Анализ учебно-воспитательной работы 2014-2015 учебный год


Анализ учебно-воспитательной работы Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы-интерната №7 VIII вида станицы Казанской Краснодарского края за 2014 -2015 учебный год
ГБС(К)ОУ школа-интернат №7 VIII вида станицы Казанской является государственным образовательным учреждением, выполняет социальный заказ государства, оказывая коррекционно-развивающую помощь воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья, осуществляя их трудовую подготовку, способствуя успешной социальной адаптации в обществе. В своей деятельности школа руководствуется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», Международной Конвенцией «О правах ребенка», локальными нормативными актами.
В соответствии с целями и задачами деятельности школы проведен анализ учебно - воспитательной работы по основным направлениям деятельности за 2014 -2015 учебный год. Школа осуществляет специальное (коррекционное) образование на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) школ VIII вида. В школе созданы и постоянно улучшаются условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие весь спектр образовательных услуг, в число которых входят разнообразные по форме и содержанию коррекционно-развивающие, лечебно - оздоровительные, социально-психологические мероприятия. Работает психолого-медико- педагогическая комиссия (ПМПк) школы. Условия пребывания ребенка в школе: - 5-дневная рабочая неделя – для обучающихся 1 класса, 6-дневная – для обучающихся 2-9 классов. В школе имеется 9 классных комнат; кабинеты: логопедии, социально-бытовой ориентировки, швейная, столярная и переплетно-картонажная мастерские, библиотека, спортивный зал. Школьная библиотека укомплектована учебниками для всех учащихся. Нет учебников по предмету переплетно-картонажное дело, но в этом учебном году мы их постараемся закупить. Родителям учащихся оказывается консультативная помощь по вопросам, касающихся здоровья, обучения и воспитания ребенка: медсестрами, социальным педагогом, педагогом - психологом, учителем-логопедом, учителями и воспитателями.
В школе обучаются дети из Кавказского, Гулькевичского, Тбилисского и Новопокровского районов.
Число учащихся нашей школы постоянно увеличивается:
Количество учащихся 2012-2013 уч.г. 2013-2014 уч.г. 2014-2015 уч.г.
84 112 117
Обучающихся на дому 9 25 25
Цели и задачи образования определились в соответствии с миссией школы-интерната: «Обеспечение качественной подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья, всестороннее развитие личности, адаптирующейся в изменяющихся условиях и готовой к дальнейшему интегрированию в общество».
К стратегическим целям школы отнесены:
Обеспечение доступности качественного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
Целенаправленное формирование жизненной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие инновационной деятельности школы.
Реализацией цели по обеспечению доступности качественного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья являлись: Обеспечение деятельности школы по адаптированным образовательным программам специального (коррекционного) образования VIII вида двух ступеней: начального общего образования с нормативным сроком освоения 4 года, основного общего образования с нормативным сроком освоения 5 лет ; Организация медико-психолого-педагогической помощи обучающимся, социально- психологической помощи их родителям.
Ресурсное обеспечение образовательного процесса. Кадровый состав. Укомплектованность кадрами на 2014-2015 учебный год составляла 100%. Характеристика педагогических работников школы:
Квалификация педагогических кадров:
Всего педагогов
36 из них 1 совместитель Высшая Первая Вторая Соответствие Без категории
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
10 27,8 15 41,7 3 8,3 4 11 4 11
В диаграмме прослеживается положительная динамика повышения категории педагогическими работниками по сравнению с 2013-2014 учебным годом

Образовательный уровень педагогических кадров:
Всего педагогов Высшее образование Среднее образование Специальное коррекционное образование или переподготовка
36 Кол-во % Кол-во % Кол-во %
30 83 6 17 26 72
В 2014-2015 учебном году дефектологическое образование получили 22 педагога, из них 21 педагог проходил переподготовку на базе нашей школы-интерната. Все коллеги успешно защитили дипломные работы и получили дипломы о переподготовке. В настоящее время получают специальное коррекционное образование 4 человека. Не имеют коррекционного образования 6 человек (Агафонов, Рослякова, Серопян, Сидоренкова, Фоменко, Хорошко).
