Конспект занятия Хлеб-всему голова


МБДОУ д/с №9 «Зорюшка» х.Николовка
Воспитатель 1 квалификационной категории Кравцова В.А
Комплексное занятие в подготовительной группе
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие
Тема " Музей хлебного зёрнышка"
Цель: Обобщить представления детей о труде хлебороба.
Задачи : образовательные- обобщить представления детей о труде хлебороба, понимание компонентов трудового процесса( построение наглядно-схематических и мыслительных модулей: профессия человека-цель труда-материал и предметы труда-результат труда)
- закрепить знания о хлебных злаках, о видах пшеницы(озимая, яровая),о росте растений, , о необходимых условиях(погодных, труд человека).
- развивающие :- развивать познавательные процессы: образное мышление, речь , воображение.
-обогащать словарный запас(названия предметов старины, названия злаковых культур, профессий)
-воспитательные: -воспитывать интерес и уважение к труду хлебороба, желание больше знать о пользе злаковых культур, быть бережливыми по отношению к хлебу. Воспитывать интерес к русскому фольклору(стихи, загадки, пословицы и поговорки, заклички)
Региональный компонент : развивать интерес к сельскохозяйственному труду своей местности, воспитывать желание быть участниками краеведческой деятельности .Обогащение словаря: -хлебороб, комбайн , агроном, хлебные злаки( рожь, пшеница, овёс) ; название предметов старины (серп, цеп, молотить, сноп); музей, экспонат.
Предварительная работа: - чтение стихотворений(Е. Трутнева "Золотой дождик", А. Некрасов "Нива", С. Дрожжина "Каравай", Я. Аким "Хлеб", В. Приходько "Новый каравай"), чтение украинской сказки "Колосок", рассказа К. Паустовского "Тёплый хлеб". Загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок о хлебе , о труде, рассматривание картин и иллюстраций. Ситуации общения: чтение стихотворения С. Михалкова "Булка"( Как бы ты поступил?)
Материал к занятию: -колосья разных зерновых культур, мешочки с крупами и хлебными злаками; модели процесса выращивания зерновых культур; иллюстрации с изображением людей разных профессий, с изображением хлебной нивы, уборки урожая в старину и в нынешнее время; видеозапись мультфильма, предметы старины (серп, цеп), музыка для релаксации.
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, что такое музей?( ответы, рассуждения детей). - Музей старинной посуды, музей игрушки или целый дом музей, музеи бывают разные. Предметы или экспонаты в них собраны человеком на протяжении многих лет.
Хочу вам предложить создать здесь, в детском саду ,музей, а на какую тему будут собраны экспонаты попробуйте отгадать.
Чтение детьми стихотворения
Осень хлебосольная Как созреют солнышком
Накрывай пиры . Колоски лучи,
Полюшко раздольное Жёрнов смелет зёрнышки-
Принесло дары. Ставят хлеб в печи.
Хлеба нынче вволюшку, Корочкой румянится
Хлебушек высок. Пышный каравай.
Поклонюсь я полюшку , Осень хлебом славится,
Гнётся колосок . Пробуй урожай!
-Ребята, вы догадались какие экспонаты будут собраны в нашем музее
(ответы, предположения детей).
- Правильно, и назовём мы его "Музей хлебного зёрнышка".-Чтобы предметы здесь поместить, надо знания свои применить.
-Как вы думаете, какой первый и главный экспонат мы поместим в нашем музее? (хлеб, каравай)
- Почему вы так думаете? ( хлеб самый главный продукт на столе; он очень полезный; хлеб вкусный, душистый, он нужен людям и .т. д)
Поговорки и пословицы о хлебе
Детям предлагается вспомнить пословицы и поговорки о хлебе
" Хлеб всему - голова", "Худой обед , коли хлеба нет" , "Хлеб батюшка, вода матушка", " Без труда хлеб не родится никогда", "Хочешь есть калачи - не сиди на печи" и др Выставляется первый экспонат "Каравай"( тестопластика)

