Классный час Дорога, которую мы выбираем


Воспитательное мероприятие « Дорога, которую мы выбираем»
Участники: учащиеся 10 класса.
Цель: Формирование ценностных ориентиров личности, самопознания, становления активной жизненной позиции, гражданского самопознания.
Задачи:
Расширить понятийный аппарат учащихся, что позволит им более чётко определить ценности, на которых строится жизнь
Продолжить формирование чувства самодостаточности и стремление к самосовершенствованию; продолжить работу над формированием чувства ответственности через осознание « я делаю свою жизнь сам»
Продолжить работу над формированием коммуникативных и общепредметных навыков, а именно: умение слушать, вести диалог, аргументировать свой ответ, анализировать, обобщать, делать выводы, рефлексировать.
Методы и формы работы:
работа в группах
методика погружения в себя
фронтальная беседа
создание проблемных ситуаций
Подготовительная работа:
Классный руководитель готовит мультимедийную презентацию
Изготавливается и собирается раздаточный материал
Учащиеся объединяются в равный по количеству участников группы
Оборудование:
Интерактивная доска
мероприятие рассчитано на 30 минут.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
Создаются малые группы из учащихся класса на добровольной основе.
2.Мотивация и целеполагание.
Классный руководитель:
«Жизнь для меня не таящая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям».
Б. Шоу.
Классный руководитель:
Вдумайтесь, ребята, в то, сколько труда нужно вложить, чтобы пройдя дорогу жизни передать этот факел идущему.
- Какая она дорога, по которой ты идёшь?
- Какой ты, идущий по этой дороге?
- Готовы мы подхватить этот факел?
Итак, какова же цель нашего классного часа, который называется «Дорога, которую мы выбираем»
( ответы учащихся)
(На экране – дорога. В начале неё человечек, а в конце взрослый человек с факелом).Классный руководитель:
Жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени. День за днем, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Где начало нашего жизненного пути? Конечно же, в стране Детства.
Учитель: Детство - это ваши истоки, корни. Отсюда начинается ваш путь в Прекрасное Далеко. Благодаря людям, которые вас вырастили, зажглась свеча вашей души. Вы должны постараться, чтобы она не стала тающей свечой, а превратилась в чудесный факел.
Мы вместе постараемся сегодня прожить эти минуты так, чтобы заставить пылать этот факел как можно ярче, определив маршрут вашего жизненного пути, Дороги, которой вы идете, Человеком с большой буквы.
Ваш возраст - «пересаживание корней» - самоопределение. Время, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим. Поэтому каждый из вас - как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти.
Учитель. Да, перед человечком, которому еще только предстоит стать личностью, вопросов очень много. На какие-то из них вы будете отвечать в течение всей своей жизни, а на некоторые мы постараемся ответить сейчас.
А сейчас я вам предлагаю фрагменты вопросов, которые вы должны дописать и дать свои варианты ответов.
Что в жизни…?
Кем бы я…?
Зачем людям…?
Какие качества…?
Как выбрать…?
Смогу ли я...?
Что для меня...?
Есть ли у меня...?
Чего бы я...?
Можно ли обойтись без…?
Как преодолеть...?
Что человеку...?
Ответы детей.
1426210149225
Классный руководитель. А для чего каждому из вас необходимо задумываться о своем жизненном пути? Ответ на этот вопрос вы могли услышать в детской песенке.
Значит, одно из составляющих сущности человека - выбор своего предназначения. Расул Гамзатов писал:
Глаза у нас намного выше ног:
В том смысл я вижу и особый знак.
Мы все сотворены, чтоб каждый мог
Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.
Классный руководитель: А мы сейчас попытаемся выбрать основные приоритеты для своей жизни.
112903084455
Задание: Выберите пять самых главных для вас приоритетов в жизни, используя карточки со словами: образование, семья, здоровье, творчество, труд, мир, развлечения, любовь, успех, свобода, деньги, друзья.Работа детей.
Классный руководитель: Поэтесса Вероника Тушнова писала:
Человек живет совсем немного -
Несколько десятков лет и зим,
Каждый час, отмеривая строго
Сердцем человеческим своим.
Вопрос. Учитывали ли вы это, когда выбирали приоритеты на своем жизненном пути?
Попробуем определить, какие же задачи стоят перед вами, исходя из этих приоритетов.
Учитель: А для этого я хочу вам зачитать отрывок из речи Питирима Сорокина, произнесенной на торжественном собрании 21 февраля 1922 г в честь 103 –й годовщины Петербургского университета.
