Состояние проблемы изучения предпосылок чтения у младших школьников с ОНР

Состояние проблемы изучения предпосылок чтения у младших школьников с ОНР
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме готовности детей младшегошкольного возраста к владению грамотой показало, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при освоении школьной программы. В частности, нарушение чтения является достаточно распространенным среди учащихся не только коррекционных, но и массовых школ и приводят,в последствии, кдислексии.
Для успешного обучения грамоте у ребенка еще должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут ему правильно освоить навыки чтения и письма. В первую очередь должна быть сформирована фонематическая система.
По мнению многих автору(Л.С.Выготский, Т.Г. Егоров,Р.Е.Левина,В.К.Орфинскаяи др.), фонематическая система является основой устной и письменной речи, включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Несформированность или нарушение одного из перечисленных компонентовэтой системывлечет изменение системы в целом, приводит к трудностям в овладении письмом, а в дальнейшем может привести к такомунарушению, как дисграфия[7].
Анализ литературных данных (Е.Н.Винарская, В.К. Орфинская, Л.А.Чистовичи др.) позволяет представить модель фонематического анализа следующим образом[37]:
ребёнок воспринимает звуковой состав слова (осуществляет слуховой анализ речи);
слышимое слово или звук переводится артикулярное решение;
полученные образы сохраняются в памяти;
звук идентифицируется с фонемой и осуществляются операции выбора;
осуществляется проверка принятых решений путем сличения их со слуховым образом.
Овладение фонематическим анализом-означаетнаучиться определять последовательность, порядковоеместо и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова.
Звуковой анализ является своеобразной основой, к которой присоединяется ознакомление с характеристикой звуков,с ударением, и со слоговой структурой. Умение анализировать слова формируетсяу детей благодаря упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, представлений по развитию элементарных форм фонеманализа, по усвоению понятий «звук»,буква», слово». Обучаясь этому, дети усваивают основные фонематические противопоставления, устанавливаютсмысло-различительные функциифонем.Данный вид анализа предполагает не только выделение и узнавание отдельного звука в слове, связывания его с буквой. Основное значение- ввести ребенка в звуковую систему языка, научить устанавливать отношения между звуками, составляющими слова.
Исследователями были проанализированы причины нарушения навыка чтения и проблема формирования готовности ребенка к усвоению грамоты. Данные об этих исследованиях представлены в работах Р.Е.Левиной, Г.А.Каше,Г.В.Чиркиной,А.В.Ястребовой. Научной школойР.Е.Левиной и ее последователями на основании экспериментального обучения была изучена проблема формирования готовности ребенка к усвоению письма и чтения как результата системного взаимодействия фонетической, фонематической и лексико-грамматической стороны речи.
Было обращено внимание на необходимость тщательного изучения соотношение дефектов речи, чтения и письма в каждом отдельном случае, так как не всегда можно отметить равномерное нарушение всех трех упомянутых сторон речи. Исследователемтакже доказано, что показателем нарушения процесса чтения является не только недоразвитие устной речи, но и несформированность психических процессов таких как память, внимание, мышление, обеспечивающих готовность к усвоению навыка чтения, в частности таких как зрительный анализ и синтез, пространственные представления и ряд других [16] [49] [53].
Часть исследователей указывает на причину нарушения чтения зрительный дефицит. Тщательное изучение состояния зрительной функции у учащихся с дислексией позволило выделить группы детей с различными вариантами сочетаний нарушений устной речи и зрительной функции (О.Б.Иншакова, О.В.Левашов,М.Н.Русецкая). Показано, что, хотя большинство учащихся имели изолированное нарушение устной речи, у определённой группы учеников отмечались нарушения только зрительной функции или сочетание нарушений речи и зрительных функций. Таким образом, нарушение зрительной функции также может быть в ряде случаев источником возникновения дислексии.