Урок по информатике для 3 класса «Элементный состав объекта»

3 Класс
Предмет: информатика
Название общей темы: «Объект»
Автор учебника и УМК: Н. В. Матвеева. «Информатика и ИКТ», 3 класс.

Тема урока: «Элементный состав объекта»
Цели урока:
инициировать познавательную деятельность детей, направленную на описание объектов окружающей действительности с помощью понятий, уже изученных в рамках курса информатики;
сформировать понятие об элементном составе объекта;
научить выделять в объекте его элементный состав и характеристики его частей;
научить сравнивать элементный состав различных объектов и находить в них общее;
сформировать понятие о схеме как об упрощенном изображении объекта.
Педагогические задачи урока:
развить, закрепить и автоматизировать навыки создания характеристики объекта;
развить умение анализировать объект по частям и характеризовать их;
научить анализировать взаимосвязи частей объекта;
развивать информационную культуру через овладение навыками поэлементного анализа объекта и его частей;
тренировать навыки работы в графическом редакторе Paint (выделение, перетаскивание мышью).
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
понимать смысл слов «состав объекта» как списка частей объекта, которые можно выделить и назвать имя, свойства и назначение каждой части;
понимать, что выделение тех или иных элементов (частей) объекта зависит от элементного состава объекта и от цели его описания;
уметь «читать» схему и понимать ее как отражение элементного состава объекта;
уметь изображать элементный состав объекта в виде рисунка или схемы, описывать его словами.
Ключевые понятия: объект, элементный состав объекта, назначение части, цель описания, характеристика.

Проект урока.


Этапы урока
Время (мин.)
Деятельность



Учителя
Обучающихся

Настрой на работу.
1
Создание благоприятной атмосферы на уроке
Приветствие друг друга и гостей

II. Целеполагание.
10
Актуализация знаний; тема урока.

Самостоятельное решение теста.
Определить цель и задачи урока.

III. Правила работы
1
Маршрутный лист.
Самооценка

IV. Самостоятельная работа.
20
Контроль и проверка знаний; оказание помощи слабоуспевающим.
Индивидуальные карточки. Работа на ПК по теме.
На «3»
Выполните задания.
Тетрадь на печатной основе «Информатика и ИКТ», ч.2
стр. 45,48,49. № 2,3,5,6,7.
На «4»
Выполните задание: Нарисуй в программе «Paint» объект из геометрических фигур, кратко описать его элементарный состав.
На «5»
Стр. 47,50,51, № 4, 8, 9, 10.
Дополнительное задание
Подними руку спроси у учителя.

V. Релаксация для глаз
2
Создание условий. (Презентация машины)
Выполняют упражнения для глаз.

VI. Корреция знаний по теме.
10
Проверка.
Пользуясь своей самостоятельной работой, отвечая на вопросы учителя, сообщают о своих полученных знаниях по теме, корректируют, исправляют ошибки (самопроверка)

