Проверочные работы в режиме ОГЭ по истории и обществознанию


Практическая 5
Ознакомьтесь с нормативно-правовыми документами ОГЭ, выполните задание.
Составьте проверочную работу по аналогии с КИМ ОГЭ
Предмет: ИСТОРИЯ
Контрольная работа по истории для 8-го класса
ТЕМА: Эпоха Великих реформ (в.п. XIX века)
Время выполнения: _____60 минут_________
№ Проверяемый вид деятельности Макс.
балл Задание Примерн.
время
1 Знание дат 1 Годы царствования Александра II:
1) 1801-1825 г.
2) 1855-1881 г.
3) 1825-1855 г.
4) 1881-1894 г.
1
2 Знание фактов 1 Одним из итогов правления Александра II было
присоединение к Российской империи Крыма
присоединение к Российской империи Средней Азии
вхождение в состав Российской империи Царства Польского
Получение Россией выхода к Балтийскому морю
1
3 Знание причин и следствий 1 Что из перечисленного стало одним из следствий завершения промышленного переворота во второй половине XIX века?
1) начало хозяйственного освоения Урала
2) появления стачечного движения
3) начало строительства железных дорог
4) появление ярмарочной торговли
1
4 Знание выдающихся деятелей отечественной истории 1 Проведением военной реформы 1860-1870 гг. руководил
1) А.А. Аракчеев
2) Д.А. Милютин
3) А.М. Горчаков
4) А.С. Меншиков
1
5 Знание основных фактов истории культуры России 1 Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров прославились открытиями в области
1) физики
2) географии
3) астрономии
4) химии
1
6 Поиск информации в источнике 1 Прочтите отрывок из исторического документа и укажите императора, в правление которого этот документ был создан.
«Ст.2. Судебная власть означенных в 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как на гражданские, так и уголовные.
Ст.5. Для определения в уголовных делах вины или невиновности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели».
1) Александр I
2) Николай I
3) Александр II
4) Александр III
1
7 Работа с исторической картой, схемой 1 Рассмотрите схему и выполните задание.
Изображенные на схеме события происходили в1877-1878 гг.
1768-1774гг.
1828-1829гг.
1710-1713гг.
1
8 Работа с иллюстративным материалом 1 Рассмотрите изображение и выполните задание.
Участником событий, увековеченных В.И. Шервудом в памятнике, фрагмент которого Вы видите, был
1) М.И. Кутузов
2) П.С. Нахимов
3) М.Д. Скобелев
4) А.В. Суворов
1
9 Установление последовательности событий 2 Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.
1) введение всеобщей воинской повинности
2) отмена крепостного права
3) издание манифеста о незыблемости самодержавия
4) земская реформа
Ответ:
2
10 Систематизация историческойинформации (соответствие) 2
Установите соответствия между явлениями социально-экономической истории России и периодами, для которых они характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ЯВЛЕНИЯ ПЕРИОДЫ
А) завершение промышленного переворота 1) 80-е гг.XIX в.
Б) начало формирования всероссийского рынка 2) первая половина XIX в.
В) начало железнодорожного строительства 3) XVII в.
4) первая половина XVIII в.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В
2
11 Систематизация исторической информации (множественный выбор) 2 Какие реформы были осуществлены в эпоху великих реформ 1860-1870 гг.? Найдите в приведенном ниже списке две реформы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) губернская
2) министерская
3) церковная
4) земская
5) судебная
Ответ:
2
12 Работа со статистическим источником информации 2
Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Население некоторых российских городов до начала «Великих реформ» (тыс. человек)
Год Санкт-Петербург Одесса Москва
1811 336 58 270
1860 ок.500 119 352
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) В первой половине XIX в. наибольшим по численности из городов, представленных в таблице, было население Москвы
в 1811 г.
Одессы
в 1860г.
Санкт-Петербурга
Б) За годы, представленные в таблице, удвоилось население В) Население Москвы почти в 3 раза превышало население Одессы в Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В
2
13 Знание понятий, терминов 1 Запишите термин, о котором идет речь.
«Выборный суд, появившийся в ходе судебной реформы 1864 г. для разбора малозначительных дел и рассмотрения мелких гражданских исков».
Ответ:____________________________.
1
14 Сравнение исторических событий и явлений 2 Сравните черты внешней политики императоров Николай I и Александр II. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходств, а во вторую – порядковые номера черт различия.
1) активное участие в решении «восточного вопроса»
2) ведение военных действий против Персии
3) поддержка освободительной борьбы балканских народов
4) участие России в «Союзе трех императоров»
Черты сходства Черты различия
2
15 Работа с информацией, представленной в виде схемы 1 Запишите слово, пропущенное в схеме.
