Презентация по экономике на тему: Ограниченность экономических ресурсов


Тема: Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы2 урок 10 классРазработала:учитель экономикиПавловская А.В.МБОУ «СОШ №13»г.Усолье-Сибирское



Цель урока:Показать, что безграничность материальных потребностей в условиях ограниченности экономических ресурсов ставит перед любым обществом проблему выбора;Проиллюстрировать проблему выбора, используя кривую производственных возможностей общества

Понятия:Основные материальные потребности общества;Экономические ресурсы (факторы производства);Проблема выбора;Альтернативная стоимость (цена выбора);Основные вопросы экономики;Кривая производственных возможностей



Тест:Экономическая теория – это исследование поведения в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.Государственная политика, направленная на общий подъем производства в стране, изучается в рамках микроэкономики.

1. Что из данного перечня не относится к экономическим благам:а)ветчинаб)солнечный светв)джинсыг)стрижка в парикмахерскойд)рояль. 2. Специализация и разделение труда приводит:а)к взаимозависимости производителейб)повышению производительности трудав)обмену излишкамиг)всему вышеперечисленному3. К экономическим ресурсам относятся:а)трудб)земляв)капиталг)предпринимательские способностид)всему вышеперечисленному4. Что из данного перечня не является капиталом, если последний рассматривать как фактор производства:а)деньгиб)сборочно-конвеерная линияв)здание фабричного цехаг)станок с числовым программным управлением










Первой задачей экономики было удовлетворение основных (биологических) нужд. Именно нужды являются основой формирования конкретных потребностей людей. Назовите эти потребности.Пища, одежда, жилье, безопасность, лечение.

«Пирамида потребностей» А.Маслоу
Круг потребностей людей куда шире, чем набор физиологических условий существования. Потребность людей и численность населения планеты продолжают постоянно возрастать!Это является главной экономической проблемой, которая определяет всю жизнь общества и находится в центре внимания экономической науки.

Ограниченность-недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того количества благ, которое люди хотели бы получить.
Почему экономические ресурсы (факторы производства) всегда относительно ограничены?Ограниченность трудаОграниченность землиОграниченность капиталаОграниченность предпринимательских способностей


Последствия порождаемые ограниченностью ресурсовВозникновение права собственностиПраво владенияПраво пользованияПраво управленияПраво на доходПраво на «капитальную ценность» вещиПраво на безопасностьПраво на переход вещи по наследству или завещаниюБессрочностьЗапрещение вредного использованияОтветственность в виде взысканияОстаточный характер






Классификация видов собственностиПо форме присвоения:ИндивидуальнуюКоллективнуюГосударственнуюПо форме права собственности:ЧастнуюСовместнуюГосударственнуюПо субъектам и объектам:Объектысубъекты





Факторные доходы-вознаграждение, получаемое владельцами факторов производства за то, что они предоставляют их в пользование для организации текущего производства благ.
Труд – зарплатаЗемля – доход – рентаКапитал – прибыль (%) Последствия порождаемые ограниченностью ресурсов2. Проблема выбора (Альтернативные издержки, упущенная выгода, цена выбора)Людям всегда приходится выбирать, на что потратить эти ресурсы, на производство каких благ или услуг их направить.

Цена выбора (альтернативная стоимость) - ценность для человека наиболее предпочтительного из благ, получение которых становится невозможным при избранном способе использования ограниченных ресурсов.
Альтернативная стоимость или цена выбораВ городе существует небольшой участок земли. Городские власти обсуждают: что построить: больницу, универмаг, бассейн или автостоянку. Вопрос: Если будет построена больница, что станет в этом случае ценой выбора или альтернативной стоимостью?

Надя Иванова после окончания 11 класса могла бы работать на швейной фабрике, получая зарплату 15000 р. в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 12000р. в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и поступить в нефтяной институт, справедливо оценив перспективы будущей профессии.Какова альтернативная стоимость ее выбора?
Главные вопросы экономики:Что производить?(решая этот вопрос, люди распределяют ограниченное количество ресурсов между производителями)Как производить?(выбирают предпочтительные для них способы (технологии) изготовления того набора благ, которые определены в 1 вопросе)Каким образом распределять?(кому и сколько благ достанется в конечном итоге)

Первый рецепт экономического благоразумияНеобходимо всемерно поддерживать развитие специализации и торговли, а также постоянно совершенствовать методы и формы организации экономической деятельности.
Задача:Перед вами таблица производственных возможностей выпуска обществом танков и стиральных машин:Вид продуктаПроизводственные альтернативыIIIIIIIVVТанки (сотни шт.)01234Стиральные машины (тыс. шт.)109740
Используя данные нарисуйте кривую производственных возможностей;Что показывают точки на кривой?Если экономика в данный момент находится в точке, соответствующей альтернативе III, какова будет альтернативная стоимость производства дополнительной 3 сотни танков?Предположим, экономика находится в точке, соответствующей производству 100 танков и 7000 стиральных машин. Изобразите на графике, что она показывает?Обозначьте точку, соответствующую выпуску 7000 стиральных машин и 300 танков. Что она показывает?


Допустим, что усовершенствовалась технология производства танков, а технология изготовления стиральных машин осталась на том же уровне. Отобразите эту ситуацию на графике.Допустим, что улучшилась технология производ-ства стиральных машин, а технология изготовле-ния танков не изменилась. Что произойдет с кривой производственных возможностей?Предположим, что в обществе увеличилось коли-чество используемого труда и капитала. Начертите новую кривую.Объясните, почему кривая производственных воз-можностей общества изображена в виде нисходящей линии.Рассмотрите альтернативы I, II, III, IV, V. Какая из них «лучше для общества, т.е. эффективнее»


Домашнее задание:Закончить решение задачи (письменно в тетради) КонспектВыучить определения

Спасибо за внимание!