Описание системы работы по антинаркотической профилактической работы с несовершеннолетними


Введение
Организация профилактической антинаркотической работы с несовершеннолетними в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №56 Кировского района Волгограда», как важная часть общей воспитательной работы, в современных условиях массированного воздействия на учащихся средств массовой коммуникации, является одной из приоритетных задач образовательного учреждения.
МОУ СШ № 56 расположена в Кировском районе, в котором на сегодняшний день практически отсутствуют промышленные предприятия, заводы. По результатам мониторинга социальных паспортов классов, 18% родителей не имеют постоянного места работы. 275 человек из 752 детей из малообеспеченных семей. Для организации позитивной занятости учащихся МОУ СШ №56 в ближайшем окружении школы работают МОУ ЦДТ, МУК ЦКиД «Авангард», МУ «Молодежный центр «Паритет», СДЮСШОР №12.
Сегодня дети видят на улице и по телевидению, как употребляют одурманивающие вещества, их уже, к сожалению, не удивляют слова «спайс» или кальян. Они знают, куда можно за ними обратиться, слышат грубые, несдержанные разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих (пусть по праздникам) родителей. Реклама в Интернете и огромное количество пивных баров не исключают недобросовестность взрослых, готовых продавать несовершеннолетним алкоголь или сигареты.
Многие взрослые – учителя, родители опасаются, не вызовет ли столь раннее обращение к этой теме нездоровый интерес у ребенка, сумеют ли дети разобраться в далеко не простых вопросах. Как же строить такой непростой разговор с ребенком? Как избежать возникновения побочных или нежелательных последствий? Во-первых, важно, чтобы эта работа соответствовала возрасту ребенка и социальной ситуации его развития, что требует комплексной её оценки. Во-вторых, работа с несовершеннолетними может и должна вестись в системе, когда каждое взаимодействие взрослого и подростка завершается рефлексией и открытым выражением собственного отношения к её итогам.
Одна из основных задач ранней профилактики – не только дать несовершеннолетним правильную установку, представление о том, что «хорошо», а что «плохо» задолго до того, как возникает опасность первого опыта или реального знакомства ребенка с одурманивающими веществами, но и совместно с ними обосновать опасность «знакомства» с подобными веществами. Возможные варианты мотивов употребления психоактивных веществ (ПАВ) несовершеннолетними:
1.Снятие отрицательных эмоций, таких как страх, тревога, беспокойство, возникающих вследствие неуверенности в себе, нарушении способности общения. Основной задачей в этом случае будет повышение самооценки.
2.Давление среды: ближайшего окружения или традиций. Например, ребенок хочет быть принят в компанию, в которой все курят, употребляют алкоголь. В этом случае надо поддерживать ребенка в его стремлениях отстаивать право на собственное мнение.
3.Протестное поведение - часто это стремление обратить на себя внимание, отомстить за обиды или шантажировать близких, для того чтобы добиться выполнения своих требований. На такой шантаж ни в коем случае нельзя поддаваться. Следует открыто обсуждать возникающие проблемы.
4.Стремление получить удовольствие. Если человек не научен получать удовольствие от таких видов деятельности как занятия искусством, спортом, литературой и др., то алкоголь и наркотики предоставляют ему самый простой способ получить наслаждение. К сожалению, научить ребенка получать удовольствие без вреда для здоровья, если он втянулся в употребление наркотиков, чрезвычайно сложно, поскольку все остальные способы требуют личных усилий, к которым он не привык. Попытаться, однако, следует. Вспомните, что привлекало его раньше, что доставляло удовольствие. Попробуйте оживить его прежние увлечения.
5.Любопытство. Как правило, из любопытства алкоголь или наркотик пробуют первый раз. В дальнейшем появляются другие мотивы.
6.Стремление расслабиться является одним из частых мотивов употребления алкоголя у взрослых. В последние годы подобный мотив звучит и у подростков: интенсивный ритм жизни и их часто выбивает из колеи. Обратите внимание, не перегружен ли Ваш ребенок дополнительными занятиями, секциями и репетиторами. Аутогенная тренировка и другие методы релаксации помогают снять напряжение.
