Рабочая программа курса внеурочной деятельности Развитие познавательных способностей


Пояснительная записка.
Проблема формирования психологически здоровой личности в настоящее время является очень актуальной, учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Одна из главных задач данных уроков научить детей не бояться ошибаться, для этого используются мотивационные беседы и самопроверка с обсуждением основных ошибок. Большая часть упражнений выполняется в тетради и на бланках, поэтому очень удобно использовать цветные карандаши, фиксирующие ошибки. Это замечательный способ диагностики трудностей ребёнка.
Данная рабочая программа разработана на основе программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».
Сроки реализации программы: учебный курс изучается 2 раза в неделю 68 часов в год.
Цель курса: познавательно-личностное развитие школьников, формирование умения осуществлять различные умственные действия, развитие самостоятельности детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.
Задачи курса:
развитие познавательных способностей;
развитие общеучебных умений и навыков.
Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.
Основная цель обучения расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.



Содержание уроков психологического развития:
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности («Колечко», «Рисуем двумя руками», «Лезгинка»).
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность («Все ли ты увидел?», «Загадочные контуры»).
При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности («Копирование», «Послушай и ответь», «Копирование по точкам», «Перепутанный рассказ» и др.).
Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. На уроках психологического развития у учащихся вырабатываются умения определять соотношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., формируются элементарные логические операции («Часть – Целое»).
При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее («Волшебный карандаш»), так и на творческое воображение («Что это?»; «Закончи рисунки» и др.).
Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой. Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями, и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме («Графический диктант»).
 В соответствии с программой ФГОС существует 4 вида универсальных учебных действий (УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
  Личностные УУД:
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (честно, виноват, поступил правильно и др.);
мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре.
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
строить речевое высказывание в устной форме;
уметь справляться со страхами, обидами, гневом.
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
учиться исследовать свои качества и свои особенности;
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;
учиться наблюдать;
сравнивать предметы, объекты, находить сходства и различия;
группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
учиться доверительно, и открыто говорить о своих чувствах;
слушать и понимать речь других ребят;
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;
уметь отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников.
Предполагаемые результаты:
- развитие основных мыслительных способностей учащихся;
- развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
- развитие речи;
- становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
- снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
- высокая степень познавательной активности учащихся.
Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.


Календарно - тематическое планирование занятий.
2 класс.

Номер занятия
Задачи
Содержание
Дата проведения

1
1. Развитие воображения.
2. Развитие произвольности и устойчивости внимания.
3. Развитие произвольности запоминания.

1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием».
3. Упражнение «Волшебный карандаш».
4. Упражнение «Переплетенные линии».
5. Упражнение «Ухо-нос».
6. Упражнение «Запомни слова».
7. «Цвет моего настроения».


2.
1. Развитие воображения.
2. Развитие речи.
3. Развитие произвольности и устойчивости внимания.
4. Развитие произвольности запоминания.

1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием».
3. Упражнение «Волшебный карандаш».
4. Упражнение «Словесный аукцион».
5. Упражнение «Мельница».
6. Упражнение «Переплетённые линии».
7. «Цвет моего настроения».


3
1. Развитие устойчивости внимания.
2. Развитие произвольности.
3. Развитие речи.
4. Развитие произвольности запоминания.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием».
3. Упражнение «Шрифт».
4. Упражнение «Словесный аукцион».
5. Упражнение «Послушай и запомни».
6. Упражнение «Кулачки».
7. «Цвет моего настроения».


4
1. Развитие речи.
2. Развитие произвольности и устойчивости внимания.
3. Развитие произвольности запоминания.

1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием».
3. Упражнение «Словесный аукцион».
4. Упражнение «Шрифт».
5. Упражнение «Корректор».
6. Упражнение «Перекрёстное марширование».
7. Упражнение «Послушай и запомни».


5
1. Развитие устойчивости внимания.
2. Развитие произвольности запоминания.
3. Развитие воображения.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием».
3. Упражнение «Шрифт».
4. Упражнение «Что изменилось?».
5. Упражнение «Волшебный карандаш».
6. Упражнение «Кулачки».
8. «Цвет моего настроения».


6
1. Развитие речи.
2. Развитие воображения.
3. Развитие произвольности запоминания.
4. Развитие концентрации и устойчивости внимания.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Кулак, ребро, ладонь».
3. Упражнение «Словесный аукцион».
4. Упражнение «Послушай и запомни».
5. Упражнение «Ухо-нос».
6. Упражнение «Спрятанное слово».
7. Упражнение «Сорви яблоко»
8. «Цвет моего настроения».


7
1. Развитие воображения.
2. Развитие произвольности запоминания.
3. Развитие устойчивости внимания.
4. Развитие речи.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Лезгинка».
3. Упражнение «Комиксы».
4. Упражнение «Что может быть».
5. Упражнение «Сорви яблоко»
6. Упражнение «Запомни слова».
7. Упражнение «Фраза в цифрах».
8. «Цвет моего настроения».


8
1. Развитие воображения.
2. Развитие произвольности запоминания.
3. Развитие внимания.
4. Развитие речи.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Кулак, ребро, ладонь».
3. Упражнение «Что может быть?».
4. Упражнение «Послушай и запомни».
5. Упражнение «Мельница».
6. Упражнение «Расставь точки».
7. Упражнение «Волшебный карандаш».
8. «Цвет моего настроения».


9
1. Развитие произвольности внимания.
2. Развитие пространственной ориентации.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Лезгинка».
3. Упражнение «Графический диктант».
4. Упражнение «Холодно -горячо».
5. Упражнение «Контуры».
6. Упражнение «Сорви яблоко»
7. «Цвет моего настроения».


10
1. Развитие переключаемости и устойчивости внимания.
2. Развитие воображения.
3. Развитие произвольности запоминания.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием».
3. Упражнение «Корректор».
4. Упражнение «Перекрёстное марширование».
5. Упражнение «Послушай и запомни».
6. Упражнение «Словесный аукцион».
7. «Цвет моего настроения».


11
1. Развитие воображения.
2. Развитие мышления.
3. Развитие внимания.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием».
3. Упражнение «Комиксы».
4. Упражнение «Подбери пару».
5. Упражнение «Ухо-нос».
6. Упражнение «Расставь точки».
7. Упражнение «Сорви яблоко»
8. «Цвет моего настроения».




12
1. Развитие внимания.
2. Развитие воображения.
3. Развитие речи.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Лезгинка.
3. Упражнение «Пропавшее число».
4. Упражнение «Ныряльщик».
5. Упражнение «Графический диктант».
6. Упражнение «Что может быть».
7. Упражнение «Продолжи историю».
8. «Цвет моего настроения».


13
1. Развитие мышления.
2. Развитие восприятия.
3. Развитие внимания.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Кулак, ребро, ладонь».
3. Упражнение «Логико-поисковые задачи».
4. Упражнение «Скопируй фигуры».
5. Упражнение «Перекрёстное марширование».
6. Упражнение «Холодно -горячо».
7. «Цвет моего настроения».


14
1. Развитие мышления.
2. Развитие внимания.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям».
3. Упражнение «Перепутанный рассказ».
4. Упражнение «Что изменилось?».
5. Упражнение «Перепутанное марширование».
6. Упражнение «Контуры».
7. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат».


15
1. Развитие внимания.
2. Развитие воображения.
3. Развитие речи.

1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям».
3. Упражнение «Запомни слова».
4. Упражнение «Что может быть».
5. Упражнение «Переплетённые линии».
6. Упражнение «Нарисуй и опиши».
7. «Цвет моего настроения».


16
1. Развитие мышления.
2. Формирование внутреннего плана действий.
3. Развитие внимания.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением языка и дыхания».
3. Упражнение «Выдели свойства».
4. Упражнение «Графический диктант».
5. Упражнение «Ныряльщик».
6. Упражнение «Устный счёт в игре».
7. Упражнение «Расставь точки».


17
1. Развитие воображения.
2. Развитие мышления.
3. Развитие восприятия.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием».
3. Упражнение «Продолжи историю».
4. Упражнение «Спрятанное слово».
5. Упражнение «Ныряльщик».
6. Упражнение «Подбери пару».
7. Упражнение «Скопируй фигуры».
8. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат».


18
1. Формирование внутреннего плана действий.
2. Развитие мышления.
3. Развитие восприятия
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Кулак, ребро, ладонь».
3. Упражнение «Устный счёт в игре».
4. Упражнение «Выдели свойства».
5. Упражнение «Ухо-нос».
6. Упражнение «Логико-поисковые задачи».
7. Упражнение «Графический диктант».
8. «Цвет моего настроения».


19
1. Развитие внимания.
2. Развитие речи.
3. Развитие воображения.
4. Развитие произвольности запоминания.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Лезгинка».
3. Упражнение «Что изменилось?».
4. Упражнение «Словесный аукцион».
5. Упражнение «Мельница».
6. Упражнение «Послушай и запомни» .
7. «Цвет моего настроения».


20
1. Развитие мышления.
2. Развитие внимания.
3. Развитие восприятия.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Кулак, ребро, ладонь».
3. Упражнение «Подбери пару».
4. Упражнение «Ребусы».
5. Упражнение «Ухо-нос».
6. Упражнение «Спрятанное слово».
7. Упражнение «Холодно -горячо».
8. «Цвет моего настроения».


21
1. Развитие мышления.
2. Развитие произвольности запоминания.
3. Развитие внимания.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Лезгинка».
3. Упражнение «Логико-поисковые задачи».
4. Упражнение «Соедини слово».
5. Упражнение «Мельница».
6. Упражнение «Семь предметов».
7. Упражнение «Пропавшее число».
8. «Цвет моего настроения».


22
1. Развитие внимания.
2. Развитие памяти.
3. Формирование внутреннего плана действий.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям».
3. Упражнение «Запомни пару».
4. Упражнение «Графические отношения».
5. Упражнение «Угадай по признакам».
6. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат».
7. Упражнение «Контуры»
8. «Цвет моего настроения».


23
1. Развитие воображения.
2. Развитие внимания.
3. Развитие восприятия.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям».
3. Упражнение «Продолжи историю».
4. Упражнение «Пропавшее число».
5. Упражнение «Мельница».
6. Упражнение «Графический диктант».
7. Упражнение «Скопируй фигуры».
8. «Цвет моего настроения».


24
1. Развитие воображения.
2. Развитие памяти.
3. Развитие мышления.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием».
3. Упражнение «Запомни пару».
4. Упражнение «Новый волшебный предмет».
5. Упражнение «Соедини слово».
6. «Цвет моего настроения».


25
1. Развитие мышления.
2. Развитие внимания.
3. Формирование внутреннего плана действий.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием».
3. Упражнение «Угадай по признакам».
4. Упражнение «Ребусы».
5. Упражнение «Перекрёстное марширование».
6. Упражнение «Найди отличия».
7. Упражнение «Устный счёт в игре».
8. «Цвет моего настроения».


26
1. Развитие памяти.
2. Развитие мышления.
3. Развитие внимания.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Восьмёрка».
3. Упражнение «Запомни пару».
4. Упражнение «Выдели свойства».
5. Упражнение «Лягушка».
6. Упражнение «Пропавшее число».
7. «Цвет моего настроения».


27
1. Развитие мышления.
2. Развитие памяти.
3.Развитие внимания.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Восьмёрка».
3. Упражнение «Соедини слово».
4. Упражнение «Слово подсказка».
5. Упражнение «Ныряльщик».
6. Упражнение «Логико-поисковые задачи».
7. Упражнение «Корректор».


28
1. Формирование внутреннего плана действий.
2. Развитие воображения.
3. Развитие внимания.
4. Развитие мышления.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Лезгинка».
3. Упражнение «Контуры».
4. Упражнение «Словесный аукцион».
5. Упражнение «Предложение без пробелов».
6. Упражнение «Сорви яблоко»
7. Упражнение «Графический диктант».
8. «Цвет моего настроения».


29
1. Развитие мышления.
2. Развитие внимания.
3. Развитие произвольности
Развитие памяти.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Лезгинка».
3. Упражнение «Ребусы».
4. Упражнение «Горячо -холодно».
5. Упражнение «Угадай по признакам».
6. Упражнение «Семь предметов».
7. Упражнение «Сорви яблоко»
8. «Цвет моего настроения».



30
1. Развитие внимания.
2. Формирование внутреннего плана действий.
3. Развитие воображения.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям».
3. Упражнение «Фраза (слово) в цифрах».
4. Упражнение «Устный счёт в игре».
5. Упражнение «Лягушка».
6. Упражнение «Новый волшебный предмет».
7. «Цвет моего настроения».


31
1. Развитие мышления.
2. Развитие речи.
3. Развитие памяти.
4. Развитие внимания.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям».
3. Упражнение «Угадай по признакам».
4. Упражнение «Сравни пару».
5. Упражнение «Слово подсказка».
6. Упражнение «Ухо-нос».
7. Упражнение «Предложение без пробелов».
8. «Цвет моего настроения».


32
1. Развитие памяти.
2. Развитие мышления.
3. Развитие внимания.
4. Развитие произвольности
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием».
3. Упражнение «Штрих-счёт».
4. Упражнение «Ребусы».
5. Упражнение «Соедини слово».
6. Упражнение «Кулачки».
7. Упражнение «Корректор».
8. «Цвет моего настроения».


33
1. Развитие мышления.
2. Развитие воображения.
3. Формирование внутреннего плана действий.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием».
3. Упражнение «Дополни набор».
5. Упражнение «Комиксы».
6. Упражнение «Устный счёт в игре».
7. «Цвет моего настроения».


34

1. Развитие мышления.
2. Развитие внимания.
3. Развитие воображения.
1. «Цвет моего настроения».
2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием».
3. Упражнение «Перепутанный рассказ».
4. Упражнение «Штрих-счёт».
5. Упражнение «Мельница».
6. Упражнение «Новый волшебный предмет».
7. «Цвет моего настроения».















15