Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений


Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анали-шровать их, творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся отвечать на поставленные вопросы по теме раздела; работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения.
Оборудование: КИМы для учащихся 3 класса; выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по Литературной стране. И в этот раз заглянем в другие ее уголки.
II. Путешествие первое
1. Речевая разминка
— Чтобы заветная дверь открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку.
Пошел Ипат
Лопаты покупать.
Купил Ипат
Пять лопат.
Шел через пруд,
Зацепился за прут.
Упал в пруд Ипат,
Пропали пять лопат.
— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: медленно, теперь — начиная тихим голосом, затем все громче, и наоборот — начиная громко, затем снижая силу голоса до шепота, с вопросительной интонацией, восклицательной, сердитой, веселой, скороговоркой).Конкурс
— Кто быстрее произнесет скороговорку?
2. Сочинение историй учащимися
— Ребята, вы и не заметили, как мы с вами оказались в пруду вместе с Ипатом. Сочините историю о том, что с вами могло бы произойти в пруду.
— Чтобы вам было легче, вспомните обитателей водоема, отгадав загадки.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука.)
На воде увидел ты
Белые цветы.
Это жители воды
На ночь прячут лепестки. (Лилия водяная.)
Не кузнец, а с клещами. (Рак.)
Драчун и забияка,
Живет в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. (Ерш.)
Голубой аэропланчикСел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы.)
— Вот вы и вспомнили только малую часть обитателей водоемов. (Рассказы детей.)
3. Работа с отрывком из ранее прочитанного текста
— Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова (с. 43 учебника, последний отрывок). (М. Горький. «Случай с Евсейкой». Нужные слова: «точно крупные вишни».)III. Путешествие второе
1. «У слона на дне рожденья»
— Выбравшись из пруда, попадаем на день рождения к слону. Мы там, оказывается, не одни. Мы могли бы прочитать, кто еще был у слона, но слоги в словах перепутались.
Начинаем склейку слов Из рассыпанных слогов. Изучите эти строчки, Сложив правильно кусочки.
У слона на дне рожденья
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать:
Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,
Ко-кро-шим-зе-пан-ко-ри-рил,
Ена-мот-ге-бе-раф-ги,
Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!
(Ответ: к слону пришли антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.)— Молодцы, собрали всех гостей. Посмотрите, кто пришел! Да ведь это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам поведает, что он рассказывает? (Дети рассказывают историю про слона от имени хозяина зверинца.)
2. Работа с отрывком из ранее прочитанного текста
— Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова (с. 43 учебника, первый отрывок). (А.И. Куприн. «Слон». Нужные слова: 1. «Ноги толстые, как столбы». 2. «Уши большие, как лопухи». 3. «Хобот — точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец.)IV. Путешествие третье
— Вспомните, чьи это слова, откуда они и о чем идет речь.
Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо... (острова Буяна)
В царство славного Салтана.
{Это отрывок из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина.)— Мы проплыли мимо острова и попали на другой. Давайте на нем отдохнем.
(Учитель включает аудиозапись песни «Чунга-чанга», дети танцуют.)
V. Путешествие четвертое
1. Работа с отрывком из ранее прочитанного текста
— Вспомните автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова (с. 43 учебника, средний отрывок). (К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». Нужные слова: 1. «От маленькой радости смеются...». 2. «а от большой — плачут». 3. «и крупный снег...». 4. «счастливые».)2. Выразительное чтение отрывков
— Прочитайте выразительно отрывок из рассказа «Слон», который вам больше всего понравился.
VI. Путешествие пятое. Возвращение домой
1. Беседа
— Пора нам возвращаться домой. Жаль расставаться со старыми друзьями. Как вы думаете, почему они попали в раздел «Были-небылицы»?
Тест
Вариант 1
А1. Кто не встретился Евсейке на морском дне?
1) актинии 3) рак-отшельник
2) лангусты А) рыба-пила
А2. Сколько четверок по русскому языку было у Евсейки в прошлом году?
1) две 3) четыре
2) три 4) пять
A3. Вставьте пропущенное слово в песенку рыбы.
Плавниками...,
И зубаста, да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!
1) трепеща 3) скрежеща
2) шевеля 4) всех ища
А4. Кто написал рассказ «Растрепанный воробей»?
1) М. Горький 3) К. Г. Паустовский
2) В.В. Бианки 4) А.И. Куприн
А5. Кто скрывается под псевдонимом Максим Горький?
1) А.И. Куприн 3) В.М. Гаршин
2) КГ. Паустовский Л) А. М.Пешков
81. Вспомните, о ком так сказал Евсейка: «Так себе... Вроде меня, только - побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый...»
1)кот 3) папа
2) дед 4) дядя
82. У кого на голове посидел Пашка в первый день?
1) кузнеца 3) А.С. Пушкина
2) И.А. Крылова 4) парикмахера
83. Закончите предложение.
Мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счаст-пивые...
1) фантазии 3) сказки
2) сны 4) желания
84. Найдите лишнее в утверждении. Умные собаки в зверинце...
1) кувыркаются 3) поют под музыку
2) танцуют 4) говорят с хозяином
С1. Чем позавтракала Надя в день прихода слона? Что она съела?
1) яйцо вкрутую 3) яйцо всмятку
2) сладкий чай с молоком 4) горячее молоко
С2. Почему немец казался Наде похожим на слона? Закончите предложение.
Потому что он сам такой...
1) большой 3) добродушный
2) толстый 4) лысый
СЗ. О ком из писателей идет речь в приведенном отрывке?
Он родился в 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного статистика, но свою юность провел преимущественно в Киеве, где, окончив гимназию, учился на естественно-историческом факультете. Рано начав трудовую деятельность и сменив много профессий, он уже в 1912 г. опубликовал в киевском журнале «Огни» свой первый рассказ «На воде».