Возрастной состав педагогов:
Всего педагогов 20-30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51-60 лет Старше 60 лет
36 Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
5 14 10 28 12 33 5 14 4 11
В 2014-2015 учебном году 3 человека были аттестованы на высшую квалификационную категорию (Пучкина Н.П., Ботвинко Е.В., Милованова Т.А.), 7 человек на первую категорию (Мысева С.А., Саидалиева Д.С., Дынин С.Н., Бабанина Н.Г., Дюкарева Н.А., Волычева Е.Г., Дюкарев Е.М.). В 2014-2015 учебном году курсы повышения квалификации прошли 4 человека, что составляет 12% от общего количества педагогов.
Из анализа полученных данных можно сделать вывод, что повышение качества образования, о котором будет сказано ниже обеспечила реализация кадровой политики, организация повышения квалификации, аттестации педагогических кадров. В школе сформирован высококвалифицированный состав педагогических кадров. О профессионализме педагогов свидетельствуют также следующие показатели: Имеют: звание Отличник народного просвещения - один педагог (Волычев А.И.); звание заслуженный учитель РФ - один учитель (Волычев А.И.). Награждены: Грамотами Министерства образования РФ - три педагога Митина Д.А., Кузьминых А.Л., Вербина Г.С.), грамотами министерства образования Краснодарского края-14 педагогов, Нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации»-один учитель (Мовсесян Р.М.).
Мониторинг успеваемости и качества знаний
учащихся ГБС(К)ОУ школы-интерната №7 станицы Казанской
за 2014-2015 учебный год
Кол-во учащихся Успевают на «5». Успевают на
«4», «5» Имеют одну Не успевают Не аттестованы %
успеваемости %
качества
«4» «3» По болезни Пропуски уроков По справке ПМПквсего 1 кл2-4 кл. 5-9 кл. 2-4 кл. 5-9 кл.
2-4 кл. 5-9 кл. 2-4 кл. 5-9 кл. 2-4 кл. 5-9 кл. 2-4 кл. 5-9 кл. 2-4 кл. 5-9 кл. 2-4 кл. 5-9 кл. 2-4 кл. 5-9 кл. 117 8 47 62 5 9
10 30 1 6 3 7 - - - - - - - - 100 55,2
% успеваемости и процесс качества знаний по классам
Класс % успеваемости % качества
3 100 44,4
4 100 43,8
1-4 100 44,1
5 100 66,7
6 100 55,6
7 100 66,7
5-7 100 63,9
8 100 54,5
9 100 60
8-9 100 57,7
Итого: 100 55,2
% качества знаний по сравнению с 2013-2014 учебным годом значительно выше на 17,8%
% качества знаний по предметам
Предмет 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Средний балл
математика 44,4 50 80 66,7 75 81,8 73,3 65,6
природоведение 69,9 69,9
биология 55,6 75 81,8 86,7 74,7
изобразительное искусство 78,6 93,3 66,7 90 83,3
Музыка и пение 100 90,9 91,7 71,4 90 100 92,2
ИЗО и худ. труд 90,9 90,9
Трудовое обучение 85,7 100 92,8
ПТО 100 85,7 100 100 100 97,8
Развитие уст. речи 85,7 90 83,3 86,5
ритмика 100 100 100
СБО 91,7 71,4 100 100 93,3 93,3
география 55,6 75 72,7 86,7 74,5
История Отечества 75 63,6 73,3 70,6
обществознание 70 73,3 71,6
Физическая культура 100 100 100 100 100 100 100 100
Чтение и развитие речи 55,6 56,3 80 55,6 75 72,7 86,7 68,8
Письмо и развитие речи 44,4 68,8 66,7 55,6 66,7 63,6 80 63,5
В 2014-2015 учебном году велась активная работа по подготовке к экзаменам по трудовому обучению. Своевременно были оформлены папки с экзаменационными материалами, которые были утверждены в министерстве образования и науки КК. ГИА проводилась по предмету профессионально-трудовое обучение по профилям: столярное дело, швейное дело. К ГИА были допущены 11 учащихся из 15, 4 находились на индивидуальном обучении на дому.