Условиями успешной профилактической работы являются:
-  многоаспектность (сочетание различных направлений);
- согласованное взаимодействие органов и учреждений;
- активное участие подростков в подготовке и проведении мероприятий.
1.Основные подходы к созданию системы антинаркотической работы в современной школе
Необходимо создание системы позитивной (конструктивной) профилактики, которая ориентируется не на болезнь и ее последствия, а на человека, его ресурсы, его выбор и обеспечивает поддержку и помощь в реализации собственного жизненного предназначения.
Злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) является одной из наиболее острых социальных проблем современного российского общества. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Основной возраст первого знакомства с наркотиками - 11-17 лет. Участились случаи приобщения к наркотическим и другим психоактивным веществам детей 8-10 лет.
Чем раньше произошло приобщение к наркотику, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, тем серьезнее последствия ее негативного воздействия (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний), и тем меньше эффективность реабилитационных программ. Поэтому профилактическую работу необходимо проводить до наступления критического возраста, то есть не позднее чем в младшем школьном возрасте.
Цель: разработать систему мероприятий по созданию условий для формирования у подростков устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Задачи:
оптимизировать систему мер по профилактике наркомании и зависимости от различных видов психоактивных веществ среди обучающихся МОУ СШ №56;
охарактеризовать механизм и критерии оценки эффективности организации профилактической работы употребления психоактивных веществ среди обучающихся МОУ СШ №56 и формирование у них сознательного отношения к собственному здоровью;систематизировать и обобщить опыт взаимодействия педагогов МОУ СШ №56 с социальными партнёрами по профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися школы.
Антинаркотическая профилактика для детей и молодежи — это не обсуждение вредности отдаленных печальных последствий курения, алкоголизма и наркомании, не запугивание их страшными сюжетами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации — умения общаться, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование у детей и молодежи культуры здоровья — понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья позволяет человеку понять, чем для него опасно знакомство с наркотиком или ПАВ.
2. Система воспитательной работы по формированию антинаркотического мировоззрения
Одно из важных направлений реализации профилактической антинаркотической работы в ОУ - работа с лидерами - подростками, которые проходят обучение с целью осуществления профилактической антинаркотической работы в среде сверстников (волонтерское движение, инициативы «равный-равному»). На наш взгляд, привлечение подростков к профилактике одновременно решает несколько задач: позволяет охватить этой работой достаточно большую подростковую аудиторию, что важно при дефиците специально подготовленных психолого-педагогических кадров; сформировать устойчивые социальные установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются, развить у ребят чувство самоуважения и ответственности; через общественно полезное дело сформировать навыки, важные для взрослой жизни.
Профилактическая антинаркотическая работа школы №56 находится в состоянии постоянного совершенствования.
Анализ совершения учащимися МОУ СШ №56 правонарушений ответственность, за которые предусмотрена статьями 20.20, 20.22 КоАП РФ за 2011-2015 гг2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 9 месяцев 2015 года
4 ст. 20.20 КоАП РФ 5 ст. 20.20 КоАП РФ 3 ст. 20.22 КоАП РФ 1 ст. 20.20 КоАП РФ -

Открытость ОУ свидетельствует о постоянной готовности ответить на любое событие в жизни образовательного учреждения, запросы, предъявляемые к системе образования государством и обществом. В связи с этим приоритетами работы школы будут:
Направления профилактической антинаркотической работы вОУНаправление профилактики Формы реализации
Антинаркотическое просвещение учащихся Социальная реклама (плакаты, газеты, листовки, ролики, передачи), лекции, беседы, дискуссии, «круглые столы», встречи со специалистами ОП, УФСКН, КДНиЗП и медицинских учреждений (Наркологический кабинет Кировского района, МУЗ КДЦ для детей №1, «Центр здоровья»), излечившимися наркоманами, «лидерами мнений».Обучение здоровью - разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни и предупреждение употребления ПАВ Обучение и воспитание через учебные предметы – ОБЖ (8, 10, 11-е классы), физическая культура, литература, история, биология, химия и др.;
программы обучения жизненным навыкам «Путешествие по тропе здоровья», «Разговор о правильном питании» (для обучающихся 1-4-х классов», «Школа безопасности» (для обучающихся 4-6-х классов), «Остановись – подумай!» (для обучающихся 7-11-х классов); специализированные социально-психологические тренинги (педагог-психолог, социальный педагог).Психолого-медико-социальное сопровождение учащихся специалистами службы практической психологии в системе образования Разработка и внедрение программ диагностики и коррекции отклоняющегося развития и поведения, технологии педагогической поддержки учащихся, программ личностного роста и развития психосоциальной компетентности, ресоциализация и реабилитация подростков «группы риска».
