Положение по самовольным уходам из образовательного учреждения


Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 41 г. Ростова – на – Дону
Методическое объединение учителей-предметников и классных руководителей
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ВОСПИТАННИКОВ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РОЗЫСКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Доклад подготовила
социальный педагог:
Фейтуллаева Д.М.,
Дата проведения:
05.11.2014 г.
Ростов-на-Дону
2014 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ВОСПИТАННИКОВ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РОЗЫСКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано с целью усиления контроля за обеспечением безопасности жизни и здоровья учащихся, воспитанников; организации работы по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из школы-интерната, выявлению и возращению воспитанников, самовольно ушедших из учреждения регламентирует порядок взаимодействия органов управления образованием, социальной защиты, внутренних дел по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из школы-интерната и организации их розыска.1.2. Правовую основу деятельности по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из образовательных и социальных учрежденийи организации их розыска составляют: Конституция Российской Федерации,Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026 - 1 «О милиции», Закон Российской Федерации «Об образовании» (с последующими изменениями), Федеральный Закон от 21 мая 1999 года №120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с последующими изменениями), другие Законы Российской Федерации, Типовые положения и Уставы Учреждений, нормативные правовые акты МВД России, Министерства образования Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам предупреждения и профилактики правонарушений несовершеннолетних.
1.3.Основными задачами по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из школы-интерната являются:
защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью воспитанников;
предупреждение правонарушений и антиобщественных действий
как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении них (в образовательных и социальных учреждениях и за их пределами);
выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений, преступлений и иных антиобщественных действий;
социально-педагогическая реабилитация и оказание медицинской помощи воспитанникам школы-интерната, склонных к самовольным уходам.
1.4. Данное Положение определяет порядок организации работы педагогов по профилактике самовольных уходов учащихся, воспитанников из учреждения, выявлению и возвращению воспитанников, самовольно ушедших из школы-интерната.
1.5. Совместная деятельность предполагает работу с родителями, лицами их заменяющими (родственниками) в целях устранения причин и условий, способствующих предупреждения совершения несовершеннолетними самовольных уходов изшколы-интерната.
2. Организация работы по профилактике самовольных уходов из школы-интерната
2.1. Должностное лицо - заместитель директора по УВР, отвечает за организацию профилактики самовольных уходов несовершеннолетних, розыскных мероприятий и обеспечивает:
Разрабатывают Правила внутреннего распорядка и режим дня воспитанников, Положение о правах и обязанностях воспитанников, Правила поведения, Положение о порядке отпуска детей к родственникам и другим лицам на выходные и праздничные дни, в вечернее и ночное время, а так же на период каникул;
Знакомит несовершеннолетнего, родителей, лиц их заменяющих(родственников) при поступлении его в школу-интернат, с правилами внутреннего распорядка, Положением о порядке отпуска детей к родственникам и другим лицам на выходные и праздничные дни, а так же на период каникул.
