Конспект урока в 5 классе Диктатура Цезаря

Тема: диктатура Цезаря
Цели: выявить причины кризиса Римской республики; определить обстоятельства установления диктатуры Цезаря; развивать у учащихся способности к самостоятельному анализу событий прошлого, раскрытию причинно-следственных связей, умения сопоставлять и анализировать факты и события; развивать опыт работы с историческими источниками и коммуникативные навыки учащихся.
I. Проверка домашнего задания.
1.Работа с карточками по датам.
2.Работа с карточками по терминам.
3.Покажите на карте Италию. На каком полуострове она расположена? Назовите и покажите главный город в Италии. Где находится о. Сицилия? Город, откуда сбежали 70 смельчаков под руководством Спартака? Покажите соседей Римской империи?
4.Логические цепочки: по какому принципу образованы, какое слово лишнее?
- гладиус, гасты, дротики, легион;
- Помпей, Спартак, Красс, Цезарь;
- Гай Гракх, Солон, Тиберий Гракх, Сципион.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН:
1.Гай Юлий Цезарь.
2.Захват Цезарем власти и его правление в Риме.
3.Великий оратор Цицерон.

1. Догадайтесь, какой месяц был назван именем Цезаря? А что вы о нем знаете? Цезарь родился в бедной, но знатной семье, он пренебрег повелением диктатора Суллы развестись со своей женой, хотя отказ подчиниться грозил ему, по меньшей мере, опалой, о том, Цезарь однажды попал в руки пиратов, карьера волевого и властолюбивого человека, ставшего политиком, полководцем, законодателем и верховным понтификом. Мы обязаны Цезарю юлианским календарем, которым с небольшим изменением пользуемся поныне.
О Юлии Цезаре бытуют разные мнения. Некоторые считают его одним из величайших героев в истории человечества, другие одним из величайших злодеев. Данте наделил Цезаря блаженной жизнью среди благочестивых язычников, а его убийц, Брута и Кассия, поместил в ад, в самое его пекло. Марк Твен с присущей ему иронией написал, что Цезарь воевал с варварами не потому, что они досаждали римлянам, а по причине того, что он «возжелал захватить их земли и даровать блага римской цивилизации вдовам и сиротам». А вот Шекспир восхвалял как Цезаря, так и заговорщиков, убивших его.
Современные ученые расходятся в оценке Юлия Цезаря. Одни считают его справедливым правителем, отличным от диктаторов двадцатого века; другие относятся к нему с неприязнью, считают Цезаря человеком, обрекшим на смерть большое количество людей и заменившим магистратуры императорской властью. Мы попробуем сегодня разобраться в ситуации.
Вам было дано опережающее задание: самостоятельно изучить информацию о Юлии Цезаре и представить ее сегодня здесь.
- Выступления учащихся с сообщениями о Цезаре.
2.- Знаменитый римский полководец, покорив соседних галлов и одержав ряд других блестящих побед, решил овладеть верховной властью в Риме. Сенат запретил ему переходить границу между Галлией и самой Италией, сложить с себя полномочия наместника завоеванных провинций и безоружным вернуться в Рим. Он нарушил этот запрет и воскликнул: «Жребий брошен!», перешел через пограничную речку Рубикон (по латыни Красная речка). Началась гражданская война, из которой Цезарь вышел победителем и стал диктатором в Римском государстве. Перейти Рубикон теперь означает: совершить поступок, который уже не может быть отменен, принять опасное и бесповоротное решение. «Жребий брошен» говорится в значении: колебания кончены, я начал действовать, а изменить что-либо уже поздно».
Но в рядах Сената зрел заговор. Кто был недоволен правлением Цезаря? Чем же были недовольны сенаторы? К чему они стремились?
Как вы думаете, какие слои населения поддерживали Цезаря? (народные массы)
Нам сейчас предстоит судебное заседание – некий суд истории. Предмет разбирательства - диктатура Цезаря. Задача присутствующих – принять решение об одобрении или осуждении римского полководца.
- Задание: прочитать текст п.2 параграфа 54 и выступить от имени противника и от имени сторонника Цезаря.
Итог: Голосование: Кто одобряет действия римского полководца по установлению в Риме диктатуры? Кто нет? Подсчет голосов.
Учитель: Сам Цезарь не решался отказаться от республиканской формы правления, он искренне недоумевал, когда ему предлагали надеть царскую диадему, но именно тогда, при Цезаре, республиканские нормы начали постепенно отходить в прошлое.
- Работа с учебником
Задание 1. Прочитать документ об убийстве Цезаря (стр.139)
Задание 2. Ответить на вопросы:
Что означает крылатое выражение «и ты, Брут»? В каких случаях его можно употребить?
Чью власть хотели установить убийцы Цезаря?
3.Чтение текста о Цицероне (учебник, стр.139)
- Какую роль играли ораторы в античном мире?
- Вспомните древнегреческих ораторов?

Вопросы и задания самоконтроля.
1.В нашей речи существуют крылатые выражения «перейти Рубикон», «и ты, Брут!». С какими событиями они связаны?
2.Подумайте, чью власть хотели восстановить убийцы Цезаря.
3.Подсчитайте, сколько лет прошло от установления республики до захвата Цезарем власти в Риме.
Домашнее задание: параграф 54; для желающих – написать о цезаре: речь на открытии памятника, статью в популярную газету к очередному юбилею Юлия Цезаря, научную статью.

















15