Сценарий классного часа Почтение родителей- уважение тебе


Сценарий классного часа
по духовно-нравственному воспитанию
«Почтение родителей – уважение тебе»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Макарова Марина Александровна
2016 г

Цели:
Показать детям, что они должны с почтением относиться к окружающим людям, особенно к старшему поколению.
Разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения в семье.
Убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения.
Прививать желание быть вежливыми, добрыми, уважительными, помощниками в семье.
Оборудование:
Солнце, тучка, карточки с деформированными пословицами, иллюстрации к притче «Воробей», изображение Петра 1, распечатка правил из указа Петра 1 «Юности честное зерцало…» для индивидуальной работы, памятки детям об отношении к родителям, запись музыки к песне «Родительский дом».
Классный руководитель: Сегодняшний мы начнем с притчи. Называется она “Воробей”.
В саду, недалеко от дома, сидели на скамье пожилой отец и возмужалый сын. Был солнечный день.Отец тихо любовался природой, а сын читал газету.Мимо них пролетела птичка и села недалеко на куст.Отец у сына спросил:- Что это?Сын нехотя взглянул на птичку и ответил:- Воробей.После чего отец приподнялся немного, посмотрел внимательнее и опять спросил?- Что это?Сын резко ответил:- Отец, я же только что сказал – это воробей.Воробей взлетел и, пролетев несколько метров, сел на землю.Отец, следя за полетом птицы, через некоторое время опять задал вопрос сыну:- Что это?Сын уже нервным голосом ответил:- Это воробей, отец, воробей. В-О-Р-О-Б-Е-Й!Отец, как бы ни слыша того, что ему говорит его сын, задает ему тот же вопрос:- Что это?Сын рассердился и не выдержал:- Зачем ты меня все время спрашиваешь?! Это воробей, сколько раз я еще могу тебе это повторять?! Тебе тяжело это запомнить?!Старик встал и направился к дому.- Ты куда пошел?  – воскликнул сын.Отец только отмахнулся рукой и ушел.Через несколько минут он вернулся со старой толстой тетрадью. Открыв ее, и найдя нужную страницу, он дал ее своему сыну и показал, где читать.Сын начал читать:- Сегодня я и мой маленький сын, которому недавно исполнилось три годика, гуляли в парке. Когда перед нами сел воробей, то мой сын спросил меня 21 раз: «Что это?». И ровно столько же раз я ответил, что это воробей. Каждый раз я обнимал его, а он снова и снова спрашивал меня. И я совершенно не сердился на своего любимого маленького мальчика.После прочитанного сын обнял своего отца и так они еще долго сидели.
Классный руководитель: Как вы думаете, о чём эта притча, в чём её смысл? Что автор пытался до нас донести?
Ответы ребят: К родителям надо относиться с уважением, терпением, почитанием.
Классный руководитель: Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа.
Ответы ребят.
Классный руководитель: А можно вот так?: “Почитай родителей своих” . В православной Библии рассказывается о законах, которые Бог дал людям для правильной жизни. пятый закон гласит «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле».
- А что значит «почитай», от какого слова оно образовалось? Читать?
- От слова «почтение»? А что значит почтение? (выслушать мнения, похвалить)
- К кому мы должны проявлять в семье уважение? Но ведь написано только отца и мать! Наверно, других не обязательно уважать?
- Правильно, в семье все должны проявлять уважение друг к другу.
-  Как вы понимаете слово «семья»? (Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге, оказывают внимание каждому члену семьи).
- Иногда нам приходится слышать такое выражение «дружная семья». Сейчас я вам расскажу одну историю, вы внимательно слушайте, для того чтобы ответить на вопрос: «Почему данную семью называют дружной?»
В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово - «понимание».
-Что необходимо вам для того, чтобы было тепло в семье?
Любовь, ласка, добро, уважение.Это необходимо только вам?Нет, любовь нужна всей семье.
Звучит стихотворение "Что может быть семьи дороже?"