Проведение инструктажей сотрудников, осуществляющих работу в вечернее и ночное время, о действиях при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего из школы-интерната;
Проведение служебных расследований по каждому факту совершения воспитанниками самовольного ухода;
2.2. Учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, младшие воспитатели:
Несут персональную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность учащихся, воспитанников в период своей работы согласно графика;
Производят приём-передачу учащихся, воспитанников от учителя воспитателю от воспитателя - младшему воспитателю, родителям и в обратном порядке, строго соблюдая установленные правила, с записями и росписями в тетрадях приёма передачи и журнале дежурного воспитателя;
Планируют и проводят с обучающимися, воспитанниками внеклассные занятия, прогулки, игры на свежем воздухе, строго соблюдая распорядок дня;
Проводят работу по сплочению детского коллектива;
Создают благоприятный климат в группе, классе;
Ежегодно до 7 сентября разрабатывают и предоставляют заместителю директора по УВР и ВР годовой план мероприятий по профилактике самовольных уходов воспитанников;
Один раз в четверть (при необходимости чаще) проводят беседы с воспитанниками о правилах поведения в школе-интернате, об опасностях, подстерегающих несовершеннолетних при самовольных уходах из школы-интерната или дома;
Не имеют права оставлять учащихся, воспитанников без присмотра;
Запрещается удалять учащегося, воспитанника с урока или внеклассного занятия;
Запрещается оставлять учащегося, воспитанника в группе, классе, если весь детский коллектив куда-либо уходит (согласно расписанию занятий или режимных моментов);
Запрещается отпускать учащегося, воспитанника куда-либо без сопровождения педагога;
Запрещается давать учащимся, воспитанникам какие-либо поручения, при выполнении которых, он не будет находиться под присмотром педагога;
Запрещается выход за территорию школы-интерната с одним или группой воспитанников без разрешения администрации;
2.3. Классный руководитель:
В сентябре проводит родительское собрание на котором разъясняет ответственность родителей (законных представителей) за безопасность детей и необходимость предотвращения самовольных уходов детей из семьи, порядок обращения в правоохранительные органы с заявлением об их розыске;
Посещает семьи обучающихся, воспитанников, находящихся в социально опасном положении и склонных к самовольным уходам из семьи, из школы-интерната, заполняет акты посещения семьи, ведёт профилактические беседы с родителями и детьми;
2.4. Педагог – психолог:
Способствует гармонизации социальной сферы школы-интерната, осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации воспитанников;
Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся воспитанников, принимает меры по оказанию им психологической помощи;
Оказывает помощь обучающимся, воспитанникам, родителям (законным представителям), педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем;
Планирует индивидуальную работу и проводит индивидуальные беседы, занятия с обучающимися, воспитанниками (по рекомендациям педагогов), склонных к самовольным уходам из семьи, из школы-интерната;
Ведёт документацию по установленной форме;
Оформляют социальную карту, психолого-медико педагогическую карту несовершеннолетнего, поступившего в Учреждение, на основании его диагностики, бесед с ним, его родителями, родственниками, изучения представленных на него субъектами профилактики характеризующих документов. Карты ведутся постоянно с учетом социальной, педагогической запущенности несовершеннолетнего, медицинских диагнозов, рекомендаций психологов, криминальной активности подростка, с последующим анализом принятых мер и внесением изменений;
2.5. Социальный педагог:
Способствует установлению нравственно здоровых отношений в школьной среде, решению личных и социальных проблем обучающихся, воспитанников;
Взаимодействует с учителями, воспитателями, родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников;
Взаимодействует с районными правоохранительными органами;
Ведёт учёт обучающихся, воспитанников, состоящих на учёте в КДН, ПДН районов, на внутришкольном учёте и обучающихся, воспитанников (по рекомендациям педагогов), склонных к самовольным уходам из семьи, из школы-интерната;
Совместно с классным руководителем посещает семьи обучающихся, воспитанников, находящихся в социально опасном положении и склонных к самовольным уходам из семьи, из школы-интерната, заполняет акты посещения семьи, ведёт профилактические беседы с родителями и детьми;
Взаимодействует с социальными службами, администрациями районов, службами занятости населения по трудоустройству и организации летнего отдыха воспитанников школы-интерната;
Формирует банк данных на несовершеннолетних, систематически допускающих или склонных к самовольным уходам. Периодически вносит дополнения, изменения в банк данных (о причинах и условиях повторного ухода несовершеннолетнего, месте его установления, другие сведения). Обеспечивает доступ к ней должностных лиц школы-интерната, осуществляющих контроль за поведением несовершеннолетних в вечернее и ночное время суток;
Проводит и представляет в Министерство общего и профессионального образования заключения по результатам служебных расследований по фактам самовольных уходов несовершеннолетних из школы-интерната;
2.6. Все сотрудники школы-интерната
Незамедлительно информируют администрацию школы-интерната, педагогов при обнаружении обучающегося, воспитанника, самовольно покинувшего школу-интернат;
Предпринимают необходимые меры по возвращению ребёнка в школу-интернат;
3. Порядок действия сотрудников школы-интерната при установлении факта самовольного ухода воспитанника и его розыска
В случае самовольного ухода обучающегося воспитанника из школы-интерната:
3.1. Педагог (младший воспитатель):
Незамедлительно ставит в известность о факте самовольного ухода ребёнка, администрацию школы-интерната;
Проводит опрос воспитанников с целью выяснения предположительных причин и места ухода;
В течении одного часа пишет объяснительную на имя директора, в которой указывает обстоятельства (дата, время, место) и причину самовольного ухода, приметы внешности воспитанника; описание одежды, в которой ушёл воспитанник, иные сведения, способствующие скорейшему розыску подростка, описывает свои действия и передаёт её директору школы-интерната или дежурному администратору лично;
3.2. Издаётся приказ о проведении служебного расследования по факту самовольного ухода воспитанника из школы-интерната.
