Открытый урок на тему: Построение элементов системы менеджмента качества с использованием внутреннего потенциала организации


-914400-1905 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления»
Стандарт организации
СМК СТО НКПТиУ
Открытый урок
пОТКРЫТЫЙ УРОК
НА ТЕМУ:
Построение элементов системы менеджмента качества с использованием внутреннего потенциала организации

(профессиональный модуль ПМ.03 Участие в работе по обеспечению и улучшению качества технологических процессов, систем управления, продукции и услуг)
специальность 221413 Техническое регулирование и управление качеством
Подготовлен
преподавателем экономических дисциплин
ГБПОУ СПО РО НКПТиУ
Иванцовой Л.А.
НОВОЧЕРКАССК 2015
-914400-1905 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления»
Стандарт организации
СМК СТО НКПТиУ
План урока
пТема: «Построение элементов системы менеджмента качества с использованием внутреннего потенциала организации»
Цель урока:
1. Заинтересовать учебным материалом, создать у студентов представления о СМК, как неотъемлемой культуры управления и стратегии организации. 2. Содействовать пониманию и осмыслению понятия «элемент системы менеджмента качества», его важность в стратегии современной организации 3. Привлечение внимания к дисциплинам «Стратегический менеджмент» и «Управление качеством»
- привлечение внимания к дисциплинам «Стратегический менеджмент» и «Управление качеством», воспитание ответственности за систему менеджмента в организации.
Образовательные задачи:
Обучающая: раскрыть суть понятий: система менеджмента качества и ее элементы, внутреннего потенциала организации, его элементы,
Развивающая: развить творческие способности, навыки делового общения, культуру общения.
Тип: комбинированный с элементами деловой игры;
Межпредметные связи: менеджмент, маркетинг, экономика организации
Метод обучения: объяснение с элементами опроса, деловая игра «Построение элементов СМК»
Оборудование урока: мультимедийная установка, раздаточный материал,
ПК: просмотр слайдов по теме.
Ход урока:
1. Организационный момент: Приветствие, проверка посещаемости, подготовка аудитории к уроку.
2. Сообщение темы урока, постановка цели и задачи урока: Тема: «Построение элементов системы менеджмента качества с использованием внутреннего потенциала организации» Цели: 1. Заинтересовать учебным материалом, создать у студентов представления о СМК, как неотъемлемой культуры управления и стратегии организации. 2. Содействовать пониманию и осмыслению понятия «элемент системы менеджмента качества», его важность в стратегии современной организации 3. Привлечение внимания к дисциплинам «Стратегический менеджмент» и «Управление качеством»
4. Изложение нового материала, применяемая методика: словесный метод обучения, показ слайдов
5. Закрепление изученного материала: деловая игра
6. Подведение итогов занятия: подведение итогов деловой игры и оценивание работы студентов
7. Итог урока: Домашнее задание: повторение изученного материала
Содержание занятия «Построение элементов системы менеджмента качества с использованием внутреннего потенциала организации»
(90 минут)
№ элемента Элементы занятия, изучаемые вопросы, методы обучения Планируемое время (мин.)
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка наличия студентов;
- готовность аудитории к уроку. 3
2. Сообщение темы, цели и задач урока. 3
3. Актуализация опорных знаний студентов:
1. дайте определение понятию «стратегическое управление»,
2. назовите задачи стратегического управления. 5
4. Мотивация познавательной деятельности студентов 2
5. Изучение новой темы. Объяснение материала по плану:
Стратегическое управление и его задачи;
Система менеджмента качества (СМК), ее сущность;
Элементы системы менеджмента качества;
Внутренний потенциал организации;
Современный подход управления – стандарт (стандарты ИСО 9000);
Принципы менеджмента качества;
Показ слайдов в ходе объяснения
6. Применение знаний, умений и навыков, полученных при изучении дисциплины:
Деловая игра «Построение элементов системы менеджмента качества»

20
7. Подведение итогов урока 5
8. Задание на дом:
2

Преподаватель Иванцова Л.А.

98% качества – это ответственность системы,
на долю исполнителей приходится лишь 2%.
Э. Деминг.
Вступительное слово:
Преподаватель:
На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом техническом мышлении, в умении оценивать, модернизировать технику и технологию быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от того, какие специалисты придут на производство. Вы старшекурсники, практически специалисты менеджмента, и от того, как конструктивно и творчески вы будете строить свое профессиональное мастерство зависит и наше и ваше будущее.
В рыночных условиях российские предприятия сталкиваются со множеством различных проблем – нехватка денежных средств, отсутствие квалифицированных кадров, неэффективная система сбыта, кризис, и многое другое. Для того чтобы избежать данных проблем и повысить эффективность бизнеса необходимо организовывать деятельность организации на основе стратегического управления.
Давайте вспомним определение понятия стратегического управления.
Студенты: Стратегическое управление - это деятельность, направленная на достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на основе предвидения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала, путем координации и распределения ресурсов.
Назовите задачи стратегического управления?
обеспечение целевой направленности всей деятельности предприятия;
учет влияния внешней среды;
выявление новых возможностей развития и факторов угрожающего характера;
оценка альтернативных вариантов решений, связанных с распределением имеющихся ресурсов в стратегически обоснованные и высокоэффективные проекты;
формирование внутренней среды, которая будет благоприятствовать инициативному реагированию руководства на изменение ситуации.
Преподаватель:
Стратегическое управление состоит из следующих этапов, представленных на схеме.
(Студенты дают определения коротко)
Сформулированная стратегия сама по себе не гарантирует успеха.
Осуществление стратегии возможно только при наличии системы управления качеством всех процессов организации.
Успех организации обеспечивается хорошо продуманной стратегией и высоким качеством ее выполнения.
Преподаватель:
Менеджмент качества является, по существу, сквозным аспектом системы стратегического управления предприятием (компанией), в дисциплине «Управление качеством» рассматривается современный подход к стратегии и совершенствованию компании – это система менеджмента качества (ТQМ или СМК). СМК представляет собой не просто подход к организации процессов планирования, обеспечения и контроля качества продукции компании. Это скорее подход к созданию новой модели управления вообще. Принципиальные отличия этой новой модели от традиционной представлены на слайде (слайд 8).
Анализируя данный рисунок, нетрудно сделать вывод, что процесс достижения конкретного результата складывается из кирпичиков- элементов СМК, а также комплексом методов, гарантий, стимулов (механизмов), способствующих эффективной деятельности.
(записать): Под элементом системы качества понимается такая определенным образом выделенная ее часть, дальнейшее расчленение которой нецелесообразно для принятой цели рассмотрения. Такими целями могут быть построение системы, ее оценивание, совершенствование и др. Состав и содержание элементов определяются разработчиками в зависимости от задач, решаемых системой качества, особенностей продукции, производственных процессов и уже сложившейся системы качества. Вместе с тем в новую систему качества непременно должны быть включены элементы, установленные в ИСО от 9000 до 9004--2000.
На этом занятии мы должны построить ключевые элементы в стройную, современную модель управления, основанную на внутреннем потенциале организации.
Как вы думаете, почему при построении системы управления качеством делается упор именно на внутренний потенциал организации? (ответ студентов)
Студенты: под внутренним потенциалом понимают возможности внутри организации. Руководство может выявлять, контролировать и регулировать данные возможности, а персонал, в свою очередь, реализует возможности организации на практике.
Успешность стратегии зависит от того, насколько сама фирма располагает необходимыми возможностями для реализации стратегии.
Внутренний потенциал организации включает в себя - функциональные области деятельности организации, культура и имидж организации, а также общефирменное управление, которое является жизненно важной функцией развития будущего фирмы.


Маркетинговый потенциал включает:
разнообразие и качество ассортимента продукции;
наличие торговой марки;
условия оплаты товара;
связи с общественностью;
рекламу;
предпродажное и послепродажное обслуживание.
Производственный потенциал включает:
гибкость производственной системы, которая должна обеспечивать быстроту реакции на изменение потребностей рынка и максимально индивидуализировать продукцию при удовлетворении различных требований потребителей;
конкурентоспособность выпускаемой продукции;
производственные мощности, технологичность;
техническая политика, связанная с обновлением производства, включающим обновление продукции и производственного аппарата (оборудования, технологий, зданий и сооружений);
современный уровень развития производственных систем.
Финансовый потенциал включает:
источники финансирования - соотношение собственных и заемных средств;
состояние запасов и затрат - обеспеченность фирмы запасами сырья и материалов и выявляются ненужные запасов;
показатели прибыли;
резервы роста прибыли.
Кадровый потенциал. Человеческие ресурсы являются источником большинства проблем в организации. Упрощенная модель успеха - это квалифицированные работники, мотивированные на эффективное достижение организационных целей. При анализе кадрового потенциала рекомендуется охватывать следующие процессы:
планирование, наем и обучение трудовых ресурсов;
вознаграждение персонала;
привлечение работников к участию в управлении, текучесть кадров, особенно в части ведущих специалистов.
Культура и имидж организации. Для успешной деятельности организации в долгосрочной перспективе решающее значение имеют такие неформальные факторы, как культура организации и имидж. Культура, пронизывая любую организацию, не имеет ярко выраженного проявления, ее сложно анализировать и оценивать.
Организационная культура может быть сильной или слабой, что соответственно влияет на деятельность. В первом случае она оказывает достаточно сильное влияние на успехи в хозяйственной деятельности организации, способствует ее устойчивой конкурентной позиции, намного увеличивает эффективность реализации стратегии.
Но может быть и так, что корпоративная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технический и финансовый потенциал.
Как вы считаете, какие элементы культуры организации будут способствовать ее успеху?
Студенты:
наличие сильного лидера, который устанавливает принципы и нормы поведения;
устоявшиеся ценности и нормы поведения;
уважительное отношение сотрудников в традициям, ритуалам и символам организации.
Как вы понимаете понятие имиджа?
Студенты: Имидж организации как внутри, так и вне ее определяется тем впечатлением, которое создается с помощью сотрудников, клиентов и общественным мнением в целом. Это впечатление помогает организации сохранять лояльность своих клиентов, а также привлекает новых потребителей.
Потенциал общефирменного управления заключается в интеграции и координации функциональных областей деятельности организации для достижения общих целей.
Примем определение функции общего руководства как желание, способность и возможность действовать таким образом, чтобы оптимизировать достижение целей фирмы в настоящем и будущем.
Каждый из трех параметров зависит непосредственно от самих руководителей и от организационных форм, на основе которых они строят свою работу.
Желание - стремление руководства реагировать определенным образом на перемены (поддерживать или избегать). Здесь важнейшими факторами являются: климат (настрой, культура), структура должностной иерархии и самой фирмы.
Способность - компетенция руководителей, способность предусмотреть изменения, а также опыт фирмы в целом.
Возможности организации можно определить, умножая индивидуальные возможности каждого руководителя на их численность.
Для эффективности общефирменного управления необходимы культура в организации, благоприятствующая изменениям, и компетентные руководители, способные предвидеть, анализировать и использовать привлекательные возможности.
Стоит начать с утверждения, что любая организация имеет систему менеджмента, представляющую собой совокупность организационной структуры, полномочий и ответственности, существующих в ее рамках, процессов деятельности, трудовых, материальных и финансовых ресурсов и т.д. Все эти составляющие объединены и взаимодействуют между собой для достижения целей организации. Таким образом, система менеджмента является средством достижения целей, сформулированных руководством компании. Однако не любая система является эффективной, способной оправдать ожидания заинтересованных сторон. Эффективная система позволяет добиться достижения поставленных целей при оптимальных затратах и в заданные временные интервалы. Такая система подразумевает, как правило, строго упорядоченную, регламентированную1 в оптимальном объеме деятельность, которая должна быть понятной как для менеджеров, так и для рядовых сотрудников.
