Урок: Экономические блага и ограниченность ресурсов


Тема урока: Экономические блага и ограниченность ресурсов. Факторы производства
(1 час, 9-10 классы)
Дидактическая задача:
создать на уроке условия для активного получения учащимися информации на предметно-действенном, эмоциональном, логическом и мировоззренческом уровнях; продолжить формировать познавательную компетенцию каждого ученика; использовать современные интерактивные методики.
Цели урока:
Образовательная: отработать алгоритм взаимовыгодного обмена;
стимулировать познавательную активность через различные формы работы.
Развивающая: актуализировать знания и навыки по экономике, экономической географии, литературе, геометрии и др. предметам.
Воспитывающая: вовлечь ребят в активную практическую деятельность, совершенствовать деловую коммуникативность между ними.
Оборудование: ПК, проектор, экран, подарки-пакеты с канцелярскими товарами,
4 листа ватмана, 2 ножниц, 2 линейки, 2 карандаша, транспортир, рулон скотча, коробка с канцелярскими скрепками.
Ход урока:
Учитель. Принято считать экономику в школе новомодным предметом. Готова опровергнуть это мнение. Послушайте отрывок из школьной характеристики известного ученика начала XIX в.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть судить умел о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет…
Учитель (фиксирует тему на доске). Мы не случайно обратились к строкам А.С. Пушкина, ибо темой могут быть его слова – «Как государство богатеет». Существует два взгляда на происхождение богатства. Одни считают, что богатство рождается только в производстве, другие – и в производстве, и в торговле. Скажите, какое государство богаче: то, где много магазинов, или то, где много предприятий?
Ученики. Второе…
Ученик. Но торговля тоже богатство! Лучше, когда можно выбрать и купить…
Этот ученик абсолютно прав в своем рассуждении, но его догадка в ходе урока должна обрести аргументацию. Приходится учителю провоцировать его на сомнения.
Учитель. Подумай сам, если страна произвела 10 телевизоров, то сколько ни продавай, их останется только 10. Даже тысячи магазинов не заменят один завод.
Ученик соглашается с учителем.
Учитель. Все согласны, что торговля, обмен не может сделать нас богаче? Тогда проведем эксперимент. Подарки в класс!
Учитель с помощниками раздают каждому пакет с подарками. В пакетах различные наборы канцелярских вещиц: карандаши, фломастеры, блокноты, линейки, скрепки и т.д.
Учитель. Скажите, вы, получили удовольствие от подарков?
Ученики. Да!
Учитель. Можно сказать, что вы стали богаче благодаря производству?
Ученики. Конечно!
Учитель. А теперь попробуйте обменяться друг с другом так, чтобы стать еще богаче.
Обмен будет продолжаться не более минуту. Ученики, даже не самые успешные, быстро смекают, в чем выгода обмена. Принципом торговли в мини-игре является обмен альтернативными стоимостями: пожертвовать меньшей ценностью ради получения большей. Кто-то отдаст один из двух фломастеров за блокнот, которого у него нет, кто-то пожертвует половиной своих скрепок, скотча и т.д. Учитель может поощрить наиболее активных и предприимчивых, но главное – провести анализ ситуации. Лучше вызвать пару самых удачливых игроков и опросить их.
Учитель. Вы получили удовольствие от обмена? Почувствовали себя еще богаче?
Ученики. Да…
Учитель. На ваших глазах свершилось чудо! Мы не произвели нового товара, но каждый стал богаче. А если богаче стал каждый, то богаче стали все. Значит, торговля и производство создают богатство равноправно. Предприятия производят новые ценности, а обмен распределяет их. Скажите, чем вы обменялись?
Ученик. Отдал карандаш, а получил ластик.
Учитель. Можно сказать, что ты пожертвовал меньшей ценностью, ради…
Ученик. …большей ценности.
Учитель. Как богатеют отдельные личности, мы теперь поняли, пора подумать, «как государство богатеет»
Учитель. Напомните основные факторы производства.
Ученики. Природные ресурсы (неэкономические блага, используемые в производстве), капитал (средства производства), труд (рабочая сила). На электронной доске появляются аппликации, иллюстрирующие названные понятия.