Что может быть семьи дороже?Теплом встречает отчий дом,Здесь ждут тебя всегда с любовью,И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно.Сидят за праздничным столом,И вместе им совсем не скучно,А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,Родители - во всем мудрей,Любимый папа - друг, кормилец,А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!Оно рождается в семье,Что может быть ее дороже.На этой сказочной земле!
Классный руководитель: Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Береги их здоровье и покой. Не приноси им боли, огорчений, страданий. Все, что дают тебе отец и мать – это их труд, пот, усталость.
Ещё с древних времён люди беспокоились об отношении молодёжи к старшему поколению. В 1717 году царь Пётр 1 издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». Вам сейчас предстоит самостоятельно ознакомиться с правилами отношения детей к родителям. Прочитайте внимательно, перескажите своими словами.
Детям раздаются отдельные правила из указа:
Во-первых, прежде всего должны дети отца и мать в великой почести держать. И когда от родителей им приказано бывает шляпу в руках держать и возле них не садиться, и немного стоять их в стороне, подобно слугам. - Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить и в доме своим именем повелевать, они должны вести разговоры вежливо и учтиво.
- Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, когда они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.
- Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должно они благоприятно, не криком, и что говорить, должна быть правда истинная.
- Когда родители спросят, то должны они отозваться и отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.
Дети работают в группах, обсуждают.
-О каких правилах был издан указ Петра 1?
-Какие из них вам особенно запомнились?
-Как вы понимаете эти правила?
-Какие из них сегодня нужны? Зачитайте.
-Поднимите руку те, кто хоть одно из услышанных правил выполняет.
- А сейчас обратимся к миру мудрых мыслей и подумаем, насколько ваши рассуждения сегодня соответствуют вековой мудрости, причём разных народов. Эти советы мы узнаем, собрав пословицы на лучах для нашего солнышка.
Дети собирают пословицу, прочитывают, прикрепляют лучи к солнцу, объясняют, чему она учит.
Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь. (Белорусская.)
Кто слушает родителей – не обеднеет. (Абхазская).
У дитя заболит пальчик, а у матери сердце. (Украинская).
Сердце матери лучше солнца греет. (Марийская),
Родители детям плохо не скажут. (Мордовская).
Слушай наставления отца-матери – не заблудишься. (Белорусская).
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Каково на дому, таково и самому.
Человек в беде спешит к родителям.
Береги отца и мать – других не сыщешь.
Стариков почитать – свою жизнь сохранять.
На свете всё найдёшь, кроме отца с матерью.
- Видите, как ярко на нашем небосклоне засверкало солнце. Лучи этого солнца - взаимопонимание, уважение любовь, дружба, совместные дела.
И хочется верить, что это свидетельствует о том, что вы постигли важную мудрость: «Чти отца своего и мать свою».
Обратить внимание на плакат на доске «Почтение родителей – уважение тебе»).- Как вы считаете это справедливая закономерность?
- Готовы ли вы следовать ей?
-Тогда начните прямо сегодня, сейчас. Не можете выразить свои мысли вслух, напишите маме и другим близким добрые слова, подарите рисунок, подарите им свою любовь и уважение, подарите внимание и заботу, и жизнь станет ещё прекраснее. И вы увидите, как засветятся счастьем мамины глаза, как улыбнётся вам бабушка, как одобрительно кивнёт головой отец. А ещё я хочу раздать каждому из вас памятку, чтобы вы лучше запомнили нашу сегодняшнюю беседу. Прочитаем:
Памятка для детей.
1. Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.
2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть полевые или даже нарисованные, дарите их как можно чаще.
5. И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будите ими».
Не забывай о том, что мать вспоила нас,
Отец же воспитал своё родное чадо,
Поэтому страшись в беспечности своей
В их старые сердца пролить хоть каплю яда.
(Стихотворение читает ребёнок.)
Итог.
- Я хотела бы пожелать всем вам помнить эту важную заповедь Божию, почитать отца своего и матерь свою. Это ваша семья. Пусть ваша семья будет самая дружная. Пусть в ней всегда царит дружба, понимание, любовь, доверие, уважение, забота, счастье, согласие.
- А наш классный час я хочу закончить словами:
Пока ты молод, чти того, кто немощен и сед,Чтобы уважали самого тебя на склоне лет.