Авторская концепция Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на основе проблемно-диалогического обучения


МКОУ «Нижнемамонская СОШ №1
Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Авторская концепция.
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на основе проблемно-диалогического обучения
Подготовила: Маньшина Людмила Алексеевна,
учитель начальных классов.
Развивающемуся обществу, - говорится в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».
Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. На основе многолетних исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) - разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.Применение данной технологиисвязано с необходимостью формирования познавательной самостоятельности учащихся, развития их логического, рационального, критического и творческого мышления, и интеллектуальных способностей.
В традиционноймодели обучения обучающиеся являлись объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а в условиях реализации ФГОС они становятся активными ее субъектами, самостоятельно добывающими знания и решающими познавательные задачи.
Благодаря умеломуприменению технологии проблемно-диалогического обученияу детей будет сформировано самостоятельное, активное, творческое мышление.
Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.
Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество».Творчество – это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Можно сказать короче: творчество есть создание нового и значимого продукта. Областей человеческой деятельности много: наука, техника, искусство. Следовательно, существуют разные виды творчества, и у каждого свой продукт.Продуктом научного творчества являются новые знания о мире.
В наши дни центральной стала идея творческого обучения детей, особенно – в обычной школе. Какой же вид творчества доступен ученику на уроке? На уроке по любому предмету ученики могут занять позицию учёных и открывать новые для себя знания.
Таким образом, основа школьного обучения – научное творчество.
Всё начинается с возникновения проблемной ситуации: учёный сталкивается с противоречием и испытывает чувство удивления или затруднения. Приходится выполнить конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества – постановка проблемы.
Затем нужна мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. Запускается второе звено творчества – поиск решения. Только строгая проверка превращает верную догадку в решение, т.е. в новое знание.
Мысль в голове исследователя рождается «голенькой» и понятной ему одному. Только в «одетом» виде она может стать достоянием других людей. Поэтому третье звено творчества – выражение решения. Это может быть устное выступление для классной аудитории. Иначе говоря, последний этап творчества – реализация продукта.
Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала школьник прошел через все звенья научного творчества.
Приёмы создания проблемных ситуаций
Возникает вопрос: как создать проблемную ситуацию на уроке? В образовательной системе предлагается так называемый проблемно-диалогический метод, который можно использовать при любой программе и на любом предмете.
Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно, если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.
Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением», которые представлены в виде таблицы
Приёмы создания проблемной ситуации по Е. Л. Мельниковой.
Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации
С удивлением Между двумя (или более) фактами Одновременно предъявить противоречивые факты, теории
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием
Между житейским представлением учеников и научным фактом а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;
б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией
С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Дать практическое задание, не выполнимое вообще
Дать практическое задание, не сходное с предыдущим
а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
б) доказать, что задание учениками не выполнено
Приём 1. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. Рассмотрим на примере урока математики по теме: «Умножение на двузначное число».
Работа в группах. Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 =
Какие есть гипотезы? С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения
(каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе)
Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы
50 х 20 + 6 х 1 = 1006 - ошибочная
56 х 20 + 56 х1 = 1176 – решающая
Как проверить, какой из двух способов верный?
Может воспользуемся каким-то прибором? (калькулятором). При умножении на калькуляторе получилось 1176
Значит, как надо умножать на двузначное число? (Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником)
Приём 2.Одновременное предъявление двух противоречивых фактов.
Учащиеся выполняют задания двумя способами, приводящими к одинаковым выражениям, но различным результатам.
1) Из числа 9 вычесть 4. К полученной разности прибавить 3: 9 – 4 + 3 = 8
2) К числу 4 прибавить 3. Из числа 9 вычесть полученную сумму:
9 – 4 + 3 = 2
Что вы замечаете? Почему получились разные ответы?
Какое действие выполняли первым? А вторым?
Определите тему урока – Порядок действий в выражениях.
Приём 3. Подводящий к теме диалог.
Предлагается материал для сравнения (два столбика слов)
Медвежья разъезд
Вьюга объявление
Веселье подъезд
Ружьё подъём
Муравьи разъяснил
Что заметили? ( 1 столбик слова с Ь, второй столбик с Ъ)
Перед какими буквами пишется Ь и Ъ знаки?