Совместная работа всех участников образовательного процесса в вопросах профориентации и обеспечения прикладного характера знаний обучающихся позволяет выпускникам успешно проходить итоговую аттестацию. У выпускников сформирован необходимый объем профессиональных знаний и трудовых умений, развиты способность к осознанной регуляции трудовой деятельности, они подготовлены к поступлению в начальные профессиональные заведения соответствующего типа и профиля.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Предмет Класс Оценка
9 «3» «4» «5»
Столярное дело - 2 5
Швейное дело - 2 2
Хорошие и отличные результаты сдачи ГИА наших выпускников не являются гарантом поступления в училища НПО. Так в 2014-2015 учебном году в училище поступил лишь один учащийся – Павлов Павел на каменщика, (6,6%) один учащейся Артеменко Алексей работает по найму(6,6%), остальные учащиеся нигде не учатся и не работают (86,6%).
Эти результаты свидетельствуют о не достаточной работе школы по проблеме профессиональной ориентации выпускников, в 2015-2016 учебном году нужно уделить наибольшее внимание данной проблеме.
Учебные программы во всех классах всеми учителями - предметниками выполнены. Контрольные работы проходили по графику. Каждый учитель – предметник сдал отчеты по итогам контрольных работ с подробным анализом, по итогам года, по предмету, по классу и классному руководству.
На развитие и коррекцию физических и психических недостатков направлена работа коррекционного блока, в который входят логопедические занятия, ритмика, социально-бытовая ориентировка, ЛФК, СБО, развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, развитие психомоторики и сенсорных процессов. В течение всего учебного года вся работа по данным предметам проводилась согласно календарно-тематического планирования по утвержденным рабочим программам.
Логопедическая коррекционная работа была направлена на коррекцию нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся, своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ.
Учителем-логопедом проводилась диагностика речевого развития. В течение учебного года с детьми была проведена коррекционная и развивающая работа по устранению нарушений в речи. По итогам промежуточной диагностики была выявлена положительная динамика развития речи у воспитанников (устранены нарушения в звукопроизношении, дети научились анализировать звуковой состав слова, уменьшилось количество дисграфических ошибок, увеличился словарный запас).
Основной целью внутришкольного контроля являлось оказание методической помощи педагогам. Использовались различные приемы внутришкольного контроля: тематический, персональный, фронтальный, классно-обобщающий, контроль уровня знаний и умений обучающихся. Использовались следующие методы контроля: наблюдение, изучение документации, проверка знаний, анализ. Особое внимание уделялось выполнению учебных программ, изучению состояния работы с детьми, находящимися на индивидуальном обучении. Итоги контроля обсуждались на совещаниях при директоре и заседаниях ШМО. Классные журналы проверялись с различными целями проверок. По итогам проверок классных журналов на конец года определились следующие основные замечания по ведению журналов: несвоевременное оформление журналов учителями-предметниками, допущение исправлений, затираний. Совместно с руководителями МО проверялось единство требований к ведению тетрадей по русскому языку, математике, систематичность проверок тетрадей по математике, ведение тетрадей для контрольных работ. Осуществлялся контроль за ведением журналов дополнительного образования, дневников учащихся 2 - 9 классов.
Персональный контроль проводился с целью изучения профессионального и методического мастерства и оказания методической помощи молодому специалисту Золиной С.М. Результатом данного контроля можно считать определенное продвижение по уровню методики проведения самоподготовки, знание спецпсихологии и основ дефектологии. Необходимо продолжить работу с данным педагогом.
Осуществлялся персональный контроль Сурневой Г.Н., классного руководителя 4 класса. В классе обучаются 16 человек, 5 учащихся находятся на индивидуальном обучении на дому. Анализ работы учителя Сурневой Г.Н. показал, что: учитель проводит уроки по расписанию, в соответствии с утвержденной рабочей учебной программой, сочетает письменные и устные формы работы, учитывая психофизические возможности учащихся, в течение урока старается поддерживать работоспособность и внимание учащихся. Уровень сформированности учебных навыков у всех детей разный. На уроке ребята стараются соблюдать дисциплину, внимательно слушают задание и по мере возможности выполняют его. На переменах ученики ведут себя активно. Часто нарушают дисциплину. В целом учитель работает на высоком методическом уровне. У Галины Николаевны собран материал по проведению физминуток, который ей рекомендовано представить на краевом уровне.
Целью посещения уроков русского языка и чтения Кузьминых А.Л. и Недобега Н.И. являлась проверка коррекционной направленности уроков, учет индивидуальных особенностей учащихся, сформированность уровня ЗУН, использование современных образовательных технологий, оформление документации.
