Повторительно-обобщающий урок по теме: «Сфера духовной культуры». 8 класс.


Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Сфера духовной культуры». 8 класс.

Цель:  закрепить знания учащихся о культуре, её видах и духовной жизни общества.
Задачи:
*Обобщение учащимися знаний о духовной культуре, о духовной сфере, её роли в развитии общества, во взаимодействии личности с социальной средой.
*Развитие умений и навыков учащихся, по определению сущностных характеристик различных типов культуры, сравнение и классификация их по указанным критериям.
*Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.


I. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации (время работы – 5 -7минут).
Постановка проблемы.
Вступительное слово учителя
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Вам предстоит повторить и обобщить изученный ранее материал и показать свои знания и умения.

1). Внимание на экран! (Слайд 2. «Толкование термина»)
Задание 1 – определите термин по его толкованию.

- все что создано руками человека
- практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей
- набор знаний, верований и поведений, которые основаны на мышлении и социальном обучении.
- цельность, органическое соединение многих сторон человеческой жизни
- О каком понятии идет речь? Правильно, о «культуре».
- А задумывались ли вы о том, что такое культура?
- Известно, что существует более 250 определений понятия «культура».
- А с чем ассоциируется слово «культура»? Подумайте, посмотрите на следующий слайд. Вот какие ассоциации родились у меня в связи с этим понятием.
Задание 3. Дополните схему. Запишите свои ассоциации к слову «КУЛЬТУРА» в маршрутных листах.
Слайд 3. Ассоциации. Прием «Солнышко».
(неполная схема) культура – музей, статуя, теория)
Слайд 4. (полная схема) культура – музей, статуя, теория, ритуал, храм, плотина
Задание 4.
- Назовите основные виды культуры, исходя из определения, что такое культура, ассоциаций связанных с этим понятием.
Слайд 5. Схема видов культуры (материальная, духовная)

Слайд 6. Выполним следующее задание. Обратитесь к маршрутному листу.
Задание 5. Установите соответствие между элементами культуры и ее видами: к каждому элементу в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Элементы культуры Виды культуры
А) украшение 1) материальная
Б) плотина 2) духовная
В) ритуал
Г) теория
Д) кукла

Запишите в таблицу выбранные цифры.
А
Б
В
Г
Д








- Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Жизнь человеческого духа не менее существенна для общества и самого человека.
Определение темы урока. (1 мин.)
- Так о какой же культуре мы сегодня поговорим?
- О духовной культуре! Молодцы!
Тема нашего урока «Сфера духовной культуры» (Открыть аппликацию на доске!)
- А какова же будет цель нашей деятельности? (Повторить, обобщить и систематизировать знания полученные на предыдущих уроках).
- А что нам для этого будет необходимо? (учебник, раздаточный материал, тесты, маршрутные листы).
- Духовная сфера жизни общества имеет сложную структуру.
- Выполните задание 6 – соотнесите термины и их определения ( 3 мин.)

1. Философия
А) это представления, основанные на вере в Бога и соответствующее этим представлениям поведение.

2. Право
Б) это общая теория о мире и о человеке в этом мире

3. Религия
В) это общеобязательные нормы поведения, санкционированные и охраняемые государством

4. Наука
Г) это одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение действительности.

5. Искусство
Д) это процесс получения знаний

6. Образование
Е) это совокупность социальных норм, регулирующих поведение человека с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

7. Мораль
Ж) это система объективных знаний об окружающем мире




Запишите в таблицу выбранные цифры
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж










- Проверим правильность выполнения задания. Используя сигнальные карточки покажите качество выполнения задания. (красные - 5, желтые – 4, зеленые -3)

Слайд 5. Таблица с ответами к заданию
- Используя сигнальные карточки, покажите результаты выполнения задания.
- Молодцы!

Задание 7. Составить кластер. Аппликации.
Раздаточный материал (в мультифорах, 5 форм культуры на каждой парте).
- Для выполнения следующего задания ребята, мне понадобится ваша помощь. Для наглядности хотела составить вам кластер по формам духовной культуры. Но не успела разобрать раздаточный материал. Он лежит у вас в мультифорах – «Формы культуры». Выберите те аппликации, которые относятся к духовной культуре. Прикрепите на доску.

- Задание 8. Лингвистический конструктор. (2-3 мин)
- А сейчас немного поиграем. Работать продолжаем в парах.
- Попробуем немного перевоплотиться. Вы будете в роли ученых, философов, религиоведов, искусствоведов, гуманистов. (Расставить таблички!)
- Используя лингвистический конструктор (это задание №8 в маршрутных листах) составьте предложение из слов, отражающих особенности одной из форм духовной культуры.

Ученые: знаки, стремится, объяснять, язык, формулы, особый, символы, мир, наука, используя.
(Наука стремится объяснять мир, используя особый язык - формулы, символы, знаки)
Философы: времена, мудрецы, ответы, вопросы, готовы, истины, жизнь, искали, отдать, в, ради, разные, на, бытия, и, были
(В разные времена мудрецы искали ответы на сложные вопросы бытия и готовы были отдать жизнь ради истины.)

Религиоведы: воспитывает, Бога, избавляет, одиночества, вера, общество, от, объединяет, в, человека, его.
(Вера в Бога избавляет человека от одиночества, объединяет общество, воспитывает)
Искусствоведы: искусство, способ, действительности, художественных, это, особый, в, познания, образах, отражение, и.
(Искусство - это особый способ познания и отражение действительности в художественных образах)

Гуманисты: добра, за, должен, зла, ответственность, оценивать, свое, нести, поведение, поступки с, человек, позиции, и, свои.
(Человек должен оценивать свое поведение с позиции добра и зла, нести ответственность за свои поступки).

Задание 9. Тест (приложение)

Задание 10. Синквейн
- Предлагаю вам выполнить творческое задание и выразить свои впечатления в форме синквейна
Схема синквейна (стихотворение, пять строк):    
Понятие
Прилагательное        Прилагательное
Глагол                   Глагол                Глагол
Предложение из четырех слов
Существительное-ассоциация (вывод)

Духовная культура
Значимая, важная
Воспитывает, обучает, обогащает
Она необходима для человека
Творчество

Рефлексия
- На уроке я узнал –
- Мне было интересно –
- Мне было трудно -

Домашнее задание: написать мини – эссе, используя «ПОПС – формулу».
Слово учителя: В качестве практического закрепления изученного материала вам предлагается написать эссе по одной из предложенных тем.
Темы эссе:
«Стыжусь – значит существую». (Вл. Соловьев);
«Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»». (Ф. Ницше);
«Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство». (Вольтер).






























15