Разработка урока Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные 8 класс


Урок №14.Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные.
        Цель урока: 1.Показать ученикам строение словосочетаний;
2.Научить  выделять словосочетания в тексте, конструировать их,
3.Определять грамматическое значение, делать схемы.
        Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, работа со словарями, конструирование словосочетаний, словарная работа, работа над речевыми нормами.
Ход урока
 I. Творческое задание.
Построить словосочетания, используя слова-паронимы в качестве главных слов:
представить - предоставить (например, представить друга - предоставить свободу); оделить- отделить; осудить- обсудить; вдохнуть - вздохнуть; здравица - здравница; дипломат - дипломант; отклик -оклик; поиски - происки.
... в качестве зависимых слов:
искусный - искусственный; обидный - обидчивый; эффектный -эффективный
II. Проверка домашнего задания.
        Взаимопроверка упр. 48,49.
III. Работа над новым материалом.
Строение и грамматическое значение словосочетаний.
    2) Упр. 50– письменно. Составление словосочетаний.
        3.  Упр. 51 –письменно. Определение типа словосочетаний по значению. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
        4. Грамматическая форма и грамматическое строение словосочетаний
  IV. .  Выборочный диктант.
Запишите словосочетания, которые помогают определить, о ком идет речь.
Каждый человек с самого детства знает маленьких вороватых птиц. Возле нас они кормятся, согреваются. Их песни - простое чириканье - мы часто вовсе не замечаем. Но стоит ей почему-то утихнуть, мы чувствуем, что привыкли к этим нехитрым звукам... И если мы расстаёмся с родными местами, воспоминание о доме непременно связано с этой серенькой птицей (В. Песков).
В результате получается следующее:
Каждый человек, знает птиц, маленьких птиц. Кормятся возле нас. Простое чириканье, часто не замечаем. Почему-то утихнуть, привыкли к звукам, нехитрым звукам. Расстаёмся с местами, родными местами, воспоминание о доме, непременно связано, связано с птицей, серенькой птицей.
V. Закрепление изученного.
        1. Виды словосочетаний по морфологическим признакам. Упр. 52,53,54,55−  письменно.
2. Игра «Четвертое - лишнее».
1)     Галстук из шелка; ковер из шерсти; друг из Москвы; кувшин из глины.
2)  Письмо из Болгарии; мальчик из города; лес из Сибири; варенье из клубники
Домашнее задание. §7, упр. 56.
Дата ________