Педсовет Современные требования к качеству урока, в рамках ФГОС


“Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации урока в рамках ФГОС ”.
Цели педсовета:
- повысить теоретические знания педагогов в области методических знаний к современному уроку и его общедидактического анализа.
-рассмотреть основные составляющие современного урока, влияющие на качество обучения учащихся.
- повысить мотивацию педагогов на применение современных технологий на уроках.
- способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся на уроке.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
В. А. Сухомлинский
Проблема качества образования стоит сейчас остро. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо традиционных экзаменов) выводит эту проблему в ряд приоритетных государственных и общественных.
К реализации концепции образования на протяжении всей жизни школа должна готовить учащихся уже сейчас. С этой целью необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания:
научиться познавать;
научиться делать;
научиться жить вместе;
научиться жить в ладу с самим собою.
Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций.
Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остаётся! Я.А. Коменский обосновал и ввёл классно-урочную систему. В русской педагогике К.Д. Ушинский разработал теорию урока на основе учения о систематичности, последовательности и прочности усвоения знаний, наглядности и активности учащихся в обучении.
Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться.
Урок – динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные.
Структура урока — это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.Кроме указанных основных этапов, каждый тип урока имеет еще и внутреннее строение — методику решения отдельных дидактических задач на каждом этапе урока. Методика эта является наиболее мобильной частью каждого урока, так как используемые на уроке методы, приемы и средства обучения применяются в различном сочетании, последовательности и взаимосвязи.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Попытаемся выяснить современные требования к качеству урока.
Применение современных технологий как один из способов повышения эффективности урока, влияющий на качество обученности учащихся- первая составляющая современного урока
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
В ходе анализа посещенных уроков были сделаны следующие выводы:
Пед.коллектив владеет информацией о современных педагогических технологиях,
- Использует различные технологии полностью или приемы поэлементно
- Учителя применяют в своей работе инновационные технологии обучения.
Наиболее привлекательной является игровая технология, элементы развивающего обучения, ИКТ. Меньше других используется индивидуальное, исследовательское обучение.
Приоритетной формой организации деятельности учащихся учителя считают фронтальную, групповую, хотя также многие дифференцируют виды деятельности.
Эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – вторая составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников
Современный урок - это урок духовного равноправия, на котором ученики не иллюстрируют заранее подготовленную учителем схему, а вместе с ним, а иногда и вопреки ему, сами постигают истину. Именно такой подход определяет тонус, настрой дальнейших отношений ученика и учителя.
Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.
Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ИКТ – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.
Не менее важно определить методы и приемы обучения на каждом этапе урока, характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивной и поисковой), сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учеников на уроке, отобрать и подготовить необходимый дидактический материал, эксперименты, наглядные и технические средства обучения. Вся эта работа проводится с учетом реализации принципов обучения, цементирующих и определяющих все компоненты урока. При подготовке к предстоящему уроку следует проанализировать предыдущие уроки, проведенные в данном классе, чтобы предусмотреть меры по устранению обнаруженных недостатков и недоработок.
Посещенные уроки показали типичные недостатки: репродуктивный стиль подачи учебного материала, отсутствие совместной деятельности педагога и учащихся по определению цели и задач урока, однообразное использование информационных технологий, их методикой, однообразны формы домашних заданий, отсутствие на уроках необходимой наглядности.
Наблюдения за организацией работы показывают, как будто все есть: и задачи
решаются, и учебник на уроках используется – дети вроде работают, а по существу,
если вникнуть основательно, все это чисто внешнее. Все действия носят
поверхностный характер: работы выполняются строго по образцу, ученики работают
пассивно, в полсилы, новую тему учитель порой успевает скороговоркой объяснить,
кое-как спросить, недостаточно времени на диспуты, эксперименты, встречались
уроки на которых не на должном уровне строилась работа с учебником,
практическими заданиями.
Конечно, приходится считаться с таким фактом, как неспособность многих учеников
работать самостоятельно, стремление их получить все в готовом виде без труда и
усилий. Но нельзя оправдывать и пассивность учителей, смирение со сложившимся
положением дел. Успех урока и его результаты зависят не только от подготовки
учителя, но и от подготовки учащихся. К сожалению, этому вопросу не уделяют
должного внимания в практической работе некоторые учителя. Между тем
целенаправленная подготовка учеников к следующему уроку (или урокам) создает у
них положительный психологический настрой, вызывает повышенный
познавательный интерес.
Каждый педагог, готовясь к уроку, ставит перед собой, перед учениками определённые цели и задачи. И одним из путей достижения цели учителя будет являться привлечение внимания учащихся к учебному материалу. У каждого учителя есть свои приемы по привлечению внимания учащихся к учебному материалу.
Я думаю, вы сейчас поделитесь своим опытом работы.
Педагоги находят методы, стимулирующие учащихся к мотивации к целеполаганию и процессу познания. Это преимущественно постановка какой-то проблемы, практическое задание или «столкновение» мнений учащихся вопросом или заданием.
