Конспект итогового урока (обобщение знаний) географии в 9 классе Горжусь своей страной

Конспект итогового урока географии по курсу 9 класса

«Горжусь своей страной»



Цели урока:
а) образовательные формирование учебно-познавательных компетенций через обобщение знаний о своей стране.

б) воспитательные: формирование компетенций личностного самосовершенствования через освоение способов интеллектуального саморазвития, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетическое и эмоционально-ценностное отношение к природе;

в) развивающие: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником.

Технологии: развитие критического мышления, технология картографических заданий.

Тип урока: урок обобщения изученного материала

Оборудование: настенные карты, атласы, эпиграф.

Эпиграф: «Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда».

Ход урока: I. По эпиграфу определим тему и цели урока.

II. 1. Верно, сегодня мы подведем итоги изучения географии нашей страны.
- Авторы учебника утверждают, что изучив курс социально-экономической географии, вы сумеете доказать правильность их выводов. Итак, я называю эти выводы, а вы, пользуясь картами атласа, подтверждаете или опровергаете их.

2. Вывод 1. Наша страна очень велика, поэтому она неоднородна и многообразна, и в этом ее достоинство.
- Доказательства (примеры) этого вы должны найти, используя атлас географии РФ.
Примерные доказательства:
Территория нашей страны действительно велика – 17,1 млн кв.км, что почти равно площади Ю. Америки. Можно ли не гордиться такой страной? Вся наша страна – это огромный природный комплекс, каждый из компонентов которого по-своему прекрасен. Кроме того, каждый компонент уникален и содержит в себе мировые рекорды.
Рельеф. Покажем крупные равнины и горные страны, укажем среди них «рекордные»:
- Русская равнина (на Кольском п/о-ве самая глубокая скважина), Среднесибирская равнина (150 месторождений алмазов), Западная Сибирь ( 1 место в мире по запасам газа и торфа, 2 место в мире по запасам нефти) – 2, 3 и 4 по величине равнины мира. Больше них только Амазонская низменность.
- Урал - граница между Европой и Азией – с его 10 тысячами месторождений 1000 разных полезных ископаемых, Кавказ с его великолепными минеральными водами, Камчатка со 150 вулканами и Долиной Гейзеров. И многое другое, чем тоже следует гордиться!

Воды. Россия одна из немногих стран мира, так обильно обеспеченных пресной водой. На ее территории находится Байкал – жемчужина природы, сосредоточившая в себе 20% всей пресной воды мира.

Климат. Определение поясов и климатических рекордов. Именно в нашей стране находится Полюс холода Ойкумены – поселок Оймякон у нас в Якутии.

Почвы. Они в России разнообразны. Но мы вспомним только одну – чернозем. Именно ее использовали в Парижской Палате мер и весов в качестве мирового эталона почвы!

Живая природа (природные зоны) - здесь достаточно вспомнить нашу российскую тайгу, обширность которой позволяет России быть одной из самых обеспеченных лесными ресурсами стран мира.
А знаете ли вы, что общеизвестное слово КРЕМЛЬ напрямую связано именно с тайгой, а точнее, с хвойными деревьями - высокими, стройными, просмоленными кремлевками – из которых первоначально и строили российские Кремли. А ведь теперь они широко известны в мире!

Итак, ребята, видно, что вы можете привести свои примеры непохожих друг на друга компонентов ПК России, которые являются своеобразными рекордами мира.

Задание: Есть такой логический прием: мы можем лучше оценить значение любого явления, если представим себе его отсутствие. Итак, представим себе, что наша территория – степь без конца и края. Что мы теряем, если теряем, в таком случае? (Обсуждаем ситуацию)
Действительно, благодаря своей разнообразности и многообразности наша страна так богата.

3. Вывод второй. Сила, благополучие и процветание РФ – в единстве ее дополняющих друг друга регионов.
Задание: Вам даются карточки с символами, а вы должны определить, к каким экономическим регионам эти карточки относятся, доказать это и показать их. Работаете в парах, проверяя друг друга.