VII. Итог урока
1
Рефлексия.
Сообщают о достижении своих результатов.



Общая характеристика урока:
форма организации эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся;
тип урока комбинированный (формирование новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и имеющихся знаний).
Материальное обеспечение урока: рабочая тетрадь № 2, демонстрационный ПК (мультимедиа-проектор и интерактивная доска), презентация к уроку, дополнительный материал дифференцированное задание, маршрутные листы, ЭОР.
Ход (сценарий) урока
Организационный момент.
Актуализация знаний, целеполагание.
Задание 1. Существенное свойство быть сладким. Прими решение, какой продукт надо выбрать:
а) колбаса;
б) мороженое;
в) огурец.
Задание 2. Ты выбрал из всех геометрических фигур треугольник. Какое свойство было существенным для принятия решения:
а) 5 сторон;
б) 4угла; б) 3 угла.
Задание 3. Существенное свойство быть кислым. Прими решение, какой продукт надо выбрать:
а) колбаса;
б) мороженое;
в) лимон.
Задание 4. Ты выбрал из всех геометрических фигур квадрат. Какое свойство было существенным для принятия решения:
а) 5 сторон;
б) 4 стороны;
в) 4 равных стороны.
III. Сценарий эвристической беседы:
Познать окружающий мир весь сразу, одновременно во всех подробностях невозможно. Его изучают по частям. Каждый объект, из которых состоит мир, также изучают по частям. Каждый объект имеет свой элементный состав, т. е. можно составить список составляющих его частей. Каждая часть, в свою очередь, имеет имя, назначение и другие свойства.
Например, какие части у книги? Назовите их имена. (Обложка, страницы, переплет.) Каково назначение обложки? Для чего служат страницы? Для чего нужен переплет?
Далее учитель предлагает детям рассмотреть конкретную книгу тетрадь по информатике и просит устно составить характеристику каждой ее части, перечислив свойства. Поощряются самые полные ответы, демонстрирующие наиболее полный, многосторонний, точный анализ.
Затем учитель подчеркивает, что эти части все вместе делают книгу книгой, которой удобно пользоваться и из которой можно узнать много интересного.
Игра. Один ученик называет перечень частей, из которых состоит некий объект, а все остальные отгадывают, о каком объекте идет речь. На выбор учителя можно предложить выступить каждому ученику, а можно только 34 детям. В любом случае поощряются дети, которые представили наиболее полный список составных частей объекта, и те, которые сумели отгадать объект раньше всех.
Затем учитель сообщает детям, что то, какие части мы увидим в объекте, зависит от того, какая у нас цель. Если наша цель увидеть содержательные части книги, то это будут: обложка, титульный лист, оглавление, содержание глав, терминологический словарь. Если наша цель увидеть внешнюю структуру, то это будут обложка, листы, переплет. Другими словами, выделение тех или иных элементов объекта зависит от элементного состава объекта и от цели описания.
Составные части можно перечислить в виде списка, можно отметить их стрелочками на рисунке, а можно показать в виде схемы. В схеме обычно отражено то, какие имеются части и как они связаны между собой.
IV.Самостоятельная работа.
Решение информационных задач
Перед выполнением заданий в тетради предлагается сделать следующее. На стол кладется большое изображение человека или большая кукла. Детям раздаются карточки с названиями частей тела человека. Учащиеся по очереди молча подходят и кладут имя части на нужное место. В случае ошибки учитель поправляет их. Затем учащиеся приступают к выполнению аналогичного задания в тетради.
При выполнении упражнения 1 следует обратить внимание учащихся на то, что графическое изображение (рисунок) тоже может состоять из частей. Части на рисунке закрашиваются цветами, обозначенными цифрами. В данном случае дети производят закрашивание объекта по частям.
Цель упражнения 2 развитие умения анализировать объект, выделять его части. При выполнении этого упражнения учащиеся производят анализ объекта «человек», выделяют части тела человека. При выполнении этого задания учащиеся дают каждой части объекта название имя. Сначала можно попросить детей устно назвать части тела человека. Затем названия этих частей дети записывают в выносках к рисунку.
Упражнение 3 развивает аналитико-синтетическую деятельность, внимание. Перед выполнением этого упражнения учитель обращает внимание детей на то, что из элементов состоят не только рисунки, материальные объекты (предметы), но и слова. Слова состоят из букв. Дети проводят звуко-буквенный анализ слова, подсчитывая количество его однородных элементов.