133799379435Реформы Александра II
00Реформы Александра II

3261408680770070559365369
26405824960001510030444500
127692510160крестьянская
00крестьянская
251079010795?
00?
11303010160военная
00военная
35029001905земская
00земская

Ответ:__________________.
1
16 Анализ источника. Атрибуция документа 2 Из сочинения историка. Назовите имя императора, который правил в это время в России. Напишите название войны, о событиях которой речь идет в первом абзаце отрывка. 10
17 Анализ источника. Логический
анализ структуры текста 2 Найдите во втором абзаце и выпишите предложение, содержащее утверждение, которое подтверждается фактами, приведёнными в отрывке. Напишите не менее двух фактов, приведенных в подтверждение этого положения 10
18 Анализ исторической ситуации.
Соотнесение общих исторических процессов и
отдельных фактов 3 Известный петербургский врач М. принял приглашение одного из вновь созданных в России органов местного самоуправления, оставил успешную практику и переехал в глухую провинцию. Работа предстояла тяжелая. На его участке проживало более 12 тысяч человек, предстояли большие разъезды, но врач руководствовался идеей служения народу. Новая медицина была бесплатной и доступной простому народу.
Как назывались органы местного самоуправления, о которых идет речь?
В каком году была проведена реформа, по которой они были созданы в России?
Назовите императора, при котором появились эти органы? 10
2 Русско-турецкие войны 1853-1856 гг. и 1877-1878 гг. разделяет чуть более двух десятилетий. Тем не менее эти две войны серьезно отличаются от друг от друга. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эти отличия.
10
Ответы Критерии оценивания Баллы
2 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
2 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
3 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
2 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
4 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
3 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
1 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
3 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
2413 Укажите ответ в виде последовательности цифр, которая указана в инструкции по выполнению задания. За правильный ответ 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.
132 Укажите ответ в виде последовательности цифр, которая указана в инструкции по выполнению задания. За правильный ответ 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.
45 Укажите ответ в виде последовательности цифр, которая указана в инструкции по выполнению задания. За правильный ответ 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.
534 Укажите ответ в виде последовательности цифр, которая указана в инструкции по выполнению задания. За правильный ответ 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.
мировой суд; мировой Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
1324 Укажите ответ в виде последовательности цифр, которая указана в инструкции по выполнению задания. За правильный ответ 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.
судебная Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
Ответы и критерии оценивания заданий с развернутым ответом
№ Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
16
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Император – Александр II
Война – Русско-турецкая война 1877-1878гг. Правильно названы император и война 2
Правильно назван только царь
Или
Правильно названа только война 1
Ответ неверный 0
17 В ответе должно быть указано предложение:
«Отношение русского общества к освободительной борьбе южных славян накануне войны не было однозначным».
Могут быть указаны следующие факты:
с объявлением войны увеличились пожертвования не только в пользу южных славян, но в пользу больных и раненых воинов;
большинство современников указывало в качестве личного мотива необходимость помочь южным славянам;
русские крестьяне, имея личным мотивом помощь южным славянам, пополняли число добровольцев в армии;
увлечение военным делом, жажда наград и привольность военной жизни вызывали у многих русских офицеров желание принять участие в войне;
многие молодые люди по примеру своих товарищей отправлялись на войну с турками, спасаясь от скуки. Правильно указано предложение (или передан его смысл) и два факта 2
Правильно указано предложение (или передан его смысл) и один факт 1
Правильно указано предложение (или передан его смысл)
Или правильно указаны факты (в любом количестве)
Или
Ответ неверный 0
18
Могут быть приведены факты:
В 1853-1856 гг. основные военные действия разворачивались в Крыму и на Кавказе, а в 1877-1878 гг. основные военные действия шли на Балканском полуострове.
В войне 1853-1856 гг. на стороне Турции воевали Англия и Франция.
Воина 1853-1856 гг. завершилась поражением России, а война 1877-1878 гг. - победой.
Допускаются и другие факты. Верно приведены два факта 2
Верно приведен один факт 1
Если приведены рассуждения общего характера или ответ дан неверный 0
Элементы правильного ответа:
Органы – земства
Год – 1864
Император – Александр II Верно указаны 3 элемента ответа 3
Верно указаны 2 любых элемента ответа 2
Верно указаны 1 любой элемент ответа 1
Ответ неверный 0
Практическая 6
Составьте проверочную работу по аналогии с КИМ ОГЭ
Предмет: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Контрольная работа по обществознанию для 9-го класса
ТЕМА: Правовое регулирование общественных отношений
Время выполнения: __20 минут____________
№ Проверяемый вид деятельности Макс.
балл Задание Примерн.