Остаётся проблемой работа с одарёнными учащимися. Не все учителя такую работу ведут, а если и ведут, то преимущественно на уроках, где не всегда, учитывая специфику классов, это возможно. Необходимо продумывать другие формы работы с одарёнными детьми через систему предметных кружков, дополнительных занятий и т.д.
Приоритетными способами контроля в школе являются устный опрос, дополнение с места, тесты, самостоятельные и контрольные работы. Значительно реже учителя используют такие виды контроля, как различного рода творческие работы (сочинения, проекты, учебно- исследовательские работы. В школе остаётся популярным репродуктивный способ организации деятельности учащихся. Но вместе с тем многие учителя используют в своей работе частично – поисковый и творческий уровень деятельности. И как росток нового, начинает формироваться исследовательский способ организации деятельности.
Вместе с тем учителя школы учат детей проводить рефлексию собственной деятельности, причём используют для этого различные способы, среди них выделяется способ самооценки и вопросно- ответный (Что нового я узнал на уроке? Чему научился? Что ещё осталось узнать?), учителя начальной школы применяют для рефлексии игры.
К сожалению, мало внимания, за недостатком времени, уделяется учителем самоанализу урока. При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Урок нужно детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Выявление недостатков урока и своевременная коррекция деятельности учителя – одно из необходимых условий его успешной деятельности на пути повышения качества знаний учащихся.
Посещённые уроки показали наиболее часто встречающиеся недостатки в организации уроков
-Работа с одарёнными детьми.
-Робкое внедрение в процесс обучения современных и перспективных видов контроля знаний учащихся.
-Недостаточное использование творческого и исследовательского уровней деятельности учащихся.
- Уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика, слабо выражен индивидуальный подход.
- Самостоятельные и контрольные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.
-Отсутствие четких инструкций перед самостоятельной и контрольной работой, а также зачастую отсутствие анализа выполненной работы учителем.
- Непродуманное, объёмное домашнее задание.
Подведение итогов педсовета.
Итак, современный модернизированный урок – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Так что же представляет из себя урок, соответствующий современным требованиям ФГОС нового поколения? Современный урок – это: урок с использованием техники (компьютер, интерактивная доска и т.п.); урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику; урок, содержащий разные виды деятельности; урок, на котором ученику должно быть комфортно; урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика. Современный урок развивает у детей креативное мышление, воспитывает думающего ученика-интеллектуала. Предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Для современного урока характерна взаимосвязь таких элементов, как усвоение, синтезирование, повторение и закрепление, контроль ранее изученного в связи с овладением новым учебным материалом и его практическим применением. Самостоятельная работа учащихся организуется не только на этапе повторения и закрепления, но уже при изучении нового материала, осуществляется тесная связь между преподаванием и учением, между коллективной работой класса и индивидуальной работой учащихся. На уроке повышается роль самостоятельной деятельности учеников, применения приобретенных знаний умений и навыков. Элементы поисковой деятельности учащихся используются не только на уроках проблемного характера, но и на отдельных этапах уроков всех типов (комбинированных контрольных и др.)В зависимости от хода решения постав ленных дидактических задач могут расширяться или сокращаться отдельные этапы построения урока, изменяться место и функции различных методов и приемов обучения.Структура современного урока, поэтому отличается большим разнообразием, отражая специфику организации познавательной деятельности учащихся и руководящей роли учителя.
Сегодня, когда уровень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении. Перед учителем стоит задача: организовать обучение так, чтобы всем было интересно. Тогда даже самый слабый ученик поверит в свои способности.
Устранение выявленных недостатков позволит, на мой взгляд, повысить качество обучения и образования.
Решение к педагогическому совету № 3
Работу педагогического коллектива по применению технологий и методик в УВП с целью повышения качества знаний учащихся считать недостаточной.
Продолжить модернизацию системы обучения в школе путем изучения требований к современному уроку.
Активнее и эффективнее использовать современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе
Школьным МО и Методическому Совету проводить систематический мониторинг использования учителями эффективных технологий обучения и воспитания с целью их обобщения, изучения и дальнейшего внедрения в практику работы педагогического коллектива.
Всем членам педагогического коллектива с целью повышения качества знаний учащихся продолжить работу над решением таких задач как- совершенствование методики индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися и детьми с высоким и хорошим уровнем интеллектуальных способностей;- организация на уроках работы в разных режимах: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Осуществлять контроль учебных занятий учителей, имеющих низкий уровень соответствия форм и методов работы требованиям современного урока (итоги контроля – собеседования с учителями по программе наблюдения на учебном занятии)
Размещать на сайте школы материалы о положительном опыте использования учителями инновационных методик, технологий обучения и современных средств обучения.
Объявить благодарность учителям подготовившим победителей и призёров олимпиад:
Лошкарёвой В.П., Разгуляевой Н.Д., Сетяевой М.Г., Кудаевой С.М., Сорокиной М.А., Палкиной Г.В., Нужиной О.П.