1) К. Г. Паустовский 3) М. Горький
2) А.И. Куприн 4) М.М. Пришвин
Вариант 2
А1. Кто не встретился Евсейке на морском дне?
1) голотурии 3) рыба-меч
2) сепии 4) сифонофоры
А2. Закончите предложение.
Глаза у рыб были круглые и скучные, как...
1) алгебра 3) русский язык
2) математика 4) география
A3. Вставьте пропущенное слово.
Как он может жить на свете без усов и чешуи? Мы бы, рыбы, не могли бы ...хвосты свои!
1) намочить 3) разделить
2) раздвоить 4) обкромсать
А4. Кто написал рассказ «Случай с Евсейкой»?
1) В.В. Бианки 3) А.И. Куприн
2) К. Г. Паустовский 4) М. Горький
А5. Чья настоящая фамилия — Пешков?
1) М. Горького 3) К. Г. Паустовского
2) А.И. Куприна 4) Л.Н.Толстого
В1. Как звали нянюшку из рассказа К.Г. Паустовского?
1) Ивановна 3) Петровна
2) Николаевна 4) Степановна
82. Чье прозвище - Чичкин?
1) милиционера 3) воробьишки2) скворца 4) старого воробья
83. Что, по мнению мамы, делают люди от большой радости?
1) смеются 3) прыгают и кричат
2) плачут 4) рыдают и смеются
84. Найдите лишнее в утверждении. Особенно отличается самый большой слон, он...
1) становится на голову, ногами вверх
2) ходит по стеклянным бутылкам
3) ходит по катящейся бочке
4) переворачивает хоботом страницы большой картонной книги.
С1. С помощью какого лакомства слона завели в дом? Что это было?
1) круглый фисташковый торт
2) квадратный фисташковый торт
3) треугольный ананасовый торт
4) круглый банановый торт
С2. Как звали куклу, с которой Надя познакомила слона Томми?
1) Соня 3) Маша
2) Наташа 4) Матрешка
СЗ. О ком из писателей идет речь в приведенном отрывке?
Отец его умер рано, и мальчик оказался в доме деда. Дед стал учить пиука с 6 лет грамоте. Затем мальчик продолжил учение в Нижегородском слободском училище, но вскоре дед разорился и отдал его в «люди».
1) М. Горький 3) А.И. Куприн
2) К.Г. Паустовский 4) М.М. Пришвин
2. Проверочная работа
1. Допишите пропущенные буквы, и получится стишок-небылица.
РифмушкаТанцевала рыба с р_____,
А петр_____— с пастернаком,
Аци_____— с чесноком,
Айн_______— с пет_____,
Ск___________— с котелком,
Красна девка — ск________,
А ухват — просто так,
А морковка не________,
Потому что не умела.
2. Переставьте все, как надо!
Нет ни склада тут, ни лада...
Пингвины — жители пустыни,
Ужата очень любят дыни.
Шоферы знают толк в малине,
Ребята ползают в трясине.
Верблюды плавают на льдине,
Медведи возят груз в машине.
Неспешно ходит черепаха,
Могучий еж не знает страха.
Колючий лев в траве таится,
За ним охотится лисица.
Ужи летают в облаках,
Стрижи на севере, во льдах.
Орлы упрямы, просто страх!
Чижи охотятся в горах,
Моржи в болоте, в камышах,
Киты мечтают о мышах.
Ослы расселись на кустах,
Коты плывут в крутых волнах...
А все ли на своих местах?
3. Соедините автора с названием его произведения. Допишите пропущенные слова.
М. Горький «Слон»
К.Г. Паустовский «Случай...»
А.И. Куприн «Растрепанный...»
4. Ответьте на вопросы.
1) Кто и о ком бормотал такие слова? Что это за произведение? Кто его автор?
Не похож он ни на рака, ни на нас — весьма во многом. Не родня ли это чудо безобразным осьминогам?
2) Прочитайте описание животного. Вставьте пропущены слова. Кто это?
Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает поло вину.... Кожа на нем ..., в тяжелых .... Ноги толстые, как .... Длинный . с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших.... Уши большие, ка ..., и висят вниз. Глаза совсем ..., но умные и добрые. Это ....
3) Вспомните героев произведения. Допишите. Пашка—..., Петровна - ..., Маша - ..., Чичкин —..., разбойница -
Ответы к проверочной работе
1. Стишок-небылица звучит так (у детей могут быть вставлены другие слова, главное, чтобы они подходили по смыслу и рифмовались):
Танцевала рыба с раком,
А петрушка - с пастернаком,
А цибуля — с чесноком,
А индейка — с петухом,
Сковородка — с котелком,
Красна девка - с казаком,
А ухват — просто так,
А морковка не хотела,
Потому что не умела.
2. Переставить пары слов: пингвины — верблюды; ужата — ре-бята; могучий еж — колючий лев; ужи — чижи; стрижи — моржи; орлы — ослы; киты — коты.3. М. Горький «Случай с Евсейкой», К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей», А.И. Куприн «Слон».
4. 1) Рыбы о мальчике. М. Горький «Случай с Евсейкой». 2) Вставить: столовой, грубая, складках, столбы, хвост, шишках, нопухи, крошечные. Это слон. А.И. Куприн «Слон». 3) Пашка — воробей, Петровна — нянюшка, Маша — дочка (девочка), Чичкин — Пашкин дед, старый воробей, разбойница — ворона. К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей».
VII. Возвращение домой.
Подведение итогов урока
- Вот мы с вами и дома, среди привычных вещей.
---Какие истории вы о них придумали?
---Расскажите на следующем уроке.