Наиболее известными представителями систем менеджмента, требования к которым закреплены в международных стандартах ISO, является системы менеджмента качества (СМК). Международная организация по стандартизации (International Organisation of Standartization) - ISO (от греческого слова isos - равный) является неправительственной организацией и имеет консультативный статус ООН. Главной целью ISO является развитие стандартизации и родственных направлений деятельности во всем мире, гармонизация интересов производителей и потребителей, а также развитие международной координации по объединению промышленных стандартов.
Эффективное, грамотное управление организацией, управление с точки зрения здравого смысла принципиально невозможно без обеспечения качества выпускаемой продукции. Поэтому стандарты ISO серии 9000 представляют собой общепризнанный вариант требований, предъявляемых к менеджменту организации. В то же время стандарты ISO налагают на систему управления ряд специфических требований, которые обусловлены, прежде всего, необходимостью проводить ее независимую оценку - сертификацию.
Успех может быть достигнут благодаря внедрению и сопровождению системы менеджмента, предназначенную для постоянного улучшения показателей работы с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией предусматривает применение менеджмента качества как одной из составляющих менеджмента.
Как основа улучшения показателей работы организации определено восемь принципов менеджмента качества, которые помогают организации достичь успеха.
Принцип 1 - Ориентация на потребителя
Принцип 2 - Лидерство руководителей
Принцип 3 - Вовлечение людей
Принцип 4 - Процессный подход
Принцип 5 - Системный подход к менеджменту
Принцип 6- Постоянное улучшение
Принцип 7 - Основанный на фактах подход к принятию решений
Принцип 8 - Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Последующие шаги
Принцип управления качеством - это понятное и фундаментальное правило или убеждение, отраженное в руководстве и работе организации, нацеленное на постоянное совершенствование деятельности в течение длительного времени, направленную на требования потребителя и других заинтересованных сторон.
Преподаватель:
Первый принцип: Ориентация на потребителя
"Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания".
Ключевые выгоды:
Повышенный оборот и доля на рынке, достигнутые за счет гибкой и быстрой реакции на рыночные возможностиБолее результативное использование ресурсов организации для повышения удовлетворенности потребителей
Повышенная приверженность потребителей, приводящая к повторному бизнес-сотрудничеству.
  Применение принципа "ориентация на потребителя" обычно приводит к:
Изучению и пониманию потребностей и ожиданий потребителей
Обеспечению уверенности в том, что цели организации связаны с потребностями и ожиданиями потребителей
Передаче (распространению) информации о потребностях и ожиданиях потребителей по всей организации
Измерению удовлетворенности потребителей и последующим действиям, основанным на полученных результатах
Системному подходу к менеджменту взаимоотношений с потребителями
Обеспечению сбалансированного подхода при удовлетворении потребителей и других заинтересованных сторон (таких как собственники, работники, поставщики, кредиторы, местные круги и общество в целом)
Следует отметить, что первым принципом менеджмента качества, сформулированным в стандарте ISO 9000, является ориентация на потребителя: организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
Если хотите иметь успех, Вы должны выглядеть так,
как будто Вы его имеете
Томас Мор
Преподаватель:
1. Огромная роль отводится руководству организации – поскольку именно они имеют «ключи» к совершенствованию организации. Руководство должно не просто возглавить реорганизацию деятельности, оно должно искренне верить в успех новой модели. Управление организацией руководство должно осуществлять не с помощью распорядительных документов, а в виде конкретных решений. Стиль руководства должен быть сменен с административного на демократический. Руководители должны создать обстановку в которой сотрудники оказываются заинтересованными участниками решения производственных задач.
2. Люди составляют основу компании. Персонал рассматривается, как самое большое ее богатство, поэтому, руководство должно создать условия для максимального использования творческого потенциала сотрудников:
стремиться к тому, чтобы цели отдельных сотрудников были максимально приближены к целям организации;
установить систему материального и морального стимулирования;
делегировать больше ответственности на нижние уровни управления;
наличие самоконтроля – контроль со стороны коллег работает намного эффективнее, чем формальный контроль;
работа в команде – при этом достигается синергетический эффект, при котором совокупный результат работы команды значительно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей.
