Разработка перспективного плана на тему Ребенок и окружающий мир


Методическая разработка на тему: Перспективный план по разделу программы «Ребенок и окружающий мир» для детей среднего возраста.
Пояснительная запискаВ Программе содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, формирование элементарных экологических представлений. Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу. Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности. В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы. В основе планирования занятий по разделу «Ребенок и окружающий мир», как и по другим направлениям работы, в соответствии с программой «Детство», лежит лексический принцип. Лексическая тема недели проходит через все занятия и все виды деятельности, что позволяет хорошо усвоить материал, накапливать полезную информацию, пополнять багаж знаний, а главное – обобщать свой опыт. Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых, индивидуальных.
Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.
Актуальность темы. На современном этапе к выпускнику - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно, благодаря общению с окружающим, интегративные качества ребенка развиваются.
Педагогическая целесообразность перспективного плана заключается в том, что окружающий мир и социальная действительность оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать.
К концу года дети средней группы могут:
• Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования.
• Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.
• Уметь рассказывать о своем родном поселке.
• Называть домашних животных и знать, какую они пользу приносят человеку.
• Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.
• Называть времена года.
• Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Сентябрь
1-я неделя – «До свидания, лето. Здравствуй, детский сад!»
2-я неделя – «Дорожная азбука»
3-я неделя – «Овощи и фрукты»
4-я неделя – «Осень разноцветная»
Октябрь
1-я неделя – «Труд взрослых».
2-я неделя – «Деревья. Кустарники»
3-я неделя – «Животный мир»
4-я неделя – «Птицы»
Ноябрь
1-я неделя – «Мой дом, мой поселок, моя страна»
2-я неделя – «Здоровей-ка»
3-я неделя – «Неделя игры и игрушек»
4-я неделя – «Обобщающая неделя по осени»
5-я неделя – «День Матери»
Декабрь
1-я неделя – «Здравствуй зимушка-зима»
2-я неделя – «В мире русской литературы»
3-я неделя – «Новогодний калейдоскоп»
4-я неделя – «Новогодний праздник»
Январь
2-я неделя – «Рождество, колядки»
3-я неделя – «Неделя зимних игр и забав»
4-я неделя – «Зима в природе»
Февраль
1-я неделя – «На чем мы ездим»
2-я неделя – «Масленица»
3-я неделя – «Наши защитники»
4-я неделя – «Одежда, обувь, головные уборы»
Март
1-я неделя – «Моя семья»
2-я неделя – «Быть здоровыми хотим»
3-я неделя – «Для чего нужны инструменты»
4-я неделя – «ОБЖ»
Апрель
1-я неделя – «День смеха, цирк, театр»
2-я неделя – «Вода и ее свойства»
3-я неделя – «Весна»
4-я неделя – «Нам на улице не страшно»
Май
1-я неделя – «День Победы»
2-я неделя – «Мир природы»
3-я, 4-я неделя – обследование детей
Перспективный план по разделу программы «Ребенок и окружающий мир» для детей средней группы.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «До свидания, лето. Здравствуй, детский сад!».
Программное содержание: уточнить знания детей о детском саде. (большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть зал, просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывают помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге). Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду. Развитие у детей познавательной мотивации, формирование интереса к детскому саду, книгам, игрушкам. Активизировать словарь по теме.
Итоговое мероприятие: Развлечение «Здравствуй, детский сад!»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Дорожная азбука»
Программное содержание: систематизировать и расширять представления детей о правилах дорожного движения. Обогащать и уточнять словарь по теме. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Итоговое мероприятие: Конкурс «Дорожная Азбука»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Овощи и фрукты»
Программное содержание: систематизировать и расширять представления детей о фруктах и овощах. Формировать представление о том, где и на чем растут фрукты и овощи, что из фруктов и овощей можно приготовить. Учить детей различать фрукты и овощи по внешнему виду, на ощупь, по вкусу. Расширять словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к природе.
