Конспект урока на тему Русская народная сказка Петух и собака


Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Универсальные
учебные действия
Организационный
момент
Целеполагание
Актуализация знаний
Изучение нового материала
1) Работа с текстом до чтения
2)Речевая разминка
Создание эмоционального настроя на изучение нового материала. Создание ситуации успеха.
- Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку, но не пропала,
А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Какие бы желания вы хотели исполнить на уроке чтения?
-Что такое сказка?
-Какие бывают сказки?
-Предположите, о чем пойдет речь на уроке.
-Какие цели мы поставим?
-Какие бывают сказки?
-Чем отличается народная сказка от литературной?
- Какие сказки появились раньше: народные или авторские?
- Какие слова очень часто можно встретить во многих сказках?
- Как вы их понимаете?
- Приведите примеры народных сказок.
- На какие группы делятся сказки?
- Какие авторские сказки вы знаете?
-К нам на урок пришли герои из произведения, с которым мы сейчас познакомимся.
Можем ли мы предположить, что мы будем читать?
-Как может называться сказка? О чём пойдёт речь в ней?
ФизминуткаЯ буду читать загадки, а отгадки вы покажите действиями
Чтение опорных слов сначала по слогам, а затем целыми словами.
( Слайды 1 -2) Желают друг другу успеха в работе, настраиваются на урок.
- Слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, исследовать, …
Выразительно читать , понимать прочитанное
Народные и авторские (литературные)
Литературная сказка всегда имеет определённого автора, а народную сказку сочинял народ.
Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок.
Сказки учат нас быть добрыми, трудолюбивыми, смелыми , умными…
О животных, волшебные, бытовые;
Читают слова вслух
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться ;
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
Личностные: положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения;
Коммуникативные: уметь внимательно слушать ответы одноклассников и оценивать их высказывания;
Регулятивные: проговаривать последовательность действий;
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения;
Познавательные: сравнивать народную и литературную сказки.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания
Коммуникативные: уметь формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения, участвовать в диалоге;
Регулятивные: уметь прогнозировать содержание произведения по его героям