время
1 Конституция Российской Федерации; основы конституционного строя Российской Федерации; 1 Конституция обладает высшей юридической силой. Это значит, что
она символизирует единство народов России
в ее статьи не могут быть внесены никакие изменения
все иные правовые акты не могут ей противоречить
она закрепляет достигнутый уровень правовой культуры общества
1
2 федеративное устройство Российской Федерации; 1 Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве РФ?
А. Оборона и охрана правопорядка, ведение денежной и внешней политики находится в ведении федерального центра.
Б. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.
верно только Аверно только Бверны оба суждения
оба суждения неверны
1
3 органы государственной власти Российской Федерации; 1 Что относится к полномочиям Президента РФ?
1)объявление амнистии
2)осуществление мер по обеспечению правопорядка
3)назначение высшего командования Вооруженных Сил РФ
4)управление государственность собственностью
1
4 правоохранительные органы РФ; 1 В систему правоохранительных органов входит
1) Совет Федерации
2) Администрация Президента
3) Правительство РФ
4) Прокуратура
1
5 судебная система; 2
Установите соответствие между видами судов в Российской Федерации и сферой их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите позицию второго столбца.
ОРГАНЫ ФУНКЦИИ
1) Верховный Суд А) Высший судебный орган по разрешению экономичес-ких споров
2) Конституционный Суд Б) Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам
3) Высший Арбитражный суд В) Высший судебный орган, осуществляющий экспертизу нормативных актов на их соответствие Конституции РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В
2
6 взаимоотношения органов государственной власти и граждан; 1 Граждане РФ Вика и Станислав обратились в органы ЗАГС с заявлением о регистрации брака. Однако им было отказано. Что могло послужить причиной отказа?
отсутствие постоянных доходов
недолгий срок знакомства
несогласие родителей на брак
недостижение брачного возраста
1
7 права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии; 1 К личным (гражданским) правам граждан РФ относится право
на участие в управлении делами государства
на защиту своей чести и дорого имени
на социальное обеспечение
на благоприятную окружающую среду
1
8 конституционные обязанности гражданина; 1 Что относится к конституционным обязанностям граждан РФ?
выбор вероисповедания
получение общего образования
защита Отечества
уплата коммунальных услуг
1
9 особенности правового статуса несовершеннолетних; 1 Верны ли следующие суждения об особенностях трудоустройства несовершеннолетних?
А. Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования).
Б. Работникам в возрасте до 18 лет предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск положительностью 31 календарный день в удобное для них время.
1)верно только А2)верно только Б3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
1
10 права ребенка и их защита; 1 Верны ли следующие суждения о правах ребенка?
А. Дети имеют право на индивидуальность.
Б. Дети имеют право на свободу мысли и слова.
1)верно только А2)верно только Б3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
1
11 механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина; 1 Верны ли следующие суждения о защите прав человека в РФ?
А. Глава Правительства РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Б. В РФ существует должность Уполномоченного по правам человека.
1)верно только А2)верно только Б3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
1
12 международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов 1 Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?
А. Согласно нормам международного гуманитарного права, действия партизанских отрядов запрещены.
Б. Согласно нормам международного гуманитарного права, обстрел и бомбардировка жилых кварталов недопустимы.1)верно только А2)верно только Б3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
1
13 Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задание на сравнение) 2
Установите соответствие между понятиями и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОНЯТИЯ ОТРАСЛИ ПРАВА
А) наследование 1) трудовое право
Б) авторство 2) гражданское право
В) время отдыха Г) сделки Д) коллективный договор работников с фирмой Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д
2
14 Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задание на выбор верных позиций из списка) 1 Верны ли следующие суждения о правовых основах брака и семьи в РФ?
А. Экономическая самостоятельность жениха и невесты – одно из обязательных условий заключения брака.
Б. Препятствием к заключению брака является близкое родство вступающих в брак.
верно только Аверно только Бверны оба суждения
оба суждения неверны
1
15 Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задание на установление фактов и мнений) 2 (А) Во время социологического опроса90% респондентов отметили, что граждане обязаны знать законы своего государства. (Б) При этом треть опрошенных полагали, что человек без специального образования не способен разбираться в законах. (В) Хорошо, что опрошенные понимают, что незнание законов всегда приносит вред.
Определите, какие положения текста
Отражают факты
Отражают мнение
Ответ:
А Б В
2
Ответы Критерии оценивания Баллы
3 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
3 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
3 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
4 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
312 Укажите ответ в виде последовательности цифр, которая указана в инструкции по выполнению задания. За правильный ответ 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.
4 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
2 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
3 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
3 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
3 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
2 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
2 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
22121 Укажите ответ в виде последовательности цифр, которая указана в инструкции по выполнению задания. За правильный ответ 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.
2 Укажите один правильный вариант ответа в виде цифры 1
112 Укажите ответ в виде последовательности цифр, которая указана в инструкции по выполнению задания. За правильный ответ 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.