Обязанность руководителей компании состоит в том, чтобы постоянно побуждать работников делать важную работу, которая их удовлетворяет, и трудиться в компании как члены одной семьи.
Акио Морита
Преподаватель: Доказано, что желаемый результат легче достичь, если соответствующими ресурсами и деятельностью управляют как процессом. Следующий принцип – процессный подход. В управлении качеством под процессом понимается не только процесс производства продукта. Процессная модель предприятия состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организованной структуры предприятия. Стандарт ISO 9000 дает следующее определение процесса - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы. Это краткое определение может быть расширено с целью конкретизации этого фундаментального понятия: процесс - это одна или более связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или политическую цель предприятия, как правило, в рамках организационной структуры, описывающей функциональные роли и отношения.
Ключевые выгоды:
Снижение затрат и сокращение временного цикла за счет эффективного использования ресурсов
Улучшенные, последовательные и предсказуемые результаты
Четко сориентированные и выстроенные по приоритетам возможности для улучшения
Преподаватель: Результативность и эффективность организации повышает выявление, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение поставленной цели. Только системный подход позволит отследить соответствие продукции потребностям заказчика и организовать систему деловых взаимоотношений.

Преподаватель: (принцип «Постоянное совершенствование») О каком бы мы процессе не говорили, главная цель предприятия – постоянное совершенствование. В этой области организация должна не только отслеживать возникающие проблемы, но и,, после тщательного анализа со стороны руководства, предпринимать необходимые корректирующие действия для предотвращения таких проблем в дальнейшем. В чем заключается принцип постоянного совершенствования?
Организация должна не только отслеживать возникающие проблемы, но и после тщательного анализа со стороны руководства предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения повторного появления таких проблем в будущем.
Цели и задачи основываются на результатах оценки степени удовлетворенности заказчика (полученной в ходе обратной связи) и на показателях деятельности самой организации. Улучшение должно сопровождаться участием руководства в этом процессе, а также обеспечением всеми ресурсами, необходимыми для реализации поставленных целей.
Преподаватель: (принцип «Принятие решений, основанных на фактах»)
Эффективные решения основываются только на достоверных данных. Источниками таких данных могут быть, например, результаты внутренних проверок системы качества, рекламации и претензии потребителей и т. д. Кроме того, информация может основываться на анализе предложений сотрудников организации по поводу снижения издержек, повышения производительности и т.д.
Для реализации данного принципа необходимо выполнение следующих требований:
внедрение поддерживающей информационной системы, позволяющей эффективно собирать, хранить и использовать данные;
использование целевых групп – в помощь руководству подбираются сотрудники различных подразделений;
использование горизонтальных связей – сбор и обработка информации осуществляется без обращения к высшему руководству;
своевременность решения;
возможность реального осуществления решения;
минимальные затраты на реализацию решения.
Преподаватель: (принцип «Взаимовыгодные отношения с поставщиками») Требования к качеству продукции поставщиков предъявляются практически такие же, что и к своей собственной. Для мониторинга поставщиков следует оперативно отслеживать качество их продукции и своевременно отказываться от услуг ненадежных (если это возможно). Целесообразно также налаживать с ними взаимовыгодные отношения – в том числе, направленные на определенную регламентацию их действий.
Система менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ISO должна иметь:
политику, в которой сформулированы ее цели и задачи, а также принципы их достижения;
соответствующую политике систему взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов;
нормативную основу, соответствующую системе взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов, и представляющую собой совокупность непротиворечивых нормативных документов;
эффективный механизм реализации требований, регламентированных документами нормативной основы;
Персонал организации должен обладать знаниями политики, нормативной основы, механизма реализации ее требований, а также умениями применять эти знания на практике. Требования, обусловленные политикой и нормативной основой системы, должны уважаться и соблюдаться.
Вышеперечисленные составные части СМК могут быть для наглядности представлены в виде «Здания СМК»
На сегодняшнем занятии мы в теории уже создали наш дом качества, но, как часто бывает, теоретические вопросы мы закрепляем практическими заданиями. Сегодня у нас необычная практическая часть– в ходе деловой игры мы с вами должны построить из элементов системы качества такую организацию, где ярко и эффективно раскроется ее внутренний потенциал.