Разберите эти слова по составу. В какой части слова пишутся Ь и Ъ?
Вывод учащихся: Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем.
Приём 4. Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно»
«Окружающий мир», 4 класс
Учитель:
- Послушайте и скажите: бывает ли так?
«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы расступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули».
Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал. - Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.
- Еще не бывают грибы выше берез.
- Ночью солнце не светит.
Удивление (возникновение проблемной ситуации).
Это тундра. (Так какую природную зону будем сегодня изучать?)
Приём 5. Проблемная ситуация «с затруднением»
1.Учитель предлагает задание, невыполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
Математика, 2 класс.
Ученикам предлагается задание, решение которого сводится к вычислению одинаковых слагаемых. Например: сколько ног у 4-х куриц.
2 + 2 + 2 + 2 = 8
Затем задаётся задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 90 рубашек?» - практическое задание, невыполнимое второклассниками.
Тема урока: Знакомство с умножением.
2.Урок русского языка «Несклоняемые имена существительные». 4 класс.
Учитель даёт невыполнимое задание: просклоняйте существительное «окно». (Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен)
Просклоняйте существительное «кино». (Ученики испытывают затруднение, возникновение проблемной ситуации).
Приём 6. «Задание на ошибку».
Урок окружающего мира, 1 класс «Где живут белые медведи? Где живут пингвины?»
В первой половине урока ученики знакомятся с географическим положением Северного полюса, его климатическими особенностями и животным миром.
А теперь мы с вами совершим путешествие на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия. (Летнее платье, рубашки с коротким рукавом, шорты, носки, босоножки и т.д.)
Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите? (Лёд, снег … - реакция удивления, возникновение проблемной ситуации).
Приём 7. Практическое задание, с которым до настоящего момента не сталкивались. Задание будет выполнено неправильно.
Урок математики «Площадь прямоугольного треугольника» 4 класс.
На доске изображение прямоугольника. 5 см4 см5 см4смсмсмссм

Найдите его площадь.
И в том и в другом случае у детей получается следующее:
S = 5 х 4 = 20 кв.см S = 5 х 4 = 20 кв.см
Проверим правильность выполнения задания с помощью палетки.
Площадь треугольника 10 кв.см. Дети осознают, что задание выполнено неправильно. Реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации.
Результаты применения технологии.
Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания за счёт познавательной мотивации, метода поиска решения – подлинное понимание материала. Традиционная методика не даёт полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы урока не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимание, задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. В результате применения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко, т.к. невозможно не запомнить то, что ребенок «открыл» сам.
В результате применения проблемно-диалогического обучения успешно формируются метапредметные результаты: познавательные, коммуникативные и регулятивные.
Познавательные действия: Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.
Коммуникативные действия осваиваются за счёт различных форм обучения. Здесь нужно работать в парах, группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.
Регулятивные действия. Методы постановки проблемы развивают целеполагание. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником.
Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.
Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, - способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся, формировать у них самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таких способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить школьников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.Однако эффективное развитие творческого мышления обеспечивает лишь системапроблемных ситуаций.При использовании на уроках системы проблемных ситуаций учащимся доступен более высокий уровень познавательной деятельности, который, прежде всего, обеспечивает глубину и осознанность усвоения знаний, способствует формированию их интеллектуальных качеств.
Литература:
1.Сыропятова Г.И. Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе. М., 2007г.
2. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС НОО/ Мельникова Е.Л. – М.: Баласс, 2011 г. (Образовательная система «Школа 2100»)
3.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Рос. акад. образования; под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- 2-е изд. – М.:Просвещение, 2009.-39с.С.7.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Проект. – 2009.-42с.
5.Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.- 48с. С.39
6.Мельникова Е.Л. Преемственность в использовании проблемно- диалогического метода в начальной и основной школе // Журнал Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ, 2003 г., № 6, с. 9-13.
7.Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе. Учебное пособие. Калининград, 1998г.- с.49