Проведение профилактических мероприятий-акций Конкурсы, фестивали «Я +Ты=Мы», концерты, флэш-мобы «Выбираем МЫ!», фотокроссы «Как прекрасен этот мир», квесты «Азбука здоровья»и др., Всероссийская акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
Воспитательная работа Поддержка индивидуальной и коллективной творческой деятельности детей и подростков в контексте профилактики: КТД (коллективные творческие дела), детские мастерские, концерты, спектакли, конкурсы, сочинения, выпуск газет, съемка видеороликов и фильмов, разработка программ, оформление сайта. Поддержка и развитие детских объединений «Волгарята» (2-4 классы) и «Юность» (5-11 классы), открытие кадетских классов, поддержка субкультурных сообществ антинаркотической направленности, развитие лидерских программ, создание клубных объединений. Формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для ведения профилактической работы и оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от ПАВ. Развитие различных форм внешкольной детской и юношеской инициативы по осуществлению социально значимой деятельности: благоустройство территорий, оказание поддержки инвалидам (участие в благотворительных спектаклях), престарелым, многодетным семьям, патронаж детей (акции «Дети детям») и др.
Программы сохранения и укрепления здоровья, развития физкультуры и спорта Внедрение здоровьесберегающих технологий.
Организация осенних, весенних, летних лагерей с дневным пребыванием детей на базе ОУ. Организация систематических занятий детей физкультурой и спортом (секции, соревнования, районные, городские, областные акции), семейные легкоатлетические пробеги «Бегом к здоровью», спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», спартакиады, Дни здоровья, открытие творческих объединений на основе платных образовательных услуг «Прыжок» для детей 6,5-10 лет).Раннее выявление и сопровождение детей группы риска наркотизации и злоупотребляющих ПАВ Проведение добровольного информированного анонимного экспресс-тестирования обучающихся;
консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с ребенком, употребляющим ПАВ.
Развитие инфраструктуры и содержания дополнительного образования детей Кружковая и секционная работа; сотрудничество со спортивными школами (МОУ СДЮСШОР № 16, МОУ СДЮСШОР № 3, МОУ СДЮСШОР № 12). Программы досуговой деятельности (музыкально-развлекательные мероприятия, дискотеки, КВН, "Что? Где? Когда?', викторины, конкурсы).Работа с педагогами по формированию установок здорового образа жизни, навыков саморегуляции и стрессоустойчивости психологической компетентности, формированию актива профилактической работы Тренинги, консультации, семинары, проектная работа.
Работа с родителями Родительский всеобуч, он-лайн собрания, организация групп родительской поддержки для «проблемных» семей, семейное консультирование, социально-педагогическая поддержка и помощь «проблемной» семье, тренинги по развитию социально-психологической компетентности, встречи со специалистами. Организация единого непрерывного педагогического взаимодействия семья - школа - ученик. Курсы для родителей.
Формы и методы антинаркотической профилактической работы с несовершеннолетними
Для работы с подростками эффективнее использовать групповые методы. Участвуя в групповых формах, подросток учится:
-устанавливать доверительные отношения со сверстниками;
-преодолевать конфликты, жизненные трудности безопасными путями;
-чувствовать эмоциональное состояние другого человека;-раскрывать свои индивидуальные и творческие возможности;
-действовать в критических ситуациях, сотрудничать, работая в коллективе.
Групповые методы помогают детскому коллективу:
-создать зону эмоционального комфорта;
-установить доверительную, дружелюбную атмосферу;
-найти каждому свое место в группе сверстников.
Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно: когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс обучения, а сам процесс становится легче и интереснее.
Существует так называемая «пирамида познания», которая показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками. Чем активнее форма передачи информации, чем активнее вовлечены в этот процесс слушатели, чем больше каналов восприятия задействовано в процессе обучения, тем выше уровень усвоения знаний, приобретения навыков, овладения умениями, формирования отношении, установок, мотивов к деятельности. Интерактивные формы универсальны в профилактической работе как с детьми, так и с родителями и педагогами.
В работе с детьми педагоги используют следующие формы профилактической работы: лекции, беседы, чтение, аудиовизуальные средства, наглядные пособия, «Фокус-группа», дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, обучение других.184158763000
Конечно же, необходимо учитывать психологические особенности возраста.
Ребенок 6-8 лет обычно демонстрирует растущий интерес к миру, находящемуся за пределами семьи и дома. Изменяется его социальный статус – он становится сначала дошкольником, а потом школьником. Авторитетом для него теперь является учитель, воспитатель, тренер. 
Дети должны понимать:
как отличаются друг от друга продукты питания;
что лекарства, прописанные врачом и принимаемые под руководством взрослого, могут помогать в период болезни, но могут быть вредными при неправильном употреблении, и поэтому детям нужно держаться подальше от неизвестного вещества или емкости;
почему взрослые могут пить алкоголь, а дети не могут, причем даже в небольших количествах.
С детьми возраста 9-11 лет проводится обсуждение того, почему людей привлекают наркотики. Дети этого возраста любят узнавать различные факты, особенно странного рода. Дети этой возрастной группы могут сильно заинтересоваться тем, как наркотики действуют на мозг или организм наркомана. В это время крайне важное значение приобретают друзья, а также надлежащее положение в группе и восприятие себя другими как «нормального». Дети покидают свое узкое и лучше защищающее окружение и вступают в более многочисленную и более разобщенную группу детей.  Более старшие дети могут познакомить ребенка с алкоголем, табаком и наркотиками. Чем раньше дети начинают употреблять эти вещества, тем больше вероятность возникновения серьезных проблем. 
Задача педагога сформировать у ребёнка следующие знания:
непосредственное воздействие приема алкоголя, табака и наркотика на организм, включая опасность наступления комы или смертельной передозировки;
как и почему может возникать привыкание к наркотикам и как они могут приводить к потере наркоманами контроля над своей жизнью;
причины того, почему наркотики особенно опасны для растущего организма;
проблемы, которые алкоголь и другие наркотики создают не только для того, кто их употребляет, но и для его семьи и мира в целом.
 У подростка в возрасте 12-14 лет основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. В подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников. Хотя учение остается для него главным видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно-полезной деятельностью, которая удовлетворяет потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания ровесников подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потерять авторитет в глазах друзей, уронить свою честь и достоинство - это самая большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делают взрослые в присутствии ровесников. На этой основе нередко возникают конфликты между подростком и родителями, подростком и учителями, и подросток становится «трудным». Время «конфликта поколений». Подростки руководствуются мнением ровесников и их привлекают опасности, хотя подростки и в самом деле часто не воспринимают речей родителей, борясь за свою независимость, они нуждаются в поддержке, участии и руководстве родителей больше, чем когда-либо. Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Но не обладая достаточным жизненным опытом и отличаясь повышенной эмоциональной возбудимостью, подростки легко могут попасть под дурное влияние, поскольку внешний эффект оказывает порой сильное влияние.
В этом возрасте ребенок должен знать и уметь: о последствиях незаконного употребления вредных веществ; развивать навыки оказания сопротивления при склонении к употреблению вредных веществ; понимать взаимосвязи между принимаемым решением и его возможными последствиями в будущем; позитивно воспринимать собственную личность;
понимать важность и необходимость продолжения собственного образования;
определять источники получения помощи и информации в случае возникновения проблем.