Итоговое мероприятие: НОД «Что нам осень припасла»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Осень разноцветная»
Программное содержание: расширять и углублять представления детей об изменениях в живой и неживой природе. Побуждать детей называть основные приметы осени: стало холодно, дети и взрослые надели теплые вещи, часто идет дождь. Устанавливать простейшие связи между временами года и погодой. Обогащать и уточнять словарь по теме. Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность.
Итоговое мероприятие: Развлечение «В гостях у Осени»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Труд взрослых»
Программное содержание: знакомить детей с профессиями людей и трудом взрослых во время осенних работ (уборки хлеба, овощей, фруктов). Активизировать словарь детей. Воспитывать уважение к сельскому труду взрослых.
Итоговое мероприятие: Экскурсия к автобусной остановке
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья. Кустарники».
Программное содержание: формировать представления детей о разнообразии деревьев и кустарников, о их основных частях, о том, как меняются деревья и кустарники в различные времена года. Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев и 2 кустарника. Обогащать и уточнять словарь по теме. Развивать непроизвольную память, мышление, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.
Итоговое мероприятие: Целевая прогулка «В уголок леса»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Животные»
Программное содержание: систематизировать и расширять представления детей о жизни диких и домашних животных. Продолжать учить детей дифференцировать животных по окраске, повадкам, внешним отличительным признакам. Упражнять в узнавании и назывании диких и домашних животных и их детенышей. Активизировать словарь по теме. Развивать познавательные психические процессы. Воспитывать интерес к жизни диких животных, желание знать о них как можно больше.
Итоговое мероприятие: Презентация «Животные нашего края»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Птицы»
Программное содержание: продолжать формировать представления о характерных внешних признаках птиц, об особенностях их жизни в осенний период. Учить называть части тела птиц. Закрепить названия некоторых птиц в речи. Закреплять представления об образе жизни: место обитания, способ передвижения, чем питаются. Активизировать словарь по теме. Воспитывать любознательность, интерес к птицам родного края, гуманное к ним отношение.
Итоговое мероприятие: Конкурс чтецов «Птичьи голоса»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Мой дом, мой поселок, моя страна»
Программное содержание: формировать представление о поселке, в котором они живут; дать представление о ближайшем окружении детского дома (магазин, дома и т. д.); расширить представления о стране; развивать познавательные интересы детей, познавательные психические процессы. Обогащать и активизировать словарь по теме. Воспитывать любовь к родному поселку, стране.
Итоговое мероприятие: Экскурсия с родителями по поселку.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: « Здоровей-ка!»
Программное содержание: воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей – овощами и фруктами.
Итоговое мероприятие: Спортивное соревнование «Здоровым быть – здорово»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Неделя игры и игрушек»
Программное содержание: обогащать содержание игр детей, развивать самостоятельность в выборе игр, активизировать словарь детей на основе углублённых знаний об игрушках. Создать праздничное настроение, привлечь детей в совместную игру со взрослыми и детьми. Развивать творческие способности детей.
Итоговое мероприятие: Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Обобщающая неделя по осени»
Программное содержание: сформировать представление об осени, как времени года, о существенных признаках сезона; развивать умение детей выстраивать логические суждения (стало холодно-деревья готовятся к зиме-облетают листья);развивать эстетический вкус детей; воспитывать у детей бережное и сознательное отношение к окружающей среде.
Итоговое мероприятие: Музыкальная сказка «Как зайцы дом строили»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «День Матери»
Программное содержание: воспитать заботливое, внимательное отношение к маме; уточнить и расширить знания о понятии «семья»; сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей, семьи, общества.
Итоговое мероприятие: Праздничный концерт «Мама лучше всех на свете»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Здравствуй, зимушка-зима!»
Программное содержание: формировать представления у дошкольников о временах года: зиме. Побуждать детей называть основные приметы зимнего периода: идет снег, стало холодно, дети и взрослые надели теплые вещи. Устанавливать простейшие связи между временами года и погодой. Обогащать и уточнять словарь по теме. Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность. Воспитывать культуру поведения.
