Конспект урока по информатике в 6 классе по теме Разнообразие систем. Состав и структура системы


Конспект урока по информатике в 6 классе
по параграфу Системы объектов по теме: «Разнообразие систем. Состав и структура системы».

Планируемые образовательные результаты:
предметные – понятие системы, её состава и структуры; классификация систем объектов.
метапредметные – уверенное оперирование понятием системы, умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода;
личностные – понимание необходимого использования системного подхода в жизни.

Цели урока:
- закрепить навыки отношений « является разновидностью», знания классификации объектов;
- расширить и обобщить представления школьников о системах объектов, о составе и структуре системы;
- раскрыть классификацию систем объектов.

Задачи:
- познакомиться со сложными объектами;
- ввести понятие «системного подхода»;
- ввести понятие «системы объектов»;
- рассмотреть классификацию систем;
- ввести понятия « структура системы»,
- познакомиться с составом систем,
- ввести понятие «системный эффект».

Тип урока: первый урок по теме «Системы объектов», урок изучения нового учебного материала, урок объяснительно-демонстрационный.

Основные понятия: системный подход, система объектов, структура системы, системный эффект.

Методическое оснащение урока: ПК учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация « Системы объектов».

Используемая литература:
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Домашнее задание: параграф 5 ( пункт 1 и 2)

Структура урока:
Организационный момент.
Фронтальный опрос.
Формирование новых знаний.
Ситемный подход.
Системы объектов.
Классификация систем.
Состав и структура системы
Системный эффект.
Обобщение изученного материала.
Закрепление нового материала.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Домашняя работа.

Ход урока
I.Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. Порядок на парте. Готовность к уроку. Проверка отсутствующих.

II. Фронтальный опрос.
Учитель:
- Какую тему, мы изучали на прошлом уроке?
Ученик:
- «Разновидности объектов и их классификация»
Учитель:
- Что означает отношение «является разновидностью»?
Ученик:
-Это отношение двух множеств, одно из которых является подмножеством другого.
Учитель:
Задание на экране.(слайд 1) Найдите в списке шесть пар множеств, между которыми существуют отношения «является разновидностью»:
Гриб, человек, здание, школьник, школа, врач, растение, дерево, яблоня, подосиновик.
Ученики:
Школьник – человек, школа – здание, врач – человек, дерево – растение, яблоня – дерево, подосиновик – гриб.
Учитель:
Назовите классификацию объектов.
Ученик:
Классификация объектов бывает естественная и искусственная.
Учитель:
Что означает естественная и искусственная классификация объектов?
Ученики:
Естественная классификация – это классификация, если в качестве её основания взяты существенные признаки объектов.
Искусственная классификация – это классификация, если в качестве её основания взяты несущественные признаки объектов.
Учитель:
Приведите примеры.
Учитель:
Назовите классификацию компьютерных объектов.
Ученики: называют классификацию.
Подведение итогов:
- Какие понятия вы знаете?
- Чему вы научились?

III. Формирование новых знаний.
Учитель:
Показываю презентацию.
Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Откройте тетради и запишите дату и тему урока: «Системы объектов. Разнообразие систем.Состав и структура системы». (слайд 2)
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Что вы знаете по данной теме?
- Чего вы не знаете по данной теме?
- Что хотели бы узнать?
Давайте сформулируем
цели урока:
- раскрыть представление о системе объектов;
- раскрыть представление о составе и структуре систем объектов,
- узнать классификацию систем объектов.
Учитель:
Ребята прочитайте с какими ключевыми словами, вы познакомитесь на сегодняшнем уроке.
Ученики: (слайд3 ).
Системный подход
Система
Структура
Системный эффект
Учитель:
Приводит пример сложного объекта – электропоезд.( слайд 4 ).
Приведите примеры сложных объектов?
Вводит понятие «системный подход». Дети читают и записывают в тетрадь.( слайд5 ).
Системный подход - рассмотрение составных частей сложного объекта в их взаимодействии и взаимовлиянии.
Вводит понятие « система объектов». Дети читают и записывают в тетрадь .(слайд 6).
Система объектов - это целое , состоящее из частей, взаимосвязанных между собой. Части, образующие систему, называются её элементами.
Рассмотрим пример система « Банковский мостик » ( слайд 7).
Физкультминутка. Слайд 8.
На слайде 9 рассмотрим классификацию систем объектов. Ребята читают и записывают классификацию в тетрадь.
Системы объектов бывают нематериальные, материальные и смешанные. Материальные в свою очередь делятся на природные и технические.
На слайдах 10 -13 рассмотрим примеры нематериальных, материальных природных, материальных технических и смешанных.
На сладе 14 вводится понятие « структура» и состав системы объектов. Ребята читают и записывают в тетрадь.
Структура - это порядок объединения элементов, составляющих систему.
На слайде 15 и 16 рассматривается состав систем объектов.
На слайде 17 вводится понятие « Системный эффект». Дети читают и записывают в тетрадь.
Системный эффект - появление у системы свойств, которыми не обладают элементы системы в отдельности.
IV.Обобщение изученного материала.
Слайд 18-19 учащиеся отмечают самое главное с урока.
V.Закрепление нового материала:
Рабочая тетрадь с.55 № 59 – 60.слайд 20

VI. Подведение итогов урока.
Учитель:
Достигли ли вы целей урока?
Что нового вы узнали на уроке?

VII. Рефлексия.
Что вызвало у вас затруднение на уроке?
Что необходимо доработать?
VIII. Домашняя работа.
Конспект в тетради. Параграф 5, пункты 1 и 2.
Спасибо. Урок окончен.













15