Педагогическое и правовое обеспечение профилактической работы с несовершеннолетними.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ.
Давыденко Е.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 50
г.Иркутск, Россия
Говорят, что цивилизованность страны можно понять по отношению государства и граждан к старикам и детям. Необходимость усиленной заботы о детях определено рядом характерных особенностей: беззащитностью, беспомощностью несовершеннолетних, недостаточностью их жизненного опыта, податливостью и склонностью к подражанию, повышенной эмоциональностью, неуравновешенностью, импульсивностью. С точки зрения особенностей психических процессов подростка его отличает способность к неадекватному восприятию, запоминанию и воспроизведению некоторых наблюдаемых событиях. Поэтому несовершеннолетние относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, и как следствие нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.
Несовершеннолетний имеет определенные возрастные особенности, поэтому он не в состоянии защитить свои права самостоятельно так же эффективно, как взрослый, что и является главной причиной создания и действия в России специальных правовых средств по защите ребенка, которые охватывают все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего. Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать комплекс, включающий нормативно - правовые акты устанавливающие правовой статус несовершеннолетних как субъектов общественных отношений и организацию деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними, защите их прав и законных интересов.
За последние годы, в России практически модернизирована система правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическими условиям. Федеральные законы, указы Президенты России, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно - правовые акты затронули все сферы жизнедеятельности несовершеннолетних и их социальной защиты (воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др.)
Принятый в июле 1998 года Федеральный закон №124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определил направления обеспечения и организационные основы гарантий прав и законных интересов детей в России.
В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации апробируются опытные модели ювенальной юстиции, учитывающие международно-правовые стандарты. Идет процесс гуманизации правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей.
Современная семейная политика, цель которой заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в частности, предусматривает разделение основных форм социальной помощи на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи и профилактические направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов. В настоящее время в Иркутской области, как и в Российской Федерации в целом, сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей.
Для осуществления контроля за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Иркутской области. выявляют [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], находящихся в социально опасном положении, оказывают им помощь в обучении, осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
В целях профилактики безнадзорности и правонарушений, нарушений дисциплины, уклонения от учебы, обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 12 закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с учетом внесенных изменений и дополнений), в общеобразовательных учреждениях создаются Советы профилактики (Советы Доверия).
Важнейшим направлением профилактики детской безнадзорности и беспризорности является обеспечение прав несовершеннолетних детей на получение обязательного общего образования, выявление и учет детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных школах
В общеобразовательных учреждениях Иркутской области реализуется система социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с обучающимися. При проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями или законными представителями в обязательном порядке учитываются и безукоризненно соблюдаются их права в соответствии с Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
.Систематическая пропаганда среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимый аспект в профилактике асоциального поведения. Проведение консультаций, бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы об ответственности за противоправные поступки, характерные для несовершеннолетних, понятий о юридической ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. Целесообразно акцентировать внимание учащихся не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм. На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми. Педагогическому коллективу надлежит проводить работу в этом направлении совместно с сотрудниками органов внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций.
Библиография
1.Конституция Российской Федерации". Принята Всенародным голосованием 12.12.1993). (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Закон РФ "Об образовании" N 3266-1 от 10.07.1992 в действующей редакции с последними изменениями. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]