Конспект урока по истории на тему Голод в Казахстане 1931-1933 гг


Урок истории Казахстана в 9б классе
Тема: Голод в Казахстане 1931-1933 годов
Цели урока
Развивающие: Активизация познавательного интереса к истории, создание не только образного представления о событии или явлении, но и передача душевного эмоционального настроя
Образовательные: Дать представление учащимся об основных понятиях урока, подвести к пониманию трагизма событий 1931-1933 гг, причинах и последствиях этих событий
Воспитательные: Способствовать воспитанию у учащихся чувства толерантности к судьбам народа, чувства ответственности за ошибки прошлого
Тип урока: Комбинированный
Метод: Словесно-наглядный, репродуктивный
Наглядность: ИКТ, Видеофильм «Голодомор в Казахстане, убивший 2 млн..», слайды с фотографиями
Оборудование: Мультимедийная доска, ноутбуки
Межпредметная связь: Литература, Всемирная история
Приглашённые: учитель русского языка и литературы
Ход урока:
1 Орг момент. Психологический настрой к уроку. Разделить класс на 2 группы определить экспертов групп
Мотивация
Одними из самых трагических последствий коллективизации является голод 1931-1933годов, вошедший в историю как «Ашаршылык» или « Годы Великого джута», Они по трагичности сравнимы только с «Годами Великого бедствия» когда перед нашим народом встал вопрос: «Быть или не быть»
Объявление темы урока и ожидаемых результатов ( прийти в пониманию трагизма этих событий,ето виноват и нужно ли об этом помнить)
II Опрос пройденной темы
Всем участникам групп предлагаются по 10 вопросов ( листы с вопросами. Написать ответ. Правильный ответ оценивается в 1 балл)
1 Годы коллективизации…?
2 В … году вышла статья Сталина « Год Великого перелома..»
3 Коллективизация в Казахстане проходила … этапа ?
4 В ….. году была проведена конфискация байских хозяйств
5 Коллективизацию в Казахстане предполагалось завершить к весне …… года
6 К весне 1932 года было коллективизировано ……. крестьянских хозяйств.
7 Коллективизация в Казахстане носила …… характер.
8 Основным источником индустриализации был …. …
9 с началом индустриализации практически снова была введена …….
10 Основной формой коллективизации в животноводческих районах было….
2 Задание ( общее)
Для историка важно правильно писать исторические понятия и термины. Запишите правильно слово:
Макс 5 баллов
Р.. квизиция
Ко….ективизация
Ра…кулачивание
Инт… (л,лл) игенция
Г..ноци(д,т)
Учитель языка проверяет работы и оценивает их
III Изучение новой темы
1 Актуализация знаний:1 группа понятие голод
2 группа - мор
Если объединить эти понятия получится Голодомор
Постановка ПВ: Был ли голодомор в Казахстане?
2 Просмотр видеофильма « голодомор в Казахстане, убивший 2 млн..»
Слайд :Данные о численности населения
«Закон о пяти колосках…»
Голод 1931-1933гг
Задание в группах – На ватманных листах группы синим и красным маркером записывают свои впечатления об этом событии
3 Этап взаимопроверки :
группы обмениваются листами и дополняют ответы товарищей.
4Представляют ответы
5 Эксперты групп получают задание: 1 группа: определить причины голода
2 группа : Письмо Пятерых и письмо Рыскулова Сталину
Выступления групп оцениваются присутствующими (смайлики)Проводится подсчёт баллов
6 учитель литературы. Литературные произведения – источник изучения истории
Привлекает внимание к стихам Т. Невадовской « Казахстанская трагедия» и предлагает группам с выражением прочитать отрывок из стихотворения и по возможности передать весь трагизм события
В природе март — пришла весна хмельная.А все забыть — не помнить не могу...Уж травка первая, а я припоминаюЗамерзшие фигуры на снегу.Убожество и грязь, я их не замечаю,Не замечаю ни заплат, ни вшей,И беспредельно, искренне страдаюЗа этих обездоленных людей.Их косит голод... Я не голодаю,Обута я... а тот казах босой.Безумную старуху вспоминаюИ женщину с протянутой рукой.Из грязных тряпок груди вынимает,Чтоб объяснить: «Ни капли молока».И крохотное тельце прижимаетХудая материнская рука.Не содрогаюсь я от отвращенья,Но и смотреть спокойно не могу,Как люди, падая от истощенья,Перебирают колоски в стогу.Под проливным дождем, под ветром, под снегамиСтога соломы здесь в степи стоят.Колосья прелые, изъедены мышами,Покрыты плесенью... содержат яд.Беспомощные детские ручонкиНаходят полусгнивший колосок,И слышится надтреснутый и тонкий,Болезненный ребячий голосок.Так в чем же их вина? За что такие муки?Здесь, на своей земле, в краю родном?Ах, эти худенькие пальчики и рукиИ девочка больная под стогом.Под кожей ребра и торчат лопатки...Раздутые ребячьи животы...Нет оправдания и нет разгадкиПричины этой жуткой нищеты?
2 группа
Кто приказал?Узнать—понять хочу я,Кто смерть и нищету послал сюда?Где спокон веку жил народ, кочуяС верблюдом, осликом, и пас стада.Зачем снимать последнюю рубахуИ целый край заставить голодать?Кому понадобилось — богу иль аллахуВсе отобрать и ничего не дать?Какой же деспот создал эту пытку?Иль полоумному пришла такая блажь?Последнюю овцу, кошму, кибитку,Мол, заберешь и ничего не дашь.Но все молчат, хоть знают — не умеетКазах-пастух ни сеять, ни пахать.Без юрты он зимой окоченеет,Без стада и овец он будет голодать.И не пеняй на климат, на природу,На то, что Казахстан степной и дикий край.Такой был урожай! — Хватило бы народуНа хлеб и на табак, на мясо и на чай!Так нет же! — Увезли отборную пшеницу,Огромные стога остались на полях.У тех стогов такой кошмар творится —Не мог бы выдумать ни бог и ни аллах...
Оценка учителем литературы выступлений ребят
IV Закрепление:
Дифференцированные задания- раздаточные карточки
1 уровень:1 К 1931 в республике было…... человек, в 1933г население сократилось на……3 балла
2 Кто написал письмо Сталину о трагедии?
3В годы коллективизации руководителем республики был…..?
4В какие годы Голощёкин возглавлял республику
2 уровень: В 1931-1933 годы область , наименее пострадавшая от голода была наша Гурьевская область. Более всего пострадал Кызылкогинский район. Чем вы это объясните?
3 уровень: сравните голод 1921-1922 и голод 1931-1933 ( причины, отношение власти в проблеме, масштабах последствиях)
V Рефлексия: Древо познания.Можно ли назвать трагедию 1931-1933гг Голодомором? (да, нет наклеивают листочки) Оценивание групп и их участников

Заключительное слово: старожилы не любят вспоминать об этих событиях. Может ли человек гордиться тем, что ел грызунов или своих родных. Нужно ли об этом помнить?
VI Дом задание п 19
Размышление эссе на тему: можно ли назвать Голодомор – геноцидом казахского народа?