Упражнение 4 носит синтетический, творческий характер. Его цель развитие умения конструировать из элементов графические объекты. Можно усложнить задание, предложив создать наибольшее число различных звездолетов, чтобы они не повторялись. В этом случае учащиеся проявят комбинаторные способности. На анализ количества частей, их формы направлены вопросы после задания. Рекомендуется поощрить наиболее творческие работы.
В упражнении 5 учащимся необходимо отгадать имена детей по описанию частей их лиц (нос, глаза, волосы, прическа). Цель упражнения формирование умения выделять части и соотносить их характеристики. Дети по характеристикам отгадывают, о ком идет речь, и записывают в таблицу нужное имя. Затем в задании (в) учащиеся должны перечислить используемые в тексте задачи признаки частей лица: волосы (светлые или черные), нос (прямой), на носу очки, большие глаза.
Следующие упражнения направлены на развитие умения анализировать схемы, выделять их элементный состав, понимать связи между элементами, дополнять схемы нужными элементами.
При выполнении упражнения 6 следует обратить внимание учащихся на то, что схемой можно изобразить не только предмет, но и процесс, в данном случае процесс передачи информации. Дети должны вспомнить, что информация передается по каналу связи от источника к приемнику, и объяснить, где на схеме объект, где его части, а где связь между ними. (Правильные ответы: источник информации, приемник информации, канал связи.)
В упражнении 7 схема более сложная, она отражает процесс двухстороннего обмена информацией между объектами, поэтому на схеме две стрелки. Можно спросить детей: что обозначают эти стрелки (направление). Здесь также важно добиться понимания учащимися, какой объект, какими частями представлен на схеме и как эти части связаны между собой. (Правильные ответы: объект1 и объект2 источник или приемник информации, канал связи.)
В упражнениях 8 и 9 учащиеся сталкиваются с примером того, что части объекта могут, в свою очередь, также состоять из частей. При анализе схемы также важно, чтобы учащиеся осознали, как называется анализируемый объект (компьютер), из каких основных частей он состоит, из каких частей состоит каждая его часть. (Правильные ответы: аппаратная часть клавиатура, мышь, монитор, системный блок, программная часть клавиатурный тренажер, текстовый редактор, графический редактор, калькулятор.)
Упражнение 10 направлено на отработку умения решать логические задачи. Продолжается работа с понятиями («не легче»). Решение учащиеся представляют в виде схемы. На этом уроке детям впервые предлагается самостоятельно создать схему, а не воспользоваться готовой схемой. (Правильный ответ: тыква, арбуз, капуста; самая тяжелая капуста.)
Компьютерный практикум.
Работа с графическим редактором Paint. На площади экрана размещены геометрические фигуры: квадраты, круги и треугольники. Учащимся необходимо с помощью инструмента выделения и перетаскивания собрать из элементов домик, ракету, человека.
Поощряются самые оригинальные решения. Упражнение развивает оригинальность мышления, творческие способности.
V. Обобщение и подведение итогов. Рефлексия.
При подведении итогов следует обратить внимание на то, что нового дети узнали и чему научились. Продолжи предложение
элементный состав объекта это важная часть его характеристики;
элементный состав это список частей объекта, которые можно выделить и назвать имя, свойства и назначение каждой части;
выделение тех или иных элементов объекта зависит от элементного состава объекта и от цели его описания.
По завершении урока предлагается провести анализ детских работ, выявить самые оригинальные и красиво сделанные объекты. Автор самой оригинальной работы поощряется.
VI. Домашнее задание
Зарисовать в тетради объект, рассказать об элементах данного объекта, приготовить его презентацию.

Дидактические материалы.
Приложение 1.
Маршрутный лист «Биатлон»
Тема: «Элементарный состав объекта»
Учении__ 3 «а» класса МАОУ «Чердынская СОШ имени А. И. Спирина»
_________________________________________________________________
Предполагаемая оценка _________________
Выполните задания.
На «3»
Выполните задания.
Тетрадь на печатной основе «Информатика и ИКТ», ч. 2. стр. 45,48,49. № 2,3,5,6,7.
На «4»
Стр. 46, № 4. Нарисовать в программе «Paint» объект из геометрических фигур, кратко описать его элементарный состав.
На «5»
Стр. 47,50,51, № 4, 8, 9, 10.
Дополнительное задание
Подними руку спроси у учителя.
Домашнее задание
Стр. 45 на выбор
Полученная оценка_______________________



















Приложение 2.
Рабочая тетрадь.






















МАОУ «Чердынская СОШ им. А. И. Спирина», г. Чердынь
Билалова Светлана Владимировна
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Дети учатся в тысячу раз успешнее,
если им дают возможность самостоятельно
исследовать основы изучаемого материала.
Питер Клайн











15