В возрасте 15-17 лет дружба становится особо важным фактором для подростков, а друзья становятся источником информации для принятия иногда важных решений. Старшие подростки в большей степени способны иметь дело с абстрактными концепциями: такими как «правда» и «справедливость». Эта способность думать и рассуждать в абстрактных категориях позволяет им оценить материальную стоимость употребления вредных веществ; результаты подростковой беременности; причины, по которым необходимо соблюдать законы; влияние употребления вредных веществ на организм; реабилитации и соблюдения законодательства. Следовательно, образование в области профилактики употребления вредных веществ должно меньше быть сконцентрировано на самих вредных веществах и их употреблении, а больше внимания надо уделять тому, каким образом употребление этих веществ наносит урон обществу.
Подростки должны понимать, что поиск сиюминутного удовлетворения может привести к событиям, которые полностью перевернут их жизнь: беременность; арест за хранение наркотиков; исключение из спортивной команды за употребление наркотиков. Они многое знают о наркотиках, проводя различия не только между разными наркотиками и их последствиями, но и между пробным, случайным употреблением и привыканием.
Поэтому профилактические мероприятия направлены на формирование следующих знаний и умений:
-употребление вредных веществ снижает иммунную систему;
-знать влияние употребления вредных веществ на возможность продолжения образования, на получение интересной и хорошо оплачиваемой работы, на здоровье, на будущее потомство;
-должны иметь навыки по оказанию сопротивления влиянию ровесников и понимать, почему им необходимо сказать «нет»;
-должны уметь критически оценивать людей, которые их окружают и которым они хотят подражать;
-иметь собственную шкалу моральных и этических принципов;
-понимать важность их собственного ответственного поведения перед обществом;
-развивать способность преодолевать стресс;
-развивать позитивное чувство собственного достоинства.
3. Профилактическая антинаркотическая помощь  семье
При проведении с родительской аудиторией профилактических лекций-бесед по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними педагогическим коллективом нашей школы предусматривается соблюдение особых предосторожностей, так как не вся имеющаяся информация о наркотиках и токсических веществах может быть через родителей передана детям и подросткам.
Так, например, исключены темы, описывающие пути получения, изготовления и применения наркотических средств, с тем, чтобы беседа не могла служить справочным материалом для использования наркотиков.
Обязательным при подготовке лектория для родителей становится условие исключения описаний клинической картины наркотического (токсического) опьянения, переживаемых под влиянием наркотика (токсического вещества) эйфорических ощущений, включая использование позитивно воспринимаемых эпитетов и определений, таких как "непередаваемые ощущения", "состояние неизъяснимого блаженства, подобное экстазу", "состояние особенного блаженства и покоя".
При беседах с родителями педагогический коллектив пользуется специальными медицинскими терминами при описании клинических проявлений зависимости от ПАВ, а также с целью оживления беседы "жаргоном наркоманов".
В беседах педагоги достаточно твердо и настойчиво подчеркивают, что подросток, "экспериментирующий" с наркотиками или злоупотребляющий ими, верит в то, что ему удается успешно скрывать свои эпизоды наркотизации от родителей. Специалисты, приглашаемые на лекторий, рассказывают о том, что в настоящее время с помощью современных лабораторных методов возможна точная диагностика, предусматривающая определение конкретного наркотического вещества.
В профилактических беседах столь же актуальным является обсуждение последствий правового характера: задержание полицией за употребление в общественных местах спиртных напитков или ПАВ; поведение, повлекшее за собой дорожно-транспортное происшествие; угроза заведения уголовного дела за то или иное правонарушение.
Основная цель лектория – донести до сознания родителей тезис о том, что тактика запугивания несовершеннолетних тяжелыми осложнениями при употреблении ПАВ не приводит к желаемым результатам - отказу от приема наркотиков, а, наоборот, в некоторых случаях усиливает к ним интерес.
Наш опыт показал, что к эффективным формам проведения просветительских мероприятий с родителями относятся "круглые столы", вечера вопросов и ответов. В настоящее время при проведении профилактических мероприятий нельзя обойтись без применения аудиовизуальных средств и ИКТ-технологий.
