Внеурочная деятельность. Рабочая программа Волшебный мир оригами. 2 класс


Рабочая программа
Волшебный мир оригами.
2 класс
Пояснительная записка
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Курс «Волшебный мир оригами» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность овладеть различными приемами и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков.
Цели изучения курса:
приобретение личного опыта как основы познания и развития;
приобретение первоначального опыта практической деятельности с бумагой на основе овладения приемами и способами ее обработки и чтения элементарных технологических карт;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду;
формирование умения определять последовательность операций для изготовления изделий.
Задачи курса:
развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру через формирование позитивного отношения к труду;
развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
освоение трудовых умений и навыков, осмысление технологии процесса изготовления изделий в практической деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности;
формирование коммуникативных умений в процессе реализации парной и групповой деятельности;
освоение первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе бучения работе с технологической документацией, строгого соблюдения технологии изготовления изделий;
освоение приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
ознакомление с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Особенность программы заключается в том, что доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей, однако, работа с ней требует точных, мелких движений пальцев. Оригами способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;знакомятся со свойствами бумаги;
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, математики, литературного чтения.
Связь с учебными предметами
Русский язык и литературное чтение. Работа с текстами заданий позволяет продолжить решение важнейшей задачи начального образования — развития устной речи учащихся. Все тексты, используемые на занятиях по оригами, анализируются, обсуждаются, комментируются. Высказывания выстраиваются в определенной логике, обосновываются, выводы строго формулируются. Речевое развитие ребенка осуществляется при парной и групповой работе.
Окружающий мир. Использование природных ресурсов, наблюдения на экскурсиях, изучение традиций других народов.
Математика. Работа с геометрическими фигурами, выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании.
Изобразительное искусство. Использования правил декоративно-прикладного искусства, законов дизайна и общих требований художественной выразительности при изготовлении изделий, эстетика труда.
Для реализации программы используются материалы и инструменты:
белая бумага
цветная бумага
клей ПВА
ножницы
фломастеры
краски
цветные карандаши
простой карандаш
кисти для клея, рисования
салфетки бумажные или полотняные
Рабочая программа по технологии рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), в том числе
экскурсии - 4 часа
Программа предусматривает проведение традиционных занятий, занятий в нетрадиционной форме (экскурсий, путешествий, игр) и т.п. Основные методы работы — индивидуальные, групповые и парные. Пары и группы в зависимости от видов работ могут быть постоянного и смешанного состав.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
6. Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей.
5.Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.
2. Овладение технологическими приемами ручной обработки бумаги.
3. Усвоение правил техники безопасности.
4. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских) и организационных задач.
К концу 2 года обучения.
Ученик научится:
понимать общие правила создания изделия;
планировать предстоящую практическую работу с помощью педагога;
организовывать свое рабочее место, выполнять доступные действия по самообслуживанию.
выполнять доступные технологические приемы ручной обработки бумаги: разметка деталей, резание, многократное сгибание, сборка и отделка изделия; экономно расходовать материалы;
применять приемы безопасной работы ручными инструментами: линейка, ножницы;
работать с простейшей технической документацией: распознавать и читать простейшие чертежи;
изготавливать изделия по простейшим чертежам;
определять особенности и свойства бумаги;
анализировать задания, изделия; планировать трудовой процесс;
конструировать изделие по технологической карте.
Ученик получит возможность научиться:
уважительно относится к труду людей;
прогнозировать конечный практический результат;
выполнять декоративную отделку изделия;
планировать трудовой процесс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОРИГАМИ. 2 год обучения
№ Тема Содержание деятельности Материально-техническое оснащение Дата проведения
Кол-во часов Введение (7 ч)
1 Экскурсия. Что нас окружает Наблюдать за погодой; наблюдать, анализировать и сравнивать деревья, описывать птиц и насекомых Макеты светофора и дорожных знаков; объекты живой природы 2 Что необходимо для занятий? Урок-исследование Отвечать на вопросы, сравнивать виды бумаги, вести учебный диалог, задавать вопросы; отбирать необходимые инструменты и материалы Набор инструментов и материалов для оригами; разные виды бумаги; презентация 3 Свойства бумаги. Практическая работа Проводить элементарные опыты под руководством учителя, вести учебный диалог, делать выводы Разные виды бумаги; презентация 4 Из истории бумаги и оригами. Занятие-сказка. Отвечать на вопросы, наблюдать, анализировать и делать выводы с помощью учителя, запоминать Различные виды бумаги; демонстрационные образцы 5 Организация рабочего места. Правила пользования инструментами и материалами. Практическая работа Различать инструменты и материалы, называть основные правила работы с ними, рационально организовывать рабочее место; выводить правила работы на занятиях Плакат «Организация рабочего места»; набор инструментов и материалов 6 Упражнения по отработке основных элементов складывания Воспроизвести по памяти и отработать известные приемы складывания; повторить термины и основные базовые формы Технологические карты; цветная бумага; ножницы, клей 7 Групповые работы «Красота вокруг нас». Что я помню? Самостоятельно по памяти выполнять изделия; строить композицию из различных изделий; представлять выполненную работу Клей, ножницы, цветная бумага Базовая форма треугольник (9 ч)
8 Транспорт. Самолет. Групповая работа «Аэропорт» Выполнять разметку квадрата разными способами; складывать базовую форму треугольник, вести учебный диалог, анализировать образец, действовать по алгоритму и технологической карте, сгибать и резать бумагу, творчески оформлять украшение изделия, запоминать и читать простейшие условные обозначения оригами.