3.3. В течение 1 часа на основании приказа директора школы-интерната организуется работа группы розыска, в которую должны входить: заместители директора по УВР и ВР, социальный педагог, старший воспитатель, психолог, водитель и педагог, во время работы которого произошло ЧП.
3.4. Созданная комиссия в течение 3-х часов:
Организует проведение бесед с детьми с целью установления причин условий,способствующихуходу несовершеннолетнего, его возможного местонахождения, по результатам которых составляет служебную записку, при необходимости проводит сбор объяснений с воспитанников, в которых должна содержаться информация о возможных причинах, условиях самовольного ухода, местах появления несовершеннолетнего;
Организует проверку силами работников учреждения всех предполагаемыхместнахождениявоспитанника (родственников, знакомых, друзей, одноклассников, компьютерных салонов, прилегающей к учреждению территории).
Письменно оформляет результаты проведённого расследования и с приложением объяснительных, протоколов, справок, предоставляет их руководителю;
3.4.При установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего из школы-интерната руководитель обязан по истечении 3-х часов по телефону сообщить об этом в дежурную часть органа внутренних дел, после чего лично обратиться с заявлением в дежурную часть ОВД Первомайского района г. Ростова-на-Дону;
3.5. При подаче руководителем заявления о розыске несовершеннолетнего представляются:
описание примет внешности: рост, телосложение, наличие особых примет (шрамы, родимые пятна, татуировки, родинки и др.);описание одежды, в которой ушел несовершеннолетний;
описание предметов, которые имел при себе подросток;
информация о взаимоотношениях самовольно ушедшего воспитанника с учащимися, другими воспитанниками, конфликтных ситуациях в детском коллективе, вследствие которых подросток мог самовольно покинуть учреждение;
сведения о том, где ранее проживал несовершеннолетний, полные данные родителей, родственников, друзей, знакомых, у которых может находиться подросток, местонахождения подростка при предыдущих самовольных уходах;
состояние физического и психического здоровья;
дата, время и место ухода, возможная причина ухода;
иные сведения, способствующие оперативному розыску подростка. Перечисленные выше сведения заносятся в письменное объяснение, которое составляется в дежурной части сотрудником милиции.
фотография разыскиваемого несовершеннолетнего, соответствующая возрасту, данные паспорта или свидетельства о рождении несовершеннолетнего.
3.6. После регистрации в ОВД Первомайского района г. Ростова-на-Дону
заявления о розыске несовершеннолетнего необходимо получить от дежурного, принявшего заявление, талон-уведомление с указанием даты принятия заявления и номера его регистрации в книге учета сообщений о происшествиях.
3.7. По истечении 24 часов:
информирует об уходе подростка родителей или лиц их заменяющих, территориальные органы, учреждения субъектов профилактики (кроме органов внутренних дел), где проживали или проживают родственники подростка, иные лица для организации розыска инеобходимостинемедленного представлениисведений администрации Учреждении, органам внутренних дел о появлении у них или на их территории несовершеннолетнего;
незамедлительно сообщает в ОВД об открывшихся новых обстоятельствах розыска,осовершении в отношении несовершеннолетнего антиобщественных действий или преступления, а также совершения самим подростком правонарушений или общественно опасных деяний;
проводит служебное расследование по факту самовольного ухода воспитанника с целью выявления причин и условий, способствующих указанному правонарушению, выявлению случаев нарушения прави законных интересов несовершеннолетнего.