Для реализации плана-лектория был разработан перечень тем антинаркотической и антиалкогольной профилактической работы среди родителей учащихся МОУ СШ №56:
наркологическая ситуация в стране и актуальность первичной профилактической работы;
психофизиологические особенности подросткового возраста;
отрицательное влияние на организм разовых приемов психоактивных веществ (ПАВ);
правовые последствия приема ПАВ;
отрицательное влияние на организм систематического употребления ПАВ;
ПАВ и учеба, работа;
ПАВ и семья, досуг;
приемы профилактики употребления несовершеннолетними ПАВ.
При обсуждении темы, посвященной личностно-психологическим и психофизическим особенностям подросткового периода, педагоги-психологи в популярной форме дают характеристику психофизиологических особенностей данного возраста. До сведения родителей доводится объяснение некоторых мотивов поступков детей и подростков, осуждаемых окружающими взрослыми: стремление быстрее утвердить себя как взрослого человека, отмежевание от всего детского; эмоциональность и аффектация в поведении; нарочитая независимость в суждениях, негативное отношение к любым формам опеки; стремление обратить на себя внимание, демонстративность и театральность в поведении.
Одновременно отмечаются характерные физиологические сдвиги этого периода: усиленная и несбалансированная гормональная активность, неустойчивость нервной системы, восприимчивость к различным заболеваниям, включая психические и наркологические расстройства. Постоянно подчеркивается, что взрослым необходимо уметь обращаться к характерному для подростков чувству взрослости, поддерживать у подростков стремление самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
При рассмотрении третьей темы, посвященной отрицательному влиянию на организм разовых, однократных приемов ПАВ, рассматривается мотивация единичных случаев употребления несовершеннолетними ПАВ, что, как правило, связано с влиянием компании сверстников либо со стремлением изменить свое душевное состояние, например, вызвать у себя повышенное настроение. В беседах обращается внимание на то, что спровоцированное алкоголем или наркотиком (токсическим веществом) повышение настроения обязательно сопровождается заметными нарушениями мышления, внимания, утратой критичности поведения. Кроме того, всякая стимуляция положительных эмоций неизбежно влечет за собой последующее снижение настроения, сопровождающееся понижением жизненного тонуса, падением работоспособности (эффект маятника). Существенно раскрывается в беседах опасность даже однократного приема алкоголя или иного ПАВ, могущего привести к передозировке, требующей неотложных лечебных мер, а в некоторых случаях заканчивающейся смертельным исходом.
При проведении беседы особое внимание уделяется токсическому влиянию ПАВ на головной мозг. Поскольку для части подростков одним из мотивов употребления ПАВ является снятие "внутреннего напряжения", такой эффект ПАВ надо прокомментировать. Состояние внутреннего напряжения, тревожность свойственны определенной части детей и подростков и обычно отражают наличие внутреннего психологического конфликта. Психоактивные вещества, обладая расслабляющими свойствами, способны в ряде случаев приносить временное облегчение, за которое в последующем человек расплачивается еще большим углублением внутреннего конфликта. Привычка снимать напряжение алкоголем или наркотическим средством препятствует формированию навыков разрешения психологических конфликтов адекватными способами и несет опасность возникновения пристрастия к ПАВ.
При обсуждении четвёртой темы ("Правовые последствия приема ПАВ") родители информируются о таких возможных правовых мерах, как задержание подростка за употребление алкоголя и других ПАВ в общественных местах, доставление таких несовершеннолетних, особенно в случаях выраженного опьянения, в отделение полиции. Одновременно даётся представление о принципах проведения экспертизы алкогольного и наркотического опьянения.
При обсуждении пятой темы, посвященной отрицательному влиянию на организм систематического употребления ПАВ, сообщается о формах поведения подростков, наиболее опасных с точки зрения формирования зависимости от ПАВ (учащение приемов, увеличение доз, учащение выраженных опьянений и др.). Подчеркивается, что на начальных этапах своего развития алкоголизм или наркомания (токсикомания) проявляются скрыто, их признаки незаметны или не выражены. В популярной форме можно рассказывать о таких тяжелых проявлениях зависимости от ПАВ, как о синдроме зависимости, судорожных припадках, расстройствах личности и психозах.
При обсуждении шестой темы ("ПАