Конспект по литературному чтению на тему Петух и собака 1 класс


ГАПОУ АО «Астраханский социально – педагогический колледж»
Конспект по литературному чтению,
проведённого в МБОУ г. Астрахани «СОШ «№9»
в 1 «В» классе
Джиембетова Дина Ерсаиновна,
студентка 3Б группы
Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»
Студентка: Джиембетова Д.Е.___________
Учитель: Беликова Е. Е ___________
Методист: Шалдаева В.В. ___________
Оценка:___________
Астрахань 2015 г.
УМК : «Школа России»
Класс : 1 класс
Тип урока: открытие новых знаний
Тема урока: Русская народная сказка «Петух и собака»
Цели: - познакомиться с русской народной сказкой «Петух и собака»,
- упражняться в выразительном чтении,
- учиться определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, красиво говорить.
Задачи:
Учить работать с выставкой книг
Учить определять смысл пословиц, сказок
Рассказывать сказку на основе опорных слов
Планируемые результаты:
Предметные: умение слушать и читать произведения устного народного творчества, объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.
Познавательные: сравнение различных произведений малых и больших жанров; умение находить общие и отличие.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать свое отношение к персонажем произведений и оценивать высказывание партнера.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Организационный момент Слайд 1
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения буду проводить у вас я, меня зовут Дина Ерсаиновна. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица и улыбки.
Давайте сядем правильно, спина ровная, руки на парте, ноги касаются пола. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, отвечают на вопрос учителя. Личностные: ориентация на соблюдение морально-этических норм 

Этап проверки домашнего задания
-Ребята, с каким поэтом вы познакомились на прошлом уроке?
Слайд 2
-Что вы о нем узнали?
-Как называется сказка, у которой есть автор?
- С какими его произведениями вы уже знакомы?
- На прошлом уроке мы познакомились с Александром Сергеевичем Пушкиным
-Александр Сергеевич Пушкин поэт, драматург и прозаик.-Авторская сказка
Ответ детей Познавательные: применение полученных знаний на практике
Предметные: умение слушать и читать произведения устного народного творчества, объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать свое отношение к персонажем произведений и оценивать высказывание партнера.
Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения.
Этап постановки учебной задачи
- Сегодня мы с вами начнем читать произведения в новом разделе «Как хорошо уметь читать»
- А вы согласны с этим? Объясните свою точку зрения.
Эти строки взяты из стихотворения Валентина Берестова. Слайд 3
Давайте его прочитаем. Слайд 4
Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушку трясти:«Прочти, пожалуйста! Прочти!»Не надо умолять сестрицу:«Ну, почитай ещё страницу».Не надо звать,Не надо ждать,А можно взятьИ почитать!
Почему герой стихотворения радуется, что умеет читать?
- Давайте посмотрим, что входит в содержание нашего раздела
Слайд 5
- Ребята, посмотрите, перед вами на слайде представлена выставка книг:
Русская народная сказка «Лисичка- сестричка и волк»
Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»
Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Русская народная сказка « Петух и собака»
Русская народная сказка «Гуси- лебеди»
Прочитайте названия книг.
-Что объединяет все эти книжки? Как можно назвать выставку книг?

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся еще с одной русской народной сказкой . А ее название вы узнаете, отгадав загадки
Не ездок, а со шпорами.
Ни сторож, а все будит.
(Петух) Слайд 6
Гладишь – ласкается,
Дразнишь - кусается.
(Собака) Слайд 7
-Итак, ребята, правильно.
-Какими вы себе представляете петуха, а собаку?-А вот какими качествами обладают герои в данной сказке, мы узнаем после чтения
-Сегодня мы будем читать и анализировать русскую народную сказку «Петух и собака» Слайд 8
Сформулируйте задачи нашего урока. Что мы на уроке будем делать? Ученики отвечают как они понимают название раздела и рассматривают его содержание .Рассматривают и называют книги на выставке.
Сказки, народные, сказки о животных.