«Задача возрождения России падает на ваши плечи, задача – бесконечно трудная и тяжелая. Сумеете ли вы выполнить ее? Сможете ли выдержать этот экзамен истории?...Первое, что вы должны взять с собой в дорогу, - это знание… безошибочно указывающее, где Истина и где Заблуждение…
Второе, что вы должны взять с собой, это любовь и волю к производительному труду – тяжелому, упорному, умственному и физическому… Мир – не зал для праздношатающихся, а великая мастерская, и человек – не мешок для переваривания пищи и пустого проживания жизни, а прежде всего – творец и созидатель…
Но мало и этого. Нужно запастись вам еще и другими ценностями. Мир – не только мастерская, но и величайший храм, где всякое существо, прежде всего всякий человек, – луч божественного, неприкосновенная святыня. Человек человеку – бог – вот что должно служить нашим девизом. Нарушение его, а тем более замена его противоположным заветом, заветом зверской борьбы, волчьей грызни друг с другом, заветом злобы, ненависти и насилия не проходили никогда даром ни для победителя, ни для побежденных… Распинаю других, мы распинаем себя…
Отправляясь в путь, запаситесь, далее, совестью, моральными богатствами. Не о высоких словах я говорю: они дешевы…, а говорю о моральных поступках, о нравственном поведении и делах.
Позволю обратить ваше внимание и еще на один факт: на семью. Вы… должны знать и то, что без здоровой семьи невозможно здоровое общество…
Таковы те главные ценности, которыми вы, с моей точки зрения, должны запастись, пускаясь в великий путь и подготовляясь к великому экзамену. Я не знаю, выдержите ли вы это тягчайшее из жизненных испытаний. Но надеюсь, что «сим победивши».
Классный руководитель: А сейчас я предлагаю вам прочитать Правила жизни великих людей и выбрать для себя самое главное.
1. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
2. Не бойся учиться у умных. У глупых тоже - они учат, чего не надо делать.
3. Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему-то учит, что-то создает.
4. Ничего не делай против своей воли.
5. Ничего не предпринимай во гневе, если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься - до ста.
6. Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, все ли сделал, что намечал.
7. Никогда не отступай перед трудностями.
Классный руководитель:
Представьте, что перед вами сосуд. Имеются большие осколки камней, галька, песок. Попробуйте наполнить сосуд.
Притча
Один мудрец взял большой сосуд и заполнил его доверху большими осколками камней. И спросил: «Полный ли сосуд?». «Конечно полный», – ответили его ученики. Тогда он взял мелкую гальку и насыпал сверху на камни и слегка потряс. Галька провалилась в пространство между камнями. После этого он взял мешок с песком и высыпал в сосуд. Несомненно, песок тоже просочился в щели, которые еще остались между камнями и галькой. Этот сосуд как жизнь человека, – сказал мудрец – сначала мы должны наполнить ее самыми крупными камнями – это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия, воспитание детей. Галька – это то, что тоже необходимо для жизни. Например, любимые вещи, дом, автомобиль, дача. Песок – это повседневные наши заботы. Если мы сначала насыпаем в сосуд песок, места для камней и гальки уже не останется. Тогда наша жизнь будет состоять только из повседневной суеты, а вот самого важного мы не достигнем. Необходимо учиться сосредоточивать наши усилия на важных вещах, без которых жизнь теряет смысл. Иногда мы теряем много времени на пустые разговоры или только развлечения, а это значит, мы заполняем свой сосуд песком, забыв о крупных камнях.
Классный руководитель. Как мы уже с вами сказали - одно из составляющих сущности человека - выбор своего предназначения. Вторая составляющая часть личности - преодоление, т. е. - характер, воля, реализация выбора. Задание. А сейчас попробуем определить, какие черты характера являются главными в путешествии по Дороге жизни, а от каких качеств лучше бы избавиться.
Работа с карточками: доброта, предательство, глупость, сила, лживость, честь, справедливость, ум, низость, слабость, благородство, зависть, правдивость, терпимостьВычеркните качества, от которых нужно избавляться, аргументируя свой выбор.
Аргументированные ответы детей.
Классный руководитель Наш разговор я хочу завершить стихотворением Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»
Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу.Дьяволу служить или пророку -Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себеСлово для любви и для молитвы.Шпагу для дуэли, меч для битвыКаждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.Щит и латы, посох и заплаты,Меру окончательной расплатыКаждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.Выбираем тоже - как умеем.Ни к кому претензий не имеем.Каждый выбирает для себя!
Классный руководитель: Ребята, спасибо за сегодняшний разговор.