По ходу чтения объясните значение слов и выражений:
( Слайд 3)
- Итак, про кого будем читать сказку?
- Рассмотрите рисунок к сказке. Кого видите?
- Где происходят события?
- Что скажите о главных героях?
- Ещё раз прочитайте название сказки и
предположите, как могут развиваться события
- Интересно вам узнать, что же происходило в сказке на самом деле?
Теперь давайте её прочитаем.
Про петуха, собаку, лису.
Лису, убегающую от собаки; петуха, который сидит на ветке дерева и смотрит на них.
В лесу.
Предположения детей.
3)Словарная работа.
4) Работа с иллюстрацией к тексту
Регулятивные: уметь принимаать и сохранять учебную задачу; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
Познавательные: уметь самостоятельно находить объяснение незнакомых слов в словаре учебника.
Регулятивные: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам, иллюстрации
5) Чтение и анализ
текста
Чтение 1 части.
- Какая беда грозила петуху?
Выразите цветом, какое настроение было, когда вы читали этот отрывок.
- Что может произойти с собакой и петухом дальше?
б) Чтение 2 части.
-Что предложила петуху собака? Найдите в тексте и прочитайте её слова.
- Как вы думаете, почему собака предложила петуху уйти в лес, ведь ей не грозила никакая опасность?
-А как вы думаете, где они могли переночевать?
Выразите цветом, какое настроение было, когда вы читали этот отрывок.
в) чтение 3 части
Выразите цветом, какое настроение было, когда вы читали этот отрывок.
Физминуткаг) чтение 4 части
- Как петух навлёк на себя опасность?
- Куда приглашала лиса петуха?
-Чему обрадовалась лиса?
Выразите цветом, какое настроение было, когда вы читали 4 часть.
д) чтение 5 части
-Удалось ли лисе перехитрить петуха? Его хотели съесть старик со старухой.
Предположения ребят.
«Ну, Петя – петушок, уйдём-ка в лес. Житьё здесь плохое, хуже не будет».
Она хотела помочь петуху, ей стало жалко петуха.
Его песенку услыхала лиса, она захотела съесть петуха.
К себе в гости на масленый праздник
Тому, что петух не один, а с товарищем. Она думала, что съест двух петухов.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные:
- строить речевое высказывание в устной форме;
- находить ответы на вопросы в тексте;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- пользоваться разными видами чтения;
- осознанно воспринимать содержание текста;
Личностные:
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
IX. Включение в систему знаний и повторение.
Итог урокаX. Домашнее задание. (Слайд №18)
XII. Рефлексия. (Слайд №19)
- Почему спасся петух?
- Можно ли назвать собаку настоящим другом? Почему?
1.Составление плана. /Работа в парах/ (слайд №10)
-Восстановите последовательность событий в сказке.
(на партах в конвертах №1 части плана)
1.Разговор старика со старухой.
2.Уход из дома.
3.Встреча с лисой.
4. Побег лисы.
-У кого получился такой план! Молодцы!
- Прочитайте пословицы. Подумайте, к кому из героев сказки они подходят? ( Слайд 7)
Друга иметь – себя не жалеть.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
1.Чтение по ролям.
А сейчас мы прочитаем по ролям 3 и 4 часть сказки. Но во время чтения нужно постараться передать характер каждого героя. Вам поможет словарик.
(Словарики на каждой парте)
Словарик:
Хитрый, находчивый, смелый, ловкий, коварный, льстивый, сообразительный, вдумчивый, умный.
- Давайте подберём слова – характеристики к каждому герою ( соотнесение рисунков собаки, петуха и лисы со словами):
Смелая, трусливая, лживая, верная, хитрая, коварная, сообразительный, умный ( слайды 8, 9)
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. А художник согласен с вашим мнением?
- Что могло случиться с петушком, если бы у него не было такого друга как собака?
-А нужно человеку иметь друзей? Зачем?
- Что мы с вами прочитали?
- Докажите, что это сказка.
-Для чего народ сочинил сказку?
-«Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Эти слова подтверждают, что сказка может научить только хорошему.
- Посмотрите у меня на экране записаны 2 слова: добро и зло. (Слайд №17)
- Ваша задача соотнести героев сказки с этими словами.
- Итак, еще раз перечисляем всех героев
-Каких героев отнесем к добру?
-Каких героев отнесем к злу?
-В сказке всегда добро побеждает зло и каждая из сказок чему-то учит.
- Чему учит эта сказка?
- А чему учились вы?
- Попробуйте оценить свою работу
-Мы из сказки узнали, что друзья остались жить в лесу.
- А кому из вас хочется, чтобы сказка закончилась по-другому?
- Дома выполните задание по выбору:
1. Прочитать сказку, пересказать её.
2. Пересказать сказку, изменив ее конец.
2. Нарисовать рисунок к той части сказки, которая наиболее понравилась.
-На экране и у вас на столах изображены три человечка с разной мимикой. Оцените свою работу на уроке.

- А закончим наш урок строчками стихотворения М. Пляцковского:
ЯРМАРКА ЧУДЕС (Слайд№20)
Со сказками все дружат-
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут
О том, что, может, было,
А может быть, и нет.
Спасибо за урок! (Слайд №21)
Петуху помогла собака.
Конечно, ведь она спасла петуха дважды, сначала от старика со старухой, а потом от лисы.
1 – к собаке, она не побоялась лисы, спасая петуха
2 – к петуху, потому что он спасся благодаря другу
Составление таблицы:
собака петух лиса
смелая сообрази- хитрая
тельный
верная коварная
трусливая
Да, на рисунке собака смело прогоняет лису, которая трусливо убегает. Петух своим криком поддерживает друга.
-Он бы погиб.
-Чтобы помогли в трудную минуту.
Сказку
Зачин, животные говорят, добро победило.
-Чтобы мы учились дружить.
Бабушка, дедушка, петух, собака, лиса.
Собака, петух.
Бабушка, дедушка, лиса.
Выручать товарища из беды.
Учились различать сказки, понимать произведение, читать по ролям;
самооценка Познавательные:
- уметь определять главную мысль ;
Личностные:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
Коммуникативные:
- формулировать своё собственное мнение и позицию
Личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности