Перспективное планирование логопедических занятий по коррекции звука «Р» (1 класс)


Перспективное планирование логопедических занятий по коррекции звука «Р» (1 класс)
№ тема Планируемые результаты УУД Количество занятий
предметные метапредметныеличностные Диагностический этап
Обследование учащихся 1-х классов (звукопроизношение),
Заполнение речевых карт.
Сентябрь.
1-я неделя
2-я неделя
Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение. Работа с родителями. Информация для классных руководителей об итогах обследования и списков учащихся. Работа с картами логопедического сопровождения детских садов. 10 дней
II. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1 Знакомство с артикуляционной гимнастикой.
3-я неделя
4-я неделя Уметь: выполнять правильно и четко гимнастику для язычка, губ, дыхательной гимнастики.
Уточнять: правильное положение язычка, губ при выполнении гимнастики.
Расширять: представление о строении артикуляционного аппарата для выполнения логопедической гимнастики. Регулятивные:
Работать по плану (алгоритму) при выполнении заданий.
Познавательные:
Познакомиться со строением артикуляционного аппарата и его возможностях при выполнения упражнений.
Познакомиться с логопедическими знако-символическими средствами
( модели артикуляции звуков, логопедические символы, карточки,схемы, игры) для дальнейшего использования в коррекционной работе.
Коммуникативные:
Уметь слушать и выполнять задание по инструкции логопеда. Овладение начальными навыками адаптации к школьному коллективу, одноклассникам, учителям.
Формирование уважительного отношения к окружающим (одноклассникам, учителям, взрослым людям).
Формирование принятия и освоения социальной роли ученика в коллективе класса и школы, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
6
III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА
2. Постановка звука «Р» от логопедических упражнений
Октябрь.
Лексическая тема:
1-я неделя - Осень.
2-я неделя - Овощи.
3-я неделя - Труд взрослых на полях и огородах.
Уметь: выполнять правильно и четко гимнастику для язычка, губ, дыхательной гимнастики.
Уточнять: правильное положение язычка, губ при выполнении гимнастики.
Расширять: представление о строении артикуляционного аппарата для выполнения логопедической гимнастики.
Сравнивать: артикуляцию правильного и неправильного произношения корригируемого звука и звука
Выполнять задания, предложенные логопедом на занятии и оценивать свои достижения.
Уметь: анализировать слоги по звукам,  слова по звукам, находить звуки в словах со стечением согласных в начале слова, конце слова, середине слова.
Уточнять: преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими, преобразование слов путем наращения и отнимания звуков (букв).
  Расширять: знание и умение проведения звукового анализа и синтеза слогов и слов. Регулятивные:
Работать по плану (алгоритму)
Корректировать свою деятельность
Познавательные:
Определять различий и качественных характеристик звуков: «гласный — согласный», «твердый — мягкий», «звонкий — глухой».
Использовать на занятиях знаково-символические средства (логопедические карточки, символы, модели, схемы, игры).
Для решения познавательных задач в логопедической работе использовать средства ИКТ (компьютерные игра, логопедические задания на компьютера, интерактивная доска).
Коммуникативные:
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
Формирование умения понимать, контролировать и оценивать свои действия и действия своего одноклассника во время логопедического занятия, готовность к сотрудничеству и взаимопомощи в трудных ситуациях.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствами других людей во время и вне учебного процесса.
Формирование
умения осмысливать и анализировать собственное поведение и поведение своих одноклассников во время логопедического занятия во время учебного процесса. 6
3. Дифференциация звуков «Р» и «Л» в произношении.
Лексическая тема:
4 –я неделя - Фрукты. 2
4. Постановка звука «Р» от логопедических упражнений.
Ноябрь.
Лексическая тема:
2-я неделя - Лес.
3-я неделя - Ягоды.
4-я неделя - Грибы. 6
5. Постановка звука «Р» от слогов со стечением согласных типа ТР.
Декабрь.
Лексическая тема:
1-я неделя — Зима.
2-я неделя - Месяцы года.  
3-я неделя — Новый год.
4-я неделя - Сказка «12 месяцев».
8
6. Постановка звука «Р» от слогов со стечением согласных типа ДР.
Январь
Лексическая тема:
3-я неделя – Зимние забавы.
4-я неделя – Город, улица.
4
IV. АВТОМАТИЗАЦИЯ и ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА
7. Автоматизация звука «Р» в словах со стечением согласных от слогов ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ.
Февраль:
Лексическая тема:  
1-я неделя-Дом. Квартира. Мебель.
2-я неделя – Семья
3-я неделя — Российская армия. День армии.
4-я неделя - Правила дорожного движения.
Уметь: навыков построения связного высказывания:
- установлений логической последовательности, связности;
- отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения
Уточнять: значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса:
- путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи,
- за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Расширять: словарный запас на новом лексическом материале полученных навыков образования слов за счет присоединения приставки или суффикса, за счет словосложения, умения подбирать родственные слова, образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале).
Совершенствовать: грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Анализировать: текст, предложенный логопедом (о чем или о ком идет речь в тексте, как понял содержание текста - ответы по вопросам логопеда).
Составлять: небольшие рассказы по картинке (полными предложениями с четким произношением корригируемого звука в устной речи).
Применять: на практике полученные навыки правильного произношения корригируемого звука в устной речи.
Регулятивные:
Развитие и совершенствование психологических предпосылок в успешной коррекции звукопроизношения. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия при выполнение заданий.
Познавательные:
Развитие навыков правильного произношения корригируемых звуков изолированно, в словах и в связной речи.
Овладение навыками логического действия сравнения, обобщения, классификации при работе с текстом (рассказ, стихотворение, пословицы) или с логопедическими играми.
Коммуникативные:
Развитие умения отвечать на вопросы с адекватным использованием усвоенной новой терминологии.
Использовать полученные навыки правильного произношения корригируемых звуков в своей речи.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в коррекционной деятельности и желание добиться успеха (четко и правильно произносить корригируемый звук в устной речи).
Умение договариваться и осуществлять взаимный контроль при выполнении заданий в группе.
. 8
8. Автоматизация звука «Р» в словах со стечением согласных от слогов ДРА-ДРО-ДРУ-ДРЫ.
Март
Лексическая тема:
1-я неделя - 8 Марта
2-я неделя —  Начало весны 4
9. Автоматизация звука «Р» в словах от обратных слогов АР-ОР-УР-ЫР.
Лексическая тема:
3-я неделя —   Перелетные птицы
Апрель.
1-я неделя – Домашние птицы
2 –я неделя - Насекомые. 4
10. Автоматизация звука «Р» в словах. от прямых слогов РА-РО-РУ-РЫ.
Лексическая тема:
3-я неделя — Животные севера и дикие животные.
4
11. Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.
Лексическая тема:
4-я неделя- Праздники 1 мая и День Победы.
4
Повторение и закрепление пройденного материала.
Май
12. Дифференциация звука «Р» и «Рь» в слогах и словах.
1-я неделя 2
13. Автоматизация звука «Р» в предложениях.
2-я неделя. 2
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (оценочный)
14. Итоговое обследование учащихся.
Подведение итогов работы за год.
3- я неделя
4-я неделя Оценка результативности коррекционной работы по постановки корригируемых звуков. Оценка динамики работы с учащимися и заполнение речевых карт на выпуске.
Подготовка документов на ГМПК учащихся, направленных на комиссию (по требованию). 10 дней
ИТОГО:
60 часов
Занятие с детьми проводим 2 раза в неделю (всего примерно 60 занятий с каждым учеником-логопатом). Поэтому в первой недели первое занятие – новая лексическая тема, второе занятие - повторение и закрепление лексической темы.
Логопедическое занятие включает:
1. Постановка и автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, в связной речи.
2. Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, самомассаж лица.
3.Упражнения на развитие фонематических процессов (слуховое внимание, различение и выделение фонем в слогах, словах)
4. Грамматические задания (словообразование, словоизменение).
5. Логопедические и компьютерные игры.
6. Физкультминутки.