Перед вами кирпичики нашего будущего здания – это карточки, на которых написаны элементы (показать). Вам надо, используя, ватман, карандаши – раскрыть представленный элемент, так каким вы его ведете на предприятии завтрашнего дня, предприятии 21 века. Уже скоро вы прейдете на производство, и будете строить взаимоотношения с персоналом, выстраивать свою карьерную лестницу, а для этого должны обладать высокими профессиональными знаниями.
Итак, необходимо раскрыть элемент в традиционном подходе к управлению и показать свое видение новой модели управления по этому элементу.
Вы можете разбить ватман на две части и в каждой части отразить свое мнение по элементу.
ХОД ИГРЫ
Мы заранее разбили группу на команды 4.
Дать название команде и выбрать руководителя.
Проведение жеребьевки. Просим представителей команд пройти жеребьевку и получить задание.
Работа в группе – 10 минут. Обсуждение поставленных проблем с целью выработки группового мнения – «мозговой штурм».
Выступление участника команды – защита работы команды
Преподаватель: Подведение итогов деловой игры – в ходе деловой игры мы с вами проследили изменение элемента и разработали свою модель качества. Насколько ваша модель эффективна и качественна? Давайте сравним ваше видение элемента с элементами концепции СМК.
Элементы:
Ориентация на потребителя
Роль руководства
Вовлечение сотрудников
Постоянное совершенствование Иванцова
Постоянное совершенствование
традиционный подход Новое видение
Организация:
Вертикальная структура управления,
должностные инструкции,
планирование «сверху»,
ОТК,
конечный результат,
отсутствие связи с потребителями

Организация:
Отслеживание проблем,
Тщательный анализ,
Корректирующие и предупреждающие меры
Борьба за качество:
Оценка степени удовлетворенности заказчика (обратная связь),
Участие руководства в процессе
Ориентация на потребителя
традиционный подход Новое видение
Потребитель:
человек,
организация
государство
прибыль
Лозунг:
помпезность
Потребитель:
клиент,
взаимодействие,
коммуникации
Борьба за качество:
Система мотивации персонала,
информационные системы
Преподаватель: ( Заключительное слово) Почему на этом занятии мы акцентировали внимание на внутреннем потенциале организации?
Основные проблемы при внедрении концепции «Всеобщего управления качеством» обычно возникают в сфере управления персоналом. Любая организация, стратегия которой является совершенствование качества, сталкивается, как минимум, с четырьмя препятствиями:
Сопротивление персонала нововведениям
Ограниченное понимание менеджерами разных уровней взаимосвязи качества продукции с эффективностью деятельности организации
Подход к совершенствованию качества как к разовому мероприятию или очередной новомодной кампании
Придание совершенствованию качества статуса не управленческого, а статистического мероприятия.
Преподаватель: Внедрение процедур повышения качества зачастую требует коренного изменения корпоративной культуры. Особое внимание при этом необходимо уделить менеджерам среднего звена, их квалификации и приверженности концепции ТQМ. Именно от этого управленческого уровня зависит, удастся или нет вовлечь рядовых сотрудников организации в процессы всестороннего совершенствования производства и контроля качества, внедрить в сознание рядовых работников понимание обратной связи между уровнем качества и уровнем затрат. Сегодня вы из элементов системы менеджмента качества строили не просто здание, вы создавали наше будущее, строили систему, которая должна привести к улучшению качества выпускаемой продукции нашей промышленностью, а значит и процветания нашей страны.
Преподаватель: Наше занятие подходит к концу. Сегодня я учила вас, а вы учили меня. Мы раскрыли страницы сегодняшней науки, а вы откроете новые грани и возможности стратегий на предприятии.
Спасибо студентам, которые активно участвовали на занятии (ПЕРЕЧИСЛИТЬ). Домашнее задание: повторение изученного материала. Урок окончен. Спасибо за урок.