Презентация педагогического опыта Технология проблемно — диалогического обучения в условиях реализации ФГОС. .


Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской областиЕфремовой Ольги Ивановны Технология проблемно - диалогического обучения в условиях реализации ФГОС. Технология проблемного обучения Технология психологии творчества Технология проблемно-диалогического обучения И.А.ИльницкаяВ.Т.КудрявцевМ.И.Махмутов А.В.БрушлинскийА.М.МатюшкинА.Т.Шумилин ЕленаЛеонидовнаМельникова, кандидат психологических наук Теоретическая основа опыта Виды диалога:  побуждающий   от проблемной ситуации диалог подводящий к теме диалог (раздели, сравни, вспомни) Вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться! Продуктивные задания Постановка проблемы УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ Предъявление противоречивых мнений -Внимательно рассмотрите обложки книг. Определите ,о ком говорится в сказках? Рассматривают обложки книг. Побуждение к осознанию -Что вас удивило? -Что интересного заметили? -Это обложки одной сказки. -Героями сказки являются не только царевна и семь богатырей, но и царица, королевич Е лисей, Чернавка. Побуждение к проблеме -Какой возникает вопрос? -Почему так названа сказка? Урок литературы в 5 классе.Тема: «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Подводящий к теме диалог Подводящий к теме диалог УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ Создание эпифильма -Ребята, восстановите сюжет сказки по иллюстрациям. Рассматривают, подбирая название рисункам, выстраивая их в соответствии с сюжетом сказки. Подводящий к теме диалог -Какому моменту в композиции сказки больше уделено внимания? -Кто из героев сказки «отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой»? Поиски царевны.Королевич Елисей. -К кому он обращается за помощью ? «К красну солнцу», к месяцу, к ветру. Тема урока -Значит, какая сегодня тема урока? «Королевич Елисей ищет царевну». (Тема урока) Урок литературы в 6 классе. Тема: « И.С.Тургенев. Образ Бирюка» Проблемная ситуация с удивлением Анализ Учитель Ученик Постановка проблемы Предъявление 1-ого факта -Кто главный герой рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»?- Слово бирюк устаревшее. А что оно обозначает? -Лесник, которого все называют Бирюк.-Бирюк-волк – одиночка; нелюдимый, угрюмый человек. Предъявление 2-ого факта -Ребята, а вам понравился Бирюк? -Понравился.(Проблемная ситуация) Побуждение к осознанию. - Что вас сейчас удивляет? Какое противоречие налицо? -Бирюк понравился, но само слово обозначает плохие качества(Осознание противоречия) Побуждение к проблеме, вопрос. -Какой возникает вопрос?-Как можно сформировать тему урока? -Почему нам понравился Бирюк?- «Образ Бирюка».(Тема) Парная форма работы Фронтальная форма работы Групповая форма работы Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Средства обучения: учебник, ТСО, опорные сигналы. Постановка проблемы Поиск решения Выражение решения Реализация продукта Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний (4 звена научного творчества) 1.Формулирует учебную проблему 3.Выражает новое знание в простых формах 2.Открывает субъективно новое знание Технология проблемного обучения Традиционная методика Методы введения новых знаний Метод постановки проблемы Проблемная ситуация побуждает к деятельности Проблемная ситуация подводит к теме Сообщение темы Сообщение знания Метод поиска решения проблемы Проблемная ситуация побуждает к выдвижению гипотез Проблемная ситуация подводит к знаниям Репродуктивные задания Продуктивные задания «Спросил, открыл, создал» «Пришёл, услышал, заучил». 1.Средний тестовый балл по лицею-70.12. Средний тестовый балл по региону-66.73. Средний тестовый балл по России-64.3 Результаты ЕГЭ по русскому языку 2015-2016уч.г. Уровень Наименование мероприятия Класс Год Муниципальный  Олимпиада по литературе Олимпиада по русскому языку Олимпиада по русскому языку Байдина А.(11 класс)-победительГорякина А.( 7 класс)-победитель Мучкаев Н(8 класс)-призёр 2012-2013 2016-2017 2016-2017 Всероссийский Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» Алтухова В.(11 класс)- победитель 2012-2013 Международный Дистационный блиц-турнир по русскому языку «Родное слово» Веретенцева А. (6 класс)-победитель 2015-2016 Достижения учащихся в олимпиадах Уровень Наименование мероприятия Участник Год Муниципальный  Конкурс сочинений среди обучающихся 9-11 классов Курского района «Каким должен быть Глава района» . НикитинаИ. (11 класс)- победитель 2013-2014 Районный конкурс «Риторы – 2014». Никитина И.(11 класс) – победитель 2013-2014 Районный конкурс литературных работ «Искусство слова». Харская Д.(10 класс)-победитель 2013-2014 Районный конкурс литературных работ «Память сердца». Набатчикова А.(11 класс) победитель 2014-2015 Районный конкурс литературных работ «Зелёная планета» . Веретенцева А.( 6 класс)- победитель 2015-2016 Районный конкурс литературных работ «Искусство слова». Криволапова Т( 11 класс).- призёр 2015-2016 Региональный Областное массовое мероприятие «Конкурс социальных роликов «Принцип домино» . 9 «Б» класс- победители 2013-2014 Областной конкурс «Лествица». Набатчикова А.(11 класс)-победитель 2015-2016 Достижения учащихся в конкурсах Уровень Название публикации Выходные данные Год издания Региональный Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Неугасающая сила молитвенного слова в стихотворениях М.Ю.Лермонтова и в жизни монахини Мисаилы». Формирование гражданственности и ценностных ориентаций обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности средствами краеведческого материала (сборник сценарных планов уроков и внеурочных мероприятий)/ сост.:Т.В.Якунина.-Курск:ООО «Учитель»,2013-с.36-52 2013 Публикации Уровень Название публикации Выходные данные Год издания Региональный Методическое пособие «Учебно-тренировочные задания на основе текстов писателей-курян для подготовки к ГИА по русскому языку за курс основной школы» В РИО ОГБОУ ДПО КИРО 2015 Региональный Разноуровневые задания для подготовки обучающихся основной школы к написанию сочинения-рассуждения (задание 15.2 КИМ ОГЭ) В РИО ОГБОУ ДПО КИРО 2016 Уровень Название публикации Выходные данные Год издания Федеральный Методические разработки уроков, презентации, сочинения, тесты, олимпиады, статьи, портфолио. http:// учительский. сайт/ Ефремова-Ольга-Ивановна 2015-2017 Уровень Название публикации Выходные данные Год издания Региональный Статья « Как воспитать внимательного читателя». Региональный научно-методический журнал «Педагогический поиск» № 1 январь 2017 Публикации Ключевые слова: мотивация изучения литературы, проблема чтения, активное восприятие. Всероссийская научно-практическая конференция Областной семинар-практикум Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения в сб. «Образовательная система «Школа 2100». Вып.7. – М.: Баласс, 2003.Рубежанская Т.И. Роль проблемно-диалогического обучения в формировании учебных компетентностей – Горловка, 2010.Светлова Е.М. Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности – Усинск, 2011.Интернет -ресурсыhttp://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОСhttp://shkolazhizni.ru - Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения http://kopsch45.narod.ru – Проблемное обучение  Список использованной литературы Проблемный диалог –ключ к успеху и творчеству!