Тема по самообразованию Активизация познавательной деятельности на уроках ОБЖ.


Тема по самообразованию (2013 – 2016 г.)
«Активизация познавательной деятельности на уроках ОБЖ».
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.
Поэтому одной из главных задач общеобразовательной школы является передача учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Такое обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
 Работа над темой начата в 2013 году
Предполагается закончить работу над темой в 2016году.


Цель:
обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников,
достижение более высокого уровня моей профессиональной компетентности.
Задачи:
Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
Повысить качество проведения учебных занятий по внедрению новых технологий.
Совершенствование видов и форм диагностики и контроля.


Перечень вопросов по самообразованию
1.Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
2.Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата.
3 .Распространение педагогического опыта на муниципальном уровне. (показать открытые уроки для учителей школы и района ).
4.Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
5.Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.
6.Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса - во всех классах.
7. Продолжать работать над методической проблемой:
«Организация научно-исследовательской деятельности учащихся».

Ожидаемые результаты:
1 Повышение мотивации и качества знаний на уроках ОБЖ.
2. Апробация новых видов и форм диагностик.
3. Повышение качества учебных занятий по внедрению новых технологий.
 
Направления самообразования:
 
 
Основные направления Действия и мероприятия Сроки
реализации
Профессиональное 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и
требования .2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
5. Повышать квалификацию на курсах для учителей ОБЖ.
2013-2014
 
 
 регулярно
 
 2016г.
 
 
 
Психолого-педагогические 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
   
регулярно
Методические 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по ОБЖ.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения предмета.
3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей .
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района .
10. Выступать с докладами по теме самообразования.
 
регулярно
 
 
 
регулярно
 
 
регулярно
 
 
 
 
 
 
 регулярно
 
 регулярно
 
 
 
 
 2014-2016 г
 
Информационно-технологические технологии 1.Изучать различные формы уроков и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по предмету.
3. Общение с педагогами на различных сайтах
4.Создать свою страницу на сайте школы.
5.Создать свой сайт. регулярно
 регулярно
 
регулярно
 
2016 г
2016 г.
Охрана здоровья 1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни. регулярно
 
 регулярно
     
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Диагностический Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта регулярно Школьные и районные МО
Изучение литературы
Прогностический 1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов. 2013-2016 1.Выступление на заседании школьного МО учителей».
2.Размещение материалов на сайте .Практический 1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы. 2013г. 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме:
«Активизация познавательной деятельности на уроках ОБЖ».
2.Открытые уроки на муниципальном уровне.
3.Участие в олимпиадах. конкурсах, конференциях.
 
Обобщающий 1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы. 2013-2015 1.Выступление на заседании районного МО учителей
2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3.Консультативная помощь учителям и учащимся.
.
 
 
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:

Изучить литературу по данной проблеме:
1.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
3.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004.
4.   Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование,
7. Тетушкина Л.А «Основы безопасности жизнедеятельности : секреты преподавания».,
8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках ОБЖ разработки учащимися примерных тем проектов, исследовательских работ
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов,
4. Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
Участие в заседаниях ШМО естественно - научного цикла , педагогических советах.
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета
Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Отчет на школьном методическом объединение.
Я работала по данной теме 3 года . Запланированные мероприятия практически все выполнены.
В своей работе я применяю элементы следующих образовательных технологий:
Интерактивные технологии – я использую для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.
Проектная технология помогает активизации познавательной деятельности, развитию личности способностей учащихся в процессе обучения, побуждает проявлять способности к:
Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.
При планировании своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:
- создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной нагрузки возрастным возможностям ученика;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
На своих уроках я использую различные способы познавательной активности , вот некоторые из них :
         1). Занимательные задания
        Грань, отделяющая серьезную науку от занимательной, зыбка и подвижна. Роль развлекательного элемента в обучении видится в том, чтобы не науку,   превращать в забаву, а напротив забаву ставить на службу обучению.
        Занимательные задания побуждают работать мысль учащегося. Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание учащимися тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество  с преподавателем, будят любознательность, повышают наблюдательность и поощряют их к первым самостоятельным открытиям.
        При использовании занимательных заданий для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки учащихся учителю стоит придерживаться методических рекомендаций:
- Занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока - они могут использоваться при объяснении нового материала, перед закреплением материала и т.д.;
- Занимательные материалы можно подбирать, применять по каждой теме предмета;
- Решением занимательных заданий можно заниматься в домашних условиях;
- Важен последовательный переход от простых задач к сложным;
- Учитывать индивидуальные качества учащихся, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности;
- После решений занимательных заданий полезен разбор правильных ответов.
2.Словесные головоломки.     
Широко известны кроссворды, чайнворды, ребусы, шарады, анаграммы, загадки, сканворды.
        Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают загадки, головоломки, шарады, ребусы, кроссворды. Использование их в учебной работе способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразит занятия, позволит в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями.
Кроссворды.        Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать
        Составлять и предлагать кроссворды надо осмысленно, в определенной системе и  последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся. Непосильная работа может оттолкнуть от этого занятия. Но если ученик смог осилить кроссворд, даже с помощью учителя или родителей, он испытывает радость и удовлетворение, проявит желание решать более сложный.
        Очень хороший результат дает задание учащимся составлять кроссворд во внеурочное время. Тогда не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное  определение, характеристику того или иного понятия.
        Чайнворд – это игра-задача (головоломка) по разгадыванию слов (названий, определений, терминов), специально составленных в виде цепи, в которой последняя буква предыдущего слова является первой следующего. Для технических чайнвордов соответственно подбираются слова отражающие специфику школьного предмета «ОБЖ».
        Работа с чайнвордами не самоцель. Она должна органически сочетаться с другими видами деятельности обучающихся как на уроке, так и во внеклассное время. При составлении чайнвордов, как и кроссвордов, используют только имена существительные в именительном падеже и в единственном числе.
        Ребусы - загадочные рисунки, в которых слова и высказывания зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д. Загадки.
        Опытом установлено, что использование загадок при обучении безопасности жизнедеятельности, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами ОБЖ, расширяет общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала, формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремленность. Научившись самостоятельно составлять подобные загадки, учитель сможет оживить учебный процесс, а при желании обучить данному делу учащихся.
        Загадки, несомненно, окажутся полезными учителю, заинтересовавшему учащихся этой работой. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия.
3). Произведения художественной литературы.
        Произведения художественной литературы при изучении ОБЖ, обогащают учебный процесс. Отрывки из рассказов, сказок и стихов оживляют рассказ учителя, пробуждают и поддерживают интерес учащихся к уроку ОБЖ. Образные, яркие художественные тексты повышают эмоциональность восприятия, содействуют эстетическому воспитанию учащихся. Литературные произведения помогают наблюдать за действиями людей в чрезвычайных ситуациях, подмечать их закономерности.
        Методика использования литературных источников может быть разнообразной. Например, если отрывок содержит описание чрезвычайной ситуации, то его целесообразно использовать для иллюстрации изучаемого материала. А можно, зачитав фрагмент их художественного произведения, предложить учащимся ряд заданий к прочитанному тексту.
        К художественным произведениям можно обращаться на разных этапах урока- при объяснении нового материала, при его закреплении, во время опроса.
        Привлечение художественной литературы при изучении ОБЖ дает хороший педагогический эффект, если обладает художественной ценностью, а изложенное в ней органически связано с темой урока, доступно учащимся, имеет познавательное значение, расширяет кругозор.
     4). Игровая деятельность
        Цель игрового обучения – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки соревнования, конкурсы, викторины и т.п.
        При организации игровых уроков нужно помнить, что их главная цель – самостоятельная деятельность учащихся по повторению старых знаний и добыванию новых.                                       
Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Это обучение умениям и навыкам сотрудничества, воспитание ответственности за качество выполненной работы перед коллективом.
        Игры – один из способов активизации обучения, неотъемлемая часть школьного процесса. Как результат - повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и взаимной ответственности. Участвуя в игре, школьники  ненавязчиво усваивают определенные понятия, т.е. теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объемы информации, и учебный процесс превращается из «школы памяти» в «школу мышления».
    5).  Конкурсные программы
        На уроках ОБЖ зарекомендовали себя и конкурсные программы. Организация их одинакова, какие бы названия они при этом ни имели, как бы ни разнились по содержанию. Конкурсные программы – специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Цель таких соревнований – сравнение уровней мастерства участников, поскольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков.  В этом и заключается главный педагогический эффект конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс – это и есть момент сравнения.
        Содержанием для организации конкурсной программы по ОБЖ будет служить содержание тем по курсу основ безопасности жизнедеятельности – все это зависит от календарного срока изучения материала, возрастных особенностей учащихся.
        Организация конкурсных программ по ОБЖ – процесс многоэтапный. Учитель не должен забывать об организационных моментах ( участники, задания, критерии, жюри, призы, ведущий, реквизит, техника, помещение).
        В последнее время очень часто используется проведение нестандартных форм занятий.
6. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Наиболее распространенные и широко используемые в практике обучения ОБЖ:
деловые игры
пресс-конференции
соревнования типа КВН
семинары
консультации
обобщения-суды
уроки «Следствия ведут знатоки»
аукционы
игры
уроки поиска истины и т.д.
Вывод
Занимательные задания побуждают работать мысли обучающихся. Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание обучающимися тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем, будят любознательность, повышают наблюдательность и поощряют их к первым самостоятельным открытиям.
Использование разнообразных упражнений, игр, тренировок, ребусов, тестов, делает урок ОБЖ эффективным, интересным. Использование занимательных заданий на уроках ОБЖ - средства повышения качества знаний обучающихся.