ЗПР


Особенности развития слуховой и зрительной памяти у детей с различными типами ЗПР
Память играет важнейшую роль в жизни человека. Психика не только получает информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит, накапливает ее. В течение жизни человек узнает много нового и сохраняет информацию благодаря памяти.
На память часто жалуются, часто восхищаются ею. В древние времена люди, чтобы запомнить - делали зарубки «на память» на кустах дерева или камнях, вели счет, завязывали узелки на веревках. Мы окружаем себя записными книжками, дневниками, конспектами, органайзерами.…
Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком того, что он слышал и видел, чувствовал и переживал.
Память – это возможность узнать и вспомнить знакомые предметы и людей, воспроизвести прошедшие события, усвоенную информацию.
Значение памяти в жизни человека очень велико. Все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства. Память сохраняет нам знания, а без знаний немыслима ни плодотворная деятельность, ни успешное учение.
А что же можно сказать о памяти ребенка? Память в раннем детском возрасте - одна из центральных основных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции. Мышление ребёнка раннего возраста во многом определяется его памятью. Мыслить для ребёнка раннего возраста – значит вспоминать, опираться на свой прежний опыт. Ребенок развивается и межфункциональные отношения памяти изменяются в противоположную сторону, теперь для ребёнка вспоминать – значит мыслить.
Важнейшей особенностью в развитии сознания дошкольников является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка. В центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит, как показывают исследования, доминирующая роль, она развивается более интенсивно, чем другие способности. Следовательно, следует максимально развивать память ребенка в этот период.
В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. По скорости развития она опережает другие способности. Дети с легкостью запоминают стихи, считалки, загадки, сказки. Это объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание.
В этот период память носит преимущественно непроизвольный характер. Ребенок не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Он запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Непроизвольная память имеет огромное значение в жизни человека, на её основе формируется основная по объёму и по жизненному значению часть человеческого опыта.
К концу дошкольного детства у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Не смотря на то, что память в дошкольном возрасте развивается очень интенсивно, объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания.
Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой.
Классификация основных видов задержки психического развития по К.С. Лебединской опирается на классификацию Т.А.Власовой, М.С.Певзнер. В основе её лежит этиологический принцип.
ЗПР конституционального происхождения – задержка развития имеет форму, которую определяет наследственность. Для детей с этим видом ЗПР характерна гармоничная незрелость телосложения и одновременно психики. Настроение ребенка преимущественно положительное, он быстро забывает обиды. Из-за незрелой эмоционально-волевой сферы не получается формирования учебной мотивации. Для детей с конституциональной задержкой характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия (доступных ребенку занятий в игровой форме, положительном контакте с учителем).
ЗПР соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т.д. У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время
Эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности дети могут усваивать учебный материал, в упадок работоспособности могут отказаться от работы. Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Такие дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.
ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия – безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве.
Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.
ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга), токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание.
У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое приводит к повышенной утомляемости, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена. Такие дети знания усваивают фрагментарно. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.
Задержка психического развития проявляется в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка. У детей с ЗПР отмечается сниженная работоспособность, вследствие возникающих у них явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости. Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. Отклонения в познавательной деятельности наиболее отчетливо обнаруживаются именно как снижение памяти.
Причины нарушения памяти у детей с ЗПР обусловлены как различными клиническими факторами, так и психолого-педагогическими факторами. В связи с этим выявляют разнообразные нарушения памяти.
Мною на базе ГБУ РХ «Саяногорского реабилитационного центра для детей» было проведено исследование особенностей слуховой и зрительной памяти у детей с различными типами ЗПР. Участие в исследовании приняли дети в возрасте 5-6 лет с ЗПР церебрально-органического вида и с ЗПР психогенного вида, находящиеся на реабилитации. Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.
В качестве методик исследования слуховой и зрительной памяти детей с ЗПР использовала следующие:
1. «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия2. «Запоминание картинок»
В результате исследования я сделала следующие выводы:
У детей с ЗПР психогенного вида кратковременная слуховая память развита лучше, чем у детей с ЗПР церебрально-органического вида, об этом свидетельствует более высокий объем удержания информации в кратковременной памяти.
Дети с ЗПР церебрально-органического вида при ответах склонны к вплетению лишних слов, что свидетельствует о слабости саморегуляции, программирования и контроля за деятельностью.
Дети с ЗПР церебрально-органического вида чаще допускают ошибки по типу звуковых замен (тень-день, ночь-дочь) что свидетельствует не только о недостаточном развитии памяти, но и о трудностях восприятия слухоречевой информации.