Дают название выставке «Русские народные сказки»
- Петух
- Собака
Мы научимся определять смысл пословиц, сказок научимся рассказывать сказку на основе опорных слов Предметные: умение слушать и читать произведения устного народного творчества, объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.
Познавательные: сравнение различных произведений малых и больших жанров; умение находить общие и отличие.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать свое отношение к персонажем произведений и оценивать высказывание партнера.
Этап первичного восприятия -Итак, ребята, сейчас мы с вами послушаем аудиозапись сказки
« Собака и Петух».
Слушаем все внимательно, т.к. после прослушивания я вам буду задавать вопросы. Открывают учебник. Слушают аудиозапись Регулятивные: развитие устойчивого вниманияЭтап выявления специфики восприятия
(проверка первичного восприятия) Понравилась вам сказка?
-Кто из героев вам особенно понравился? Почему?
Когда вы особенно переживали? А когда радовались?
Ответы детей Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, развитие умения находить компромисс
ФизминуткаСловарная работа.
Прочитайте слова, которые вам встретятся при перечитывании текста. Значение каких слов вы можете объяснить?( остальные объясняет учитель)
Слайд 9
Занялась заря -.Масленый праздник –
Припасла –
Счастье привалило –
Дупло –
Слайд 10
Занялась заря - рассвело.
Масленый праздник – праздник Масленицы.
Припасла – заготовила про запас.
Счастье привалило – появилось неожиданно.
Дупло – пустота в стволе дерева.
Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.
Познавательные: сравнение различных произведений малых и больших жанров; умение находить общие и отличие.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать свое отношение к персонажем произведений и оценивать высказывание партнера.
Этап перечитывания и анализа художественного произведения Откройте учебник на странице 55, давайте перечитаем сказку.
Чтение маятником.
Чтение до слов: "...тут и заночевали."- Прочитайте, какими словами начинается сказка?
Слова, с которых обычно начинаются сказки называются зачином.
Зачин - начало сказки.
- Вспомните, какими словами ещё начинаются сказки? (В некотором царстве, в некотором государстве…, жили – были…)
Найдите в тексте и прочитайте ответы на следующие вопросы:
- Почему петух покинул стариков?
- Кто помог ему уйти со двора?
- Где они решили заночевать?
Чтение до слов: "... да только я не один, а с товарищем".
Как вы думаете, почему лиса расхваливала петуха?
-Какими словами она его расхваливает?
-Куда лиса пригласила петуха?
Чтение до конца.
-Кого думала увидеть лиса в дупле?
- Что сделала собака?
- Чем закончилась сказка?
- На сколько смысловых частей можно разделить произведение?
-О чем говорится в первой части?
- О чем говорится во второй части?
-О чем говорится в третьей части?
Прочитайте заголовки к частям сказки. В правильной ли последовательности они расположены?
Слайд 11
Исправьте.
Побег лисы.
Встреча с лисой.
Уход из дома.
На слайде:
Словарик: Слайд 12
Хитрый, находчивый, смелый, ловкий, коварный, льстивый, сообразительный, вдумчивый, умный.
Прочитайте словарик качеств характера.
- А какие черты характера у лисы?
Используйте слова из словарика. И дате характеристику лисе? (хитрая, коварная, льстивая)
- Какие черты характера вы заметили у петуха?
(находчивый, сообразительный, вдумчивый, умный)
-Какие черты характера вы заметили у собаки?
(смелая, ловкая)
-Давным - давно…
- Петух покинул стариков, потому что они хотели его зарезать
- Петуху помогла уйти со двора собака
-Они решили заночевать в лесу
-Лиса расхваливала петуха, потому что хотела его съесть
- Ай да петушок,
Красный гребешок,
Хвост узорами,
Собаки со шпорами.
Рано-рано встает,
Красны песенки поет.
-Петух и собака решили остаться вместе жить в лесу
-произведение можно разделить на 3 смысловые части.
-Петух подслушал разговор стариков, и они с собакой решили уйти в лес жить.
