Разработка родительского собрания Как помочь ребенку читать быстро и правильно


Тема родительского собрания: «Как помочь ребенку читать быстро и правильно?»
Учитель: Якушева С. В.
«Всё чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге».
Ричард Бах
Цель: оказание помощи родителям в воспитании у детей интереса и любви к чтению.
Задачи:
Проанализировать технику чтения учащихся класса.
Познакомить родителей с читательскими интересами их детей.
Дать полезные советы родителям, как вызвать у детей интерес к чтению.
Познакомить с брошюрой «Читаем играя».
Навыки чтения являются основой всего обучения, одним из главных условий успешной учебы ребенка в школе. Процесс чтения для детей довольно сложен, ведь в нем одновременно участвуют память, воображение, звуковые и слуховые катализаторы. А между тем, скорость чтения должна быть максимально приближена к скорости речи. Но как научиться быстро читать?
Чтение — один из основных способов приобретения информаций, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам.
Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов, среди которых решающую роль играют:
1) зрительный;
2) речедвигательный;
3) речеслуховой;
4) смысловой.
При чтении вслух происходят следующие процессы:
1. Глаза читают (букву, слог, слово и т.д.);
2. В мозг идет сигнал (расшифровывается зрительный образ буквы, слога и др.);
3. Подготавливаются органы речи;
4. Текст проговаривается вслух;
5. Уши воспринимают;
6. Сигнал снова отправляется в мозг для анализа услышанного и сопоставления с прочитанным.
Этапы формирования навыка чтения:
Аналитический:
Дети учатся анализировать позицию буквы, вычленять единицы чтения (сочетания согласной и гласной букв ), последовательно их озвучивать.
Синтетический : Ребенок читает целыми словами, но трудные в графическом отношении
(длинные, со стечением согласных), а также незнакомые слова ребенок прочитывает по-прежнему по слогам.
Увеличивается поле чтения ребенка — позволяет ребенку видеть начало
следующего слова или знак препинания, если читаемое слово находится перед ним.
Этап автоматизации:
Теперь умственные усилия ребенка направлены на освоение содержания текста.
Скорость чтения на этом этапе такова, что понимание осуществляется практически одновременно с процессом восприятия.
Четыре качества навыка чтения:
1.Правильность - это чтение без искажений.
Правильно передается слого-буквенный состав слова, грамматические
формы слова, не допускается пропусков и перестановок слов в предложении.
2.Беглость.
Скорость чтения должна приближаться к скорости устной речи
и связана с осознанностью.
Быстро читают обычно те ученики, которые читают много.
В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания.
3. Осознанность.
Процесс понимания сложен, потому что построен на работе памяти, восприятия,
внимания, воображения, мышления, эмоций, воли и других психических особенностей читателей.
4.Выразительность.
При обучении выразительному чтению ведущим является понимание текста, отношения автора к действующим лицам, а также собственное отношение учащихся к событиям, о которых рассказывается.
Осознанность чтения
Первая задача читателя младшего школьного возраста понять каждое слово, составляющее предложение.
Ребенку в тексте может встретиться некоторое количество непонятных слов, что ведет к непониманию или искажению смысла читаемого.
Практика обучения чтению показывает, что часто читатель не испытывает потребности узнать значение незнакомых слов при помощи словаря или каким-либо другим способом.
В таком случае у него формируется привычка произвольно трактовать незнакомые слова, "скользить по поверхности" содержания.
Первый уровень понимания
Если читатель младшего школьного возраста отвечает на конкретные
вопросы по содержанию текста, начинающиеся вопросительными словами
("Кто?", "Что?", "Где?", Когда?"), то можно утверждать, что он
демонстрирует первый уровень понимания.
Второй уровень понимания
Требует от читателя выявления связей, отношений, причин, следствий,
является для них сложной познавательной деятельностью.
Следует учить младших школьников отвечать на вопросы, которые
начинаются со слов "Почему?", "Зачем?", а также самостоятельно ставить
подобные вопросы к тексту.
Третий уровень понимания
является постижение идейно-образного содержания произведения (героев, событий), раскрытие мотивов и отношений, т.е. освоение концептуальной информации текста.
Причины низкой техники чтения:
Неуверенное знание образа буквы.
Несовершенство психических процессов задействованных при чтении — зрительного восприятия, памяти, внимания (особенно произвольного), мышления, воли, воображения.Регрессии (возвратные движения глаз  к недопонятым словам, фразам, предложениям).
Недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарата.
Не развито умение догадываться по смыслу.
Природный темп деятельности ребёнка.
Узкий кругозор.
Мотивы чтения:
Придумайте какой-нибудь мотив, чтобы ему захотелось потренироваться:
«Прочитаем вечером папе».
«Поиграем в школу. Ты будешь учителем, а меня научишь читать».
«Поиграем в игру «Радиотеатр».
«Выйдем в прямой эфир» (чтение с наушниками) и т. д.
Советы родителям:
Вы хотите, чтобы ваш ребёнок любил читать?
Для этого он должен твёрдо знать, что чтение- это не наказание, а поощрение.
Если вы хоть раз скажете: «Плохо читаешь, не будешь играть, не пойдёшь гулять, пока не начнёшь хорошо читать», вы убедите ребёнка, что чтением наказывают.
Но если он увидит, что все члены семьи часто и с удовольствием читают, то поймёт, что читать самому интересно.
1.Частота упражнений.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет.
Именно это создает раздражение и запоминается.
Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то совсем необязательно проводить длительные упражнения, лучше упражняться короткими порциями, но с большей частотой.
В связи с этим домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями по 5 минут.
Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание.
Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна.
Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-
полутора за один прием.
2.Чтение перед сном также дает хорошие результаты.
Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением.
Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.
3. Очень интересен метод жужжащего чтения.
При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.
4. Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, особое внимание обращается на чёткость прочтения окончаний слов.
5. Постоянно ведётся работа над развитием фонематического слуха, используя чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки.
6. Непременным условием улучшения техники чтения является постоянная систематическая работа по анализу и синтезу слов.
7.Режим щадящего чтения.
Если ребенок не любит читать, то это значит, что у него при чтении возникают трудности.
Ему трудно читать, поэтому он не любит читать.
Режим щадящего чтения — это такой режим, когда ребенок прочитывает две-три строчки и после этого получает кратковременный отдых. Полезно читать поочередно: несколько строк читает ребенок, потом подключаются родители.
8.Развитие оперативной памяти.
Можно наблюдать такую картину.
Ребенок читает предложение, состоящее из 6—8 слов. Дочитав его до третьего-четвертого слова, забывает первое.
Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все
слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память.
Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.
Особенность этих предложений такова: если первое предложение «Тает снег» содержит всего два слова — 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 47 букв.
Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две
буквы.
Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца.
Т.е. школьник легко усваивает смысл предложения, читать ему становится
интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.
Памятка для родителей
1.Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 минут в день.
2. Хвалите ребёнка за чтение.
3. До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
4. Спросите, чем понравилась книга ребёнку, что нового он из неё узнал.
5. Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии.
6. Какие слова или выражения запомнились ему?
7. Чему учит эта книга?
8. Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
10. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
11.Читайте перед сном, это дает хорошие результаты.
Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.