Чтение детьми стихотворения
Вот он, хлебушко душистый, И в каждый дом, на каждый стол
С хрупкой корочкой витой, Он пожаловал , пришёл.
Вот он тёплый, золотистый, В нём здоровье, наша сила,
Словно солнцем налитой. В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
(С. Погореловский)
- Берегите, ребята хлеб, уважайте труд хлебороба.
О труде хлебороба все колосья поют,
Значит , это особый, замечательный труд.
(П.Синявский)
Задание "Кто, что делает?"
Дети берут иллюстрации с изображением людей разных профессий, рассказывают кто, что делает.(Тракторист пашет, боронует, сеет. Агроном следит за посевом, за внесением удобрений , проверяет семена на всхожесть. Комбайнёр косит хлебную ниву. Водитель возит зерно на элеватор, на мельницу, муку в пекарню и т.д ).

Выставляется второй экспонат - портрет хлебороба и иллюстрации
"Отгадай загадку"
Вырос в поле дом Стены позолочены,
Полон дом зерном. Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном,
На столе золотом.
( Колосок)
-Колосок есть у всех зерновых культур. Ребята, какие зерновые культуры вы знаете? ((Пшеница, овёс, ячмень, рожь, просо, гречиха).Из каких зерновых культур пекут хлеб ? (пшеница, рожь).
Задание№1 " Найди пшеничный колосок"
(дети находят среди разных колосков -пшеничный)
Задание №2 "Найди хлебный злак"
( Дети подходят к столу и определяют тактильно, в каких мешочках находится хлебный злак.)
_ Чтобы выросло и созрело зёрнышко человек выполняет определённую работу. Попробуем с помощью этих карточек-схем
создать цепочку последовательных действий "Что сначала, что потом»

Физминутка"Хорошо - плохо"
- Друзья, давайте вспомним , что хорошо и что плохо для роста зерновых культур.
Если плохо- топни ножкой,
Хорошо ли-бей в ладошки.
(Ласковый дождик, гроза, сильный порывистый ветер, солнышко, град, снег, жаркое палящее солнце, молния, лёгкий ветерок, ливневый дождь, мороз, вредные насекомые, грызуны)Выставляется третий экспонат "Колосок" и мешочки с хлебными злаками.
Упражнения на релаксацию
- Выходите-ка, ребята, буду вас в зёрнышки превращать!
(Звучит лёгкая мелодия, дети выполняют движения по тексту)
"Спят зёрнышки в тёплой земле-матушке и снится им сон:
как они от тёплого дождика, да от ласкового солнышка просыпались, силушки набирались, прорастали , вверх росточки, колоски поднимали, ветерок их качал, дождик поливал, солнышко согревало,
а буря пугала .Скоро наши зёрнышки побегут, заторопятся, и на нашем столе хлебушком оборотятся. Будут славить хлебное зёрнышко, славить да в пояс кланяться."Воспитатель :- Какими экспонатами можно дополнить наш музей?( предложения детей: книги, загадки и стихи о хлебе, фотографии людей, и др.)
"Предметы старины"
Детям предлагается посмотреть фрагмент мультфильма "Пирожок". Задание : -Какие необычные предметы вы увидели в этой сказке?(Серп, цеп, сноп)
( Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением людей , которые трудились раньше, обращает их внимание на тяжёлый труд пахаря, косарей, на отсутствие техники.)

Четвёртый экспонат " Предметы старины"(серп, цеп, пшеничный сноп, лоток, иллюстрации).

Хлопот немало с урожаем:
Жнём, молотим, провеваем.
А когда муку мы смелем
Принимаемся за дело:
Месим, месим, и взбиваем,
Лепим, лепим, и катаем,
И летит из края в край,
Весть что будет КАРАВАЙ!
Итог занятия :-Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось участвовать в создании Музея хлебного зёрнышка"?
Если вы пожелаете, то сможете рассказать о нашем музее младшим друзьям, родителям , гостям . Но главное не забудьте им рассказать о том , что к хлебу нужно относиться бережно и с уважением .
-Что это значит, как вы думаете?( ответы детей)
( далее дети занимаются "выпечкой" изделий (тестопластика) для сюжетно-ролевых игр : "Хлебный магазин", "Столовая", "Кафе".) 5300996160202