Итоговое мероприятие: Фотоконкурс «Зимние забавы»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «В мире русской литературы»
Программное содержание: воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации; поддержание и развитие детской эмоциональности; активизация речевого и мыслительного творчества детей; развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
Итоговое мероприятие: НОД «В гостях у сказки»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Новогодний калейдоскоп»
Программное содержание: продолжать формировать представления у дошкольников о времени года: зиме. Познакомить праздником Новый год. Приобщать детей к русской праздничной культуре. Формировать элементарные представления о новогоднем празднике. Закрепить знания об атрибутах новогоднего праздника. Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность. Формировать нравственно- эстетический вкус. Воспитывать культуру поведения.
Итоговое мероприятие: Новогодний утренник
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Рождество, колядки»
Программное содержание: знакомить детей с традицией русского народа: празднованием Рождества, его обычаями: колядованием и пением колядок. Заучивание с детьми колядки, учить четко проговаривать слова и словосочетания.
Итоговое мероприятие: Развлечение «Коляда, коляда!»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Неделя зимних игр и забав»
Программное содержание: Развивать двигательную активность детей как один из основных факторов, стимулирующих их физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие; создавать положительный эмоциональный настрой каждого ребёнка; закреплять физические навыки и двигательную активность детей; воспитывать чувство дружелюбия, организованности, взаимопомощи у детей; развивать творческое воображение, фантазию во время развлечений со снегом.
Итоговое мероприятие: Развлечение на улице с родителями «Ах, зима-зима»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Зима в природе»
Программное содержание: развивать умение отмечать характерные признаки зимы в природе, видеть красоту зимнего пейзажа; развивать наблюдательность и любознательность детей; уточнять и расширять представления детей о зимних явлениях природы, об образе жизни лесных зверей зимой; формировать умение доброжелательно общаться со сверстниками.
Итоговое мероприятие: Конкурс рисунков «Зимние просторы»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «На чем мы ездим»
Программное содержание: продолжать формировать представления детей о различных видах транспорта (грузовик, легковой автомобиль, автобус, самолет). Формировать навык дифференциации транспорта по назначению: грузовой, пассажирский. Побуждать дошкольников различать основные части транспорта: кузов, кабину, колеса, крылья, руль, штурвал. Обогащать словарь по теме. Развивать познавательные психические процессы. Воспитывать уважение к профессии шофера.
Итоговое мероприятие: Экскурсия к проезжей части дороги.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Масленица»
Программное содержание: познакомить детей с традицией проведения старинного праздника; приобщить дошкольников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
Итоговое мероприятие: Развлечение на улице «Широкая Масленица»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Наши защитники»
Программное содержание: воспитание уважения к защитникам Отечества; расширение представлений о государственных праздниках, о празднике День защитника Отечества, о воинах российской армии; совершенствование умения видеть отдельные различия во внешнем виде летчика, моряка, пограничника, танкиста, называть военных и военную технику (самолет, корабль, танк) на картинках.
Итоговое мероприятие: Спортивный досуг «Ай, да папы, ай, да детки»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Одежда, обувь, головные уборы»
Программное содержание: расширить представления детей о вещах: одежде, обуви, головных уборах и их предназначении. Дать первичные представления о ткани и ее свойствах. Учить дифференцировать виды одежды, обуви и головных уборов по временам года, называть предметы одежды, обуви и головных уборов. Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других.
Итоговое мероприятие: Сюжетно-ролевая игра «Собираемся на прогулку»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Моя семья»
Программное содержание: формировать представление детей о семье, приобщать дошкольников к русской праздничной культуре. Формировать представление детей о труде и профессиях мам и женщин дома. Обогащать и активизировать словарь по теме. Развивать познавательные психические процессы. Воспитывать желание оказывать посильную помощь воспитателям – мамам, заботиться, доставлять радость поступками, действиями.
Итоговое мероприятие: Праздник 8 Марта «Мамочка моя!»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Быть здоровыми хотим».