Кузьминых А.Л. знает психолого-физиологические особенности учащихся, хорошо владеет методикой построения урока в коррекционной школе, этапы урока четко прослеживаются, включает задания развивающего характера, применяет на уроках различные формы и методы обучения. Для активизации учебной деятельности Антонина Леонидовна использует дифференцированные задания, учитывая типологические особенности учащихся. Учащиеся на ее уроках активны, организованны, следует отметить доброжелательность учителя по отношению к детям, корректность в замечаниях и исправлении ошибок. Антонина Леонидовна в своей работе не достаточно использует интерактивное оборудование, что свидетельствует о проведении уроков, не в соответствие с современными требованиями.
Посещенные уроки в 6,7 классах учителя Недобега Н.И. показали, что при обучении письму и развитию речи учитель выдвигает в качестве приоритетных специальные коррекционные задачи; направленные на коррекцию и развитие мыслительной деятельности, личностных качеств учащихся, эмоционально волевой сферы. Уроки чтения и развития речи носят воспитывающий и развивающий характер. Излагаемый материал доступен, связан с жизнью и с опорой на прошлый опыт детей. Учащиеся получают знания необходимые в повседневной жизни и при выборе профессии. Преподаватель осуществляет индивидуально - дифференцированный подход к учащимся. Применяются разные формы обучения, используется многообразный наглядный материал. Уроки строятся методически грамотно, с соблюдением здоровьесберегающих технологий и с использованием ИКТ. Проходят в оптимальном темпе, обстановка на уроках доброжелательная.
Также осуществлялся контроль проведения уроков математики учителем Дюкаревой Н.А. Она умело осуществляет индивидуальный подход с учетом психологических особенностей детей, применяет разные формы обучения, используется раздаточный материал. Уроки проводятся с использованием ИКТ. Учитель добивается от учащихся полных ответов. Уроки имеют коррекционную и практическую направленность.
Уроки социально-бытовой ориентировки проводились учителями Ножкиной Л.М., Волычевой Е.Г., Волычевым А.И. Основным методом обучения является беседа, которая сопровождается наглядностью или мультимедиа. Также на уроках применяются сюжетно-ролевые игры, прослеживается связь с повседневной жизнью. Последовательность изучения программного материала и ведение классных журналов соответствует утвержденным рабочим программам и КТП.
Итоги внутришкольного контроля отражены в справках.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.
В школе организованы и работают 5 методических объединений:
МО учителей начальных классов (руководитель Мовсесян Р.М.);
МО учителей предметников(Недобега Н.И.);
МО учителей трудового обучения (руководитель Милованова Т.А.МО воспитателей (руководительПучкина Н.П..);
Основная задача МО - совершенствование научно - теоретической и методической подготовки педагогов. На школьных МО рассматривались вопросы теории и методики по психологии и педагогике, проводился обмен опытом и обзор методической литературы. Эта работа способствовала увеличению творческого и профессионального потенциала каждого педагога. Для углубленного изучения вопросов по обучению и воспитанию школьников с ограниченными возможностями здоровья были проведены совместные заседания методических объединений.
Учителя, через организацию предметных недель, стремятся поднять интерес к преподаванию отдельных предметов, к практической работе. При составлении планов открытых уроков, внеклассных мероприятий педагоги активно внедряют компьютерные технологии. Использование презентаций, появление компьютера в школе намного облегчает работу учителя (изготовление наглядного и раздаточного материала); урок проводится на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); появляется возможность усилить мотивацию учения; в процесс урока включаются все дети, даже самые пассивные и застенчивые; чаще возникают и ярче проявляются положительные эмоции, вследствие чего увеличивается объём выполняемой работы и запоминаемого материала. В целом работа методических объединений школы в течение года велась традиционно, все запланированные мероприятия проведены, что находит отражение в протоколах МО.
Выводы:
1. Поставленные задачи на 2014/2015 учебный год выполнены.
2. Учебные программы выполнены полностью.
3. Состояние качества знаний - удовлетворительно.
4. Недостаточно поставлено взаимопосещение уроков учителями-предметниками.
5. Низкий показатель устройства выпускников.
Зам. директора по УВР Т.В. Хлыстова.