Учитель. Сейчас мы станем производителями. На пакетиках с вашими подарками есть символ государства. Найдите его и скажите, что это за страны.
Пакеты делят класс на две группы: одни найдут символ России, другие – Японии. Когда страны определены, необходимо разделить кабинет на два сектора: для «японцев» - одну-две парты, для «россиян» - три-четыре.


Учитель. Мы с вами будем производить бумажные пирамиды.
Задача: построить по образцам пирамиду как можно более высокую и прочную.
На парты командам можно поставить уменьшенне модели пирамид. Построить пирамиду довольно просто: равносторонний треугольник вписать в больший. При этом малый треугольник станет основанием пирамиды-тетраэдра. Однако, несмотря на простоту, ученикам придется актуализироватьгеометрические знания и умения.
Учитель. Но соревноваться мы будем в реальных условиях, ибо Япония – это Япония, а Россия – это Россия. Какая из стран богаче по вашему мнению?
Ученики. Россия…Япония…
Учитель. Начнем с природных ресурсов. Кто богаче?
Ученики. Конечно, Россия!
Учитель. Докажите.
Ученик. У России есть нефть, металл, лес, а у Японии только Фудзияма.
Конечно, из курса экономической географии они прекрасно это знают. Пусть же испытают гордость за богатейшую Россию!
Учитель. И команда «россиян» получает богатейшие сырьевые ресурсы – 4 листа ватмана! Из них, пожалуй, можно построить самую высокую в мире пирамиду. Кстати, какая пирамида в Египте считается самой большой?
Постоянное обращение к знаниям учеников позволяет удерживать максимальную активность учащихся. Каждый ответ на простые вопросы из истории, географииЮ геометрии воспринимается детьми как успех и активизирует их внимание. Учителю необходимо лишь умело манипулировать ответами, чтобы подключить максимальное количество учеников.Иногда даже стоит «притормозить» слишком активного, сверхсообразительного участника урока.
Учитель. А бедная ресурсами Япония получает только 1 лист ватмана. Перед «японцами» почти неразрешимая задача. Но в мире все в равновесии. Что можно сказать о японских средствах производства?
Ученики наперебой рассказывают о компьютеризации, электронике и автоматизации японского производства.
Учитель. Все верно. Наша « Япония» получает новейшие средства строительства пирамид: линейки, транспортиры, ножницы и карандаши, циркули и скотч. А «богатая» Россия только набор скрепок – орудие XIX века! Какая же страна богаче теперь?
Ученики. Япония… Россия…
Учитель. Пусть спор разрешит игра. Команды готовы? За работу!
Игра началась. Важно, чтобы из процесса строительства никто не выпдал. Если класс велик и не всем досталась работа, можно привлечь зрителей к маленькому аукциону идей.
Учитель (подходя к «японцам). Добрый день! В эфире «Клубпутешественников». Мы находимся в стране Восходящего солнца, у подножия Фудзиямы. Местные умельцы увлечены строительством. Скажите, Саша-сан, как вам работается?
Ученик. Легко. Мы почти завершили.
Учитель. Как вы думаете, кто победит в соревновании?
Ученик. МЫ!
Учитель. По-японски коротко и ясно. Мы переберемся в Россию. В эфире программа «Вести». Мы находимся в цехе огромного завода города Волжский. Работа кипит. Спросим бригадира. Иван Иванович, план выполним?
Ученик. Не уверен.
Учитель. Строительтво завершается . Подводим итоги. Перед вами «японская» пирамида.
«Японская»пирамидка всегда выходит небольшой, но очень крепкой и аккуратной. Настоящая – «made in Japan»
Прекрасно. Отличная работа. Молодцы ребята!
А вот пирамида российских мастеров.
Пирамидища российского производства – модель всего нашего строительства: огромная, но незаконченная, неровная и неустойчивая; «могучая и бессильная». Кроме того, «строительная площадка» замусорена обрывками бумажных «стройматериалов2.
