Памятка по работе с трудными детьми


Памятка по работе с «трудными» учащимися


Условия действенности приемов в работе (по Верцинской)
Волевое качество, которое развивается в результате соответствия приема педагогическому условию:
1. Мобилизация внутренних сил на выполнение задания.
Сплоченность коллектива и высокий уровень организации его деятельности.
Самодисциплина.
2. Активизация волевой установки.
Единство перспективных линий развития коллектива и личности.
Целеустремленность.
3. Стимулирование усилий на немедленное выполнение заданий.
Сознательная дисциплина в коллективе, четкая последовательность учебных заданий и общественных поручений.
Самодисциплина.
4. Одобрение первых успехов деятельности.
Обеспечение успеха в деятельности на основе применения положи-
тельных качеств, сил и способностей подростка.
Уверенность в себе.
5. Уважение самолюбия.
Атмосфера эмоционального комфорта в коллективе.
Требовательность к себе.
6. Подчеркивание неизбежности выполнения задания.
Строгая система контроля в отчетности.
Добросовестность.
7. Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля.
Педагогический образец, положительный пример правильного выполнения задания, поручения.
Самоконтроль.
Дифференцированно - групповой подход в процессе обучения.





В процессе контроля за подготовкой «трудных» учащихся рекомендуется:
- создание атмосферы доброжелательности при опросе ученика;
- снижение темпа опроса, разрешение больше времени готовиться у доски, делать предварительные записки;
- дать ученику примерный план ответа, наводящие контрольные вопросы, помогающие последовательно излагать знания;
- дать наглядные пособия, схемы, планы, помогающие изложить суть вопроса и явления, понятия, закона и т.д.;
- стимулировать оценкой, подбадриванием, записью в дневнике.






При изложении нового материала рекомендуется:
- возбудить интерес к усвоению темы (приведение аналогии, показ применения изученного материала в жизни);
- более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение сильных учащихся для разъяснения в случае затруднений;
- привлечение слабоуспевающих в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий (плакатов, схем, демонстрация), помогающих уяснить суть объясняемого материала, облегчающих переход от наглядно-образного мышления к понятийно - абстрактному;
- привлечение слабоуспевающих к высказыванию предположений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказываниям сильных учеников.

В ходе самостоятельной работы на уроке рекомендуется:
- дать на начальной стадии ряд заданий, более простых, менее вариантных, аналогичных ранее выполненным;
- разбивка задания на разные этапы, выделение в сложных заданиях более простых и т.д.;
- указание на аналогичное задание, выполненное ранее;
- указание на необходимость актуализировать то или иное действие, формулу, закон, правило, определение;
- указание приема или способа выполнения задания;
- ссылка на правило, свойство и пример, которое необходимо для решения задачи, выполнения упражнений;
- инструктирование о более рациональных путях выполнения заданий, о требованиях к выполнению работы;
- стимулирование самостоятельных действий, указание на успехи деятельности;
- более тщательный контроль за деятельностью слабоуспевающих, указание на ошибки, проверка их исправления.

При организации самостоятельной работы вне класса рекомендуется:
- выбор более рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
- более подробное объяснение порядка выполнения задания;
- предположение о возможных затруднениях;
- дать карточки - консультации, помогающие восполнить пробелы в знаниях, карточки с направляющим планом действий;
- дать задание по повторению материала, который потребуется для лучшего усвоения новой темы;
- в необходимых случаях составление индивидуального плана на ликвидации пробелов в знаниях и умениях: (задание, срок выполнения, контрольный вопрос).


15