-Во второй части, на утро после ночёвки в лесу на пение петуха пришла лиса, желающая его съесть.
-Когда хитрая лисица , заглянула в дупло, собака укусила ее за морду . После чего она сбежала , а петух с собакой , остались спокойно жить в лесу.
- Хитрость, на пыталась обмануть петуха
-Доверчивость, потому что он поверил в слова лисы.
-Верность, он не остался дома, а отправился с другом в лес.
-Собака поступила как настоящий друг, заступилась за петуха.
Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.
Познавательные: сравнение различных произведений малых и больших жанров; умение находить общие и отличие.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать свое отношение к персонажем произведений и оценивать высказывание партнера.
Этап обобщения Работа в группах
Чтение по ролям: «Надумала лиса петухом полакомиться…»
-Ребята, сейчас мы с вами будем читать по ролям начиная со слов «Надумала лиса петухом полакомиться…»
-Давайте сначала определим количество персонажей в данным отрывке.
-Прочтите текст про себя и после мы вместе найдем границы реплик действующих героев и обозначим принадлежность реплик к действующим персонажам.
- Итак, ребята, мы с вами определи количество персонажей и определили границы их реплик.
- Недавно мы с вами определяли какие качества характера присущи к персонажам, давайте вспомним эти качества, они вам помогут вам выразительно прочитать за них роли.
- Какие качества характера присущи лисе?
-А какие качества присущи петуху?
-Какие качества присущи собаке?- Ребята, сейчас я определю трех чтецов, которые будут читать по ролям до слов «…Да только я не один, а с товарищем», а затем я буду менять чтецов.
- Итак, давайте с вами проанализируем ваше выразительное чтение по ролям.
Работа в парах. Слайд 12
Прочитайте пословицы на стр. 56.
Соедините пословицу с героем, к которому она относится.
(Самопроверка по эталону.)
-Сравните поступки собаки и лисы. Кто поступил, как настоящий друг, а кто наоборот? И почему?
- Что могло случиться с петушком, если бы у него не было такого друга, как собака?
-А нужно человеку иметь друзей? Зачем?
-Обратите внимание на слайд.
- Давайте разгадаем кроссворд по прочитанной сказке. - В отрывке 3 действующих лица : петух, лиса и собака.
Читают про себя и обозначают вместе с учителем
принадлежность реплик к действующим персонажам.
-хитрость, коварность, льстивость
- находчивость, сообразительность , вдумчивость , ум.
- смелость и ловкость.
Читают по ролям
Дети вместе с учителем анализируют чтение по ролям.
- Выполняют задание
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (К петуху. У него был верный друг собака. Она с ним вместе и от стариков ушла и от лисы его спасла.)- Не рой другому яму – сам в неё упадёшь. (К лисе. Она хотела петуха съесть, а сама чуть ноги унесла.)- ответы детей
-ответы детей
-Дети разгадывают кроссворд по сказке. Познавательные: применение жизненного опыта для характеристики герояЛичностные: развитие творческого мышленияРЕФЛЕКСИЯ.
Этап объяснения домашнего задания В сказках отражается мудрость народа, его мечты и желания о лучшей жизни. Я думаю, когда вы читаете сказки, вы становитесь чуточку мудрее!
-Посмотрите на слайд и пользуясь опорными словами расскажите свои впечатления об уроке.
Сегодня на уроке:
- Я узнал…
- Мне было…
- Мне захотелось…
Слайд 14
-На этом наш урок подходит к концу.
У вас на партах лежат кружочки раскрасьте их зеленым цветом, если вам понравился урок. Желтым — если понравился, но не очень, и красным — если вообще не понравился.
-Теперь первый ряд подойдите к доске и положите свой кружок в конверт того же цвета.
-Заданием на дом будет составить список пословиц на тему Дружба.
-Пришла пора прощаться. До свидания, ребята. До новых встреч! Оценивают свою активность в учебном процессе Личностные: умение дать оценку своей деятельности