Учитель с легкой иронией. Да… Стройка века… Творение очумелых ручек. Вам самим не стыдно за дело рук своих? Согласитесь, друзья, это двоечка.
Конечно, дети не виноваты в том, что по жребию им достались столь примитивные орудия труда. Они сделали все, что могли, и даже больше. Но задача учителя – быть максимально несправедливым, ему важно спровоцировать настоящее переживание. Это обязательное условиеигровой ситуации на уроке.Ученики не только логически осмысливают категории урока (богатство-бедность), но и переживают эмоционально. Урок усваивается гораздо глубже, а игра, вплетаясь в личное переживание, оказывается очень серьезным делом.
Учитель. Игра окончена. А теперь давайте вместе проанализируем ее итоги. Скажите, какая же страна богаче?
Ученики. Россия богаче сырьем, но в Японии лучше технологии… Япония богаче оказалась, т.к. производит более качественные товары… Россия вроде богаче, но… беднее товарами.
Учитель. Верно. (Обращаясь к «россиянам».) А какие чувства испытывали вы во время игры?
Ученики. Обиду… Несправедливость…Унижение…
Естественно это банальная реакция. Учитель ждет единственного слова, в котором все отличие российской экономики от «западной «экономикс». Ребята называют это слово.
Учитель. Стыд?!
Ученица. Стыд! За то, что мы такие богатые, но очень бедные.
Учитель . Вы знаете, ведь еще сто пятьдесят лет назад с вами был полностью согласен Н.Некрасов:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь
Учитель (обращаясь к «японцам»). А ваши чувства?
Ученики. Удовольствие… Радость… Досада…
Учитель. Почему досада?
Ученик. Могли бы сделать больше, да бумаги не хватило.
Все готово к определению главного вывода, вытекающего как из эксперимента по обмену альтернативными стоимостямив первой части урока, так и из игры в пирамиды.
Учитель. Вспомните все, что мы узнали на уроке, и решите, что должны делать страны, чтобы стать богаче?
Конец урока и домашнее задание может быть многовариантным.
Домашнее задание: каждому подготовить докладную записку от имени министра иностранных дел «Об экономическом развитии России и торговле с Японией».
Дискуссия о причинах слабой торговли с Японией.
Провести 2 тур игры,в которой команды имеют возможность взаимовыгодно обменяться («российский» ватман на «японски»й скотч иножницы). Возможны другие варианты, все зависит от классов.
Главный вывод урока: Обмен между странами делает их богаче, а мир – не только политическая, но и экономическая категория.
Анализ урока
Содержательная сторона.
Данный урок предназначен для отработки таких важных понятий экономической теории, как факторы производства, обмен. Особенностью урока является моделирование действительности, поэтому содержание ее копирует реальные процессы, происходящие в экономике.
Технологическая сторона.
На этапе соревнования двух команд ученики получают практический опыт эффективного использования факторов производства и выгодности обмена. Этот опыт пригодится при изучении вопросов экономической теории (обмен, закон убывающей производительности, международная торговля), географии, обществознания. На данном уроке опыт востребуется для вывода о выгоде добровольного обмена.
Психологическая сторона.
Игровые ситуации оптимизируют все виды внутри урочной коммуникации: ученик-учитель, ученик-информация, ученик-ученик. Мне с помощью языка игры легче мотивировать учеников на изучение непростого экономического материала, проще поддерживать познавательную активность во время урока и дисциплину. Ученики получают возможность пообщаться на уроке в рамках игровых действий. Это и психологическая разгрузка, и тренировка деловых коммуникаций.
Литература
Гребнев Л.С. Методические материалы по экономическим дисциплинам. М.,2000
Равичев С.А. и др. Современная экономика. Программа и сборник учебных материалов.
М.: МЦЭБО, 1997.
Азимов Л.Б. и др. Преподавание экономики в школе. Основные экономические понятия.
М., 1994.
Гачко В.А. Волков С.Д. Экономика. Учебное пособие для школ. СПб.: ЛОИРО, 1999.
Фадеева-Кузнецова Е.А. Игра всерьез. Волгоград, 2000.
Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. Пособие для учителя. М.:Вита-Пресс, 2007