Дети с ЗПР психогенного вида чаще допускают вербальные замены на основе семантической близости (ночь – луна, лес - деревья), что свидетельствует о дефиците номинативной функции речи и трудности воспроизведения стимульных слов одной лексико-семантической категории (ночь-нача, мост-мозда). Также это может свидетельствовать о дефиците активного и пассивного словарного запаса и недостаточности представлений об окружающем мире.
Среднее значение кратковременной слуховой памяти у детей с ЗПР церебрально-органического вида и у детей с ЗПР психогенного вида соответствует среднему уровню. Среднее значение долговременной слуховой памяти у детей с ЗПР церебрально-органического вида соответствует низкому уровню, в то время как среднее значение долговременной слуховой памяти детей с ЗПР психогенного вида также соответствует среднему уровню. Кратковременная зрительная память детей с ЗПР церебрально-органического и психогенного вида развита лучше долговременной, что свидетельствует об увеличении скорости забывания.
Среднее значение кратковременной и долговременной зрительной памяти у детей с ЗПР церебрально-органического вида соответствует среднему уровню. А среднее значение кратковременной зрительной памяти у детей с ЗПР психогенного вида соответствует высокому уровню. При этом среднее значение долговременной слуховой памяти детей с ЗПР психогенного вида соответствует среднему уровню.
100% детей и с ЗПР церебрально-органического, и с ЗПР психогенного вида допускают нарушение порядка следования стимульных слов.
У детей с ЗПР церебрально-органического вида, зрительная память, как кратковременная, так и долговременная развита лучше слуховой.
У детей с ЗПР психогенного вида, зрительная память, как кратковременная, так и долговременная развита лучше слуховой.
В результате проделанной работы я могу сделать вывод, что уровень развития слуховой и зрительной памяти у детей с ЗПР психогенного вида является выше, чем у детей с ЗПР церебрально-органического вида. Зрительная память у детей с ЗПР церебрально-органического и психогенного вида развита лучше слуховой.
Развитие памяти у детей с ЗПР приобретает особую актуальность. Возможности памяти детей данной категории ограничены и отличаются качественным своеобразием: отмечается значительное ослабление памяти, объем памяти ограничен, продолжительность запоминания смысловой информации больше, чем у нормальных детей, они склонны к механическому заучиванию информации, наблюдаются сложности с вопроизведением материала, характерна неточность его воспроизведения, и приходится прилагать для этого дополнительные усилия. Нарушения памяти могут проявляться в трудностях с усвоением школьной программы, школьной дезаптацией.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития у детей. Интенсивно в этот период развивается и память как психический процесс. В это время нужно обязательно развивать память детей, особенно у детей с ЗПР.
Работая с детьми над тренировкой памяти, очень важно соблюдать некоторые моменты.
Нужно, чтобы ребенок понимал, что значит запомнить. Если он не понимает, что нужно запомнить, он не может применить специальные приемы заучивания (проговаривание вслух, повторное называние, группировка материала), продуктивность такого запоминания очень низка и практически равна непроизвольному запоминанию.
Необходимое условие высокой продуктивности деятельности запоминания- ее целенаправленность. Из-за недостаточно устойчивого внимания дети с ЗПР часто отвлекаются при заучивании материала. Это снижает эффективность запоминания.
Эффективность произвольной зрительной и слуховой памяти существенно зависит и от умения контролировать себя в ходе заучивания, от умения дифференцировать воспроизведенный материал от невоспроизведенного.
Без достаточного уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти. Т. А. Власова, М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у детей с ЗПР как на одну из главных причин их трудности в обучении.
Используя эффективные пути и средства педагогической поддержки детей, учитывая различные методы и приемы в работе, психологические особенности детей, можно значительно улучшить показатели развития памяти, ведь как ребенок научится запоминать, применяя разнообразные приемы, зависит его успешное обучение в школе, дальнейшая интеграция в общество.
Направления работы по развитию памяти у детей с ЗПР:
-учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (использование наглядности, повторного проговаривания вслух);
-организация смыслового запоминания на основе выделения главного;
-визуализация запоминаемой информации
(использование ярких и несложных мнемотаблиц, схем);
-многократное повторение материала;
-определение рационального объема запоминаемого материала
(в зависимости от особенностей развития и по годам обучения);
-эмоциональность передаваемой информации для привлечения резервов эмоциональной памяти.