Контролировать и корректировать ход работы.
Анализировать и оценивать собственное изделие.
Представлять свое изделие. Технологические карты; цветная бумага; ножницы, клей 9 Мир птиц. Синица. Клей, ножницы, цветная бумага, презентация 10 Мир животных. Хитрый лис. Клей, ножницы, цветная бумага, презентация 11 Ни животное, ни растение. Грибок. Технологические карты; цветная бумага; ножницы, клей, презентация 12 Птица мира. Голубь Технологические карты; цветная бумага; ножницы, клей 13 Экскурсия. Подкормка птиц. Семечки, гречка, рис, крошки хлеба 14 Из далекого прошлого. Самурайский шлем Клей, ножницы, цветная бумага; презентация 15 Модульное оригами. Корона. Технологические карты; цветная бумага; ножницы, клей, презентация 16 Модульное оригами. Звездочка. Технологические карты; цветная бумага; ножницы, клей, презентация Базовая форма воздушный змей (5 ч)
17 Мир птиц. Курочка Самостоятельно выполнять складывание базовой формы воздушный змей, вести учебный диалог, анализировать образец, действовать по технологической карте, сгибать и резать бумагу, выполнять элементарную разметку бумаги, творчески оформлять украшение изделия, запоминать и читать простейшие условные обозначения оригами. Контроль и корректировка хода работы. Оценивать собственное изделие. Технологические карты; цветная бумага; ножницы, клей, презентация, демонстрационные образцы 18 Мир животных. Слон. 19 Мир птиц. Уточка. 20 Мир птиц. Лебедь 21 Проект «Красота птиц». Работа в группах Базовая форма двойной треугольник (5 ч)
22 Мир растений. Елка Выполнять складывание базовой формы двойной треугольник, вести учебный диалог, анализировать образец, действовать по технологической карте, сгибать и резать бумагу, выполнять элементарную разметку бумаги, творчески оформлять украшение изделия, читать технологическую карту.
Контроль и корректировка хода работы. Цветная бумага, пластилин, деревянные палочки для шашлыка 23 Экскурсия. Зимняя природа Семена для подкормки птиц, модель светофора 24 Мир птиц. Лебедь Клей, ножницы, цветная бумага, технологические карты, демонстрационный образец 25 Мир насекомых. Бабочка 26 Домашняя утварь. Корзина Базовая форма конверт (5 ч)
27 Домашняя утварь. Солонка Анализировать образец, складывать базовую форму конверт, вести учебный диалог, читать и выполнять изделие по технологической карте, сгибать и резать бумагу, выполнять элементарную разметку бумаги, творчески оформлять украшение изделия.
Контроль и корректировка хода работы.
Оценивать и представлять собственную работу. Технологические карты; цветная бумага; ножницы, клей, презентация, демонстрационный образец. 28 Транспорт. Пароход. Групповая работа «Порт» 29 Мир птиц. Петушок. 30 Мир животных. Лягушонок. 31 Экскурсия. Мир природы весной. Объекты живой природы Базовая форма рыба (3 ч)
32 Мир рыб. Акула. Анализировать образец, выдвигать гипотезы, складывать базовую форму рыба, вести учебный диалог, читать и выполнять изделие по технологической карте, сгибать и резать бумагу, выполнять элементарную разметку бумаги, творчески оформлять украшение изделия.
Контроль и корректировка хода работы.
Оценивать и представлять собственную работу. Клей, ножницы, цветная бумага 33 Мир птиц. Пингвин 34 Итоги года. Выставка детских работ. Детские работы, презентация СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (7 ч).
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Особенности материала, внешнего вида изделий декоративного искусства. Организация рабочего места, техника безопасного труда. Восприятие и анализ информации. Контроль и корректировка хода работы. Общее понятие о материале, его происхождении, истории предмета. Исследование элементарных свойств материала. Подготовка материала к работе. Экономное расходование материалов. Основные элементы складывания.
Базовая форма треугольник (9 ч).
Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по образцу, технологической карте. Общее представление о конструировании изделий. Изделие, деталь изделия. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию. Виды и способы складывания формы треугольник. Разные виды треугольников.
Базовая форма воздушный змей (5 ч).
Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, схеме. Способ складывания формы воздушный змей. Разные способы получения квадрата. Декоративное оформление изделий. Выполнять действия, следуя алгоритму.
Базовая форма двойной треугольник (5 ч).
Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Название и выполнение основных операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, технологической карте. Складывание формы двойной треугольник. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой. Различать часто встречающиеся условные обозначения в оригами.
Базовая форма конверт (5 ч)
Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о работе с бумагой. Выполнение основных операций по их названию. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по технологической карте. Складывание формы конверт и выполнение изделий на ее основе. Выполнять действия по технологической карте. Читать часто встречающиеся условные обозначения в оригами.
Базовая форма рыба (3 ч)
Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Название и выполнение основных операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, технологической карте. Складывание базовой формы рыба. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой. Читать часто встречающиеся условные обозначения в оригами.
Формы и средства контроля
Текущие формы контроля:
- устные ответы на занятиях;
- самостоятельные работы.
Формы итогового контроля:
- выставки творческих работ
Перечень учебно–методических средств обучения
Литература
Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка». Ярославль: «Академия развития», 1997 г.
Афонькина С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». М: «Аким», 1995 г.
Черенкова Е. Оригами для малышей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007 г.
Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели.- М., "Первое сентября, 2002 г.
Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки.- М., "Первое сентября, 2002 г.
Информационные и экранно-звуковые средства
Интернет. www.origama.ruФотографии, рисунки к темам занятий