Программное содержание: формировать первоначальные представления об охране жизни и здоровья, умение ориентироваться в строении собственного тела; умение и желание соблюдать правила личной гигиены тела; дифференцировать на начальном уровне понятия «здоровье» и «болезнь»; связывать состояние здоровья с поведением и соблюдением гигиенических требований; учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Итоговое мероприятие: Целевая прогулка «Подвижные игры на улице»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Для чего нужны инструменты».
Программное содержание: продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; углублять представления о существенных характеристиках предметов; сформировать знания о различных инструментах, используемых для обработки дерева, металла, пластмассы, ткани и бумаги; объяснить ,как человек использует свойства железа, дерева, ткани, бумаги и пластмассы для своей пользы; воспитывать бережное отношение к вещам, уважение к труду взрослых.
Итоговое мероприятие: Экскурсия в столярную мастерскую.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ОБЖ».
Программное содержание: формирование у детей представлений о безопасности жизнедеятельности человека; продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на дороге, в природе, в быту, с незнакомыми людьми; формировать умения и навыки, которые помогут избежать опасных ситуаций; воспитывать у детей осторожность, умение поступать благоразумно в различных жизненных ситуациях.
Итоговое мероприятие: НОД «Опасные предметы»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «День смеха, цирк, театр».
Программное содержание: Развитие интереса к познавательным развлечениям, интереса к цирковому виду искусства, расширение эмоционально-чувственного опыта детей; создание атмосферы эмоционального комфорта и творческого самовыражения, желания участвовать в подготовке разных видов развлечений.
Итоговое мероприятие: Развлечение «День смеха»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Вода и ее свойства».
Программное содержание: формировать знания о значении воды в жизни человека, расширять представления о свойствах воды; побуждать детей проводить с водой элементарные опыты; формировать бережное отношение к воде; умение дифференцировать состояние воды и зарисовывать эти состояния; обогащать словарь детей по теме; развивать воображение, мышление, речевую выразительность; воспитывать интерес к творческим играм.
Итоговое мероприятие: НОД «Эксперименты с водой»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Весна».
Программное содержание: продолжать формировать представление детей с признаками весны: солнышко светит ярче, капель, на дорожках тает снег; птицы чирикают; формировать элементарные представления о простейших связях в природе; развивать наблюдательность и любознательность; воспитывать любовь к природе, желание ее оберегать.
Итоговое мероприятие: Развлечение «Весна пришла»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Нам на улице не страшно».
Программное содержание: расширять представления об элементарных правилах поведения на улице, правилах дорожного движения, сигналах светофора; упражнять в действиях пешеходов и водителей на сигналы светофора.
Итоговое мероприятие: НОД «Правила дорожного движения»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «День Победы».
Программное содержание: воспитание уважения к ветеранам и участникам ВОВ; расширение представлений о государственных праздниках, о празднике День Победы, о воинах, которые защищали нашу Родину; совершенствование умения видеть отдельные различия во внешнем виде летчика, моряка, пограничника, танкиста, называть военных и военную технику (самолет, корабль, танк) на картинках.
Итоговое мероприятие: Праздничный парад «День Победы»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Мир природы».
Программное содержание: способствовать формированию основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста; учить анализировать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты.
Итоговое мероприятие: НОД «Что мы знаем о насекомых?»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: « Обследование детей. Мониторинг».
Программное содержание: выявит уровень достижения планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ.
Итоговое мероприятие: Родительское собрание «Путешествие в мир Знаний продолжается».
Литература, используемая для составления перспективного планирования на учебный год в средней группе.
Ребенок и окружающий мир
(Предметное окружение. Явления общественной жизни. Формирование элементарных экологических представлений).Программное обеспечение ДОУ:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, Санкт- Петербург, 2014г;
Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.В.Стеркиной «Детство-пресс» Москва, 2004 г;
Парциальная программа «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, 2014г;
Программа «Развитие речи детей» средняя группа Ушакова О.С, 2004г;
Программное сопровождение:
Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», 2004 г;
Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И. Югова Л.И. «Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию», 2015 г.
Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.»