3.8. По истечении 10 суток направляет в орган управления образованием (социальной поддержки населения) заключение по результатам служебного расследования, принятые меры по розыску и предупреждению уходов подростка, мероприятия по его реабилитации и др. сведения.
3.9. В случае возвращения несовершеннолетнего в школу-интернат руководитель незамедлительно обращается в ОВД с заявлением о прекращении его розыска.
3.10. После возвращения воспитанника в учреждение с ним проводится индивидуально-профилактическая работа, которая включает:
осмотр ребёнка (в случае необходимости оказание ему первой медицинской помощи);
проведение психодиагностического анализа эмоционального состояния несовершеннолетнего;
организацию постоянногопсихолого-педагогического сопровождения.
4. Действия должностных лиц органов внутренних дел по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из школы-интерната
4.1. Руководители органов внутренних дел организуют работу и осуществляют контроль по розыску несовершеннолетних в соответствии с нормативными документами МВД России.
4.2. Руководители районных органов внутренних дел:
организуют проведение профилактической работы в учреждениях по правовой пропаганде, профилактике безнадзорности и правонарушений;
принимают участие в проведении совместных семинаров, совещаний, иных мероприятий по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних;
информируют органы государственной власти и местного самоуправления о причинах и условиях, способствующих самовольным уходам;
вносят представления в органы управления образованием, социальной защиты населения по выявленным фактам самовольных уходов воспитанников из учреждений с требованиями об их устранении;
ходатайствуют перед органами управления образованием, социальной защиты населения о поощрении работников образования, социальной защиты населения, добившихся положительных результатов в вопросах профилактики самовольных уходов несовершеннолетних.
5. Права и обязанности взаимодействующих сторон
5.1. В соответствии с действующим законодательством представители взаимодействующих сторон имеют право:
принимать участие в совещаниях, иных мероприятиях школы-интерната и органа внутренних дел по соответствующим вопросам;
информировать соответствующие государственные органы и учреждения о случаях нарушения должностными лицами требований законодательства по вопросам защиты прав и интересов детей, предупреждения самовольных уходов, безнадзорности и правонарушений среди воспитанников Учреждений;
принимать участие в работе межведомственных семинаров по обмену опытом, внедрению в практику эффективных форм и методов работы по профилактике самовольных уходов;
в соответствии с действующим законодательством проводить проверки по фактам самовольных уходов из Учреждений;
совместно с заинтересованными органами субъектов профилактики готовят материалы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних для представления их в суд;
проводить проверки Учреждений по организации воспитательной работы по предупреждению правонарушений и самовольных уходов несовершеннолетних с целью принятия конкретных мер по устранению причин и условий им способствующих;
• запрашивать у органов и учреждений субъектов профилактики необходимую информацию о несовершеннолетних, их родителях, лицах их заменяющих,знакомых,причинахи условиях, способствующих социальной, педагогической запущенности, девиантной активности подростков, помещенных в Учреждения, а также без вести пропавшихили совершивших самовольный уход из них;
•посещать по месту жительства родителей, родственников несовершеннолетних.
5.2. В соответствии с действующим законодательством представители взаимодействующих сторон обязаны:
представлять в заинтересованные органы субъектов профилактики необходимую информацию о несовершеннолетнем, его родителях, лицах их заменяющих, причинах и условиях, способствующих социальной, педагогической запущенности, девиантной активности подростка, помещенного в школу-интернат, а также без вести пропавшего или совершившего самовольный уход из них;
использовать информацию в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего с соблюдением конфиденциальности;
оказыватьконсультативнуюпомощьпоадаптации несовершеннолетнего, помещенного в школу-интернат, проведение с ним профилактической работы, розыске при самовольном уходе.