Карточки:
Виноград, солнце, лимон – Северный Кавказ
Знак железной руды, 1895,10000 - Урал
Нефть, газ, торф - Западная Сибирь
Вулкан, лотос, белый медведь, тигр – Дальний Восток
365 чел\км2, ракеты, Золотое кольцо - Центр РФ
Железная руда, чернозем, свекла – Центрально-Черноземный
Янтарь, 1703, анклав, туризм – Северо-запад Европейской части
0,1 чел\ км2, алмаз, 300 эндемиков – Восточная Сибирь

Таким образом, после ваших объяснений очевидно, что эффективность экономического развития страны возрастает оттого, что регионы, основываясь на особенностях своего ФГП, ЭГП и наборе природных ресурсов, обмениваются своей продукцией, помогают друг другу и сообща решают общероссийские проблемы.

4. Вывод третий. Мощь России могут поддержать и увеличить только её граждане - представители более 100 этносов, каждый из которых в РФ абсолютно равноправен.
- Где бы мы ни жили, все мы граждане великой страны, россияне.
-Сообщение об итогах последней переписи «Многонациональная Россия»

Задание: Вы приготовили дома географические загадки о субъектах и народах России. Давайте их разгадаем.
Примеры геозагадок:
О соседях этой территории России говорят, что
центральный город первого субъекта назван по фамилии его
исследователя;
второй сосед является этнической родиной самого многочисленного
народа Земли;
правительство третьего соседа за последние годы несколько раз
задерживало российские суда, заходившие в его воды из-за шторма
или поломки;
четвертый сосед – это крупнейший остров у берегов крупнейшей страны;
пятый сосед – через море – без основания считает себя территорией,
первой на Земле встречающей восход Солнца;

О соседях этой территории России говорят, что
на территории первого соседа находится родина Санта Клауса и
Дворец Снежной Королевы;
на территории второго соседа произведено бурение самой глубокой
скважины в мире (около 13 км);
третий сосед является родиной Михаила Ломоносова;
на территории четвертого соседа расположилась резиденция
Деда Мороза;
внутри пятого соседа располагается вторая по численности российская агломерация.

О соседях этой территории России говорят, что
- первым соседом является самый большой субъект России;
- второго соседа часто называют «колымским краем»;
- третий сосед является «действующей» частью Великого
огненного кольца

-Наша страна находится на 9 месте по численности населения. Это хорошо или плохо?
-Какова демографическая политика России, в чем она проявляется?
-По карте плотности населения определить max u min плотности. Почему так?
-Какие меры, на ваш взгляд, могли бы хотя бы слегка уравнять ср. плотность заселения? Нужно ли это?
Верно, Россия заинтересована в заселенности всей территории и в увеличении численности своего населения. Это необходимо и для эффективного изучения и для улучшения эффективности хозяйствования.

5. Вывод четвертый. Россия – страна, играющая важную политическую транспортную и т.д. роли в мире.
Докажите примерами значение РФ
В политической сфере
В сохранении мира на планете
В транспортной мировой схеме
В обеспечении природными ресурсами
В изучении планеты
В поддержке попавших в тяжелую ситуацию государств
В освоении пространств вне планеты

6. Вывод главный. Наша страна – величайшая в мире по большинству показателей, и сделать ее еще могущественнее и краше - задача будущих поколений хозяев России, то есть ваша задача

7. Итог урока. Россия всегда была и будет первой по многим показателям. Нам есть чем гордиться!

8. Рефлексия. Составим синквейн по теме нашего урока. При составлении синквейна воспользуйтесь построчной памяткой:

1 слово – имя существительное - тема синквейна;
2 слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или
предлогами – свойства или качества;
3 слова – глаголы, передающие действия (дела) объекта;
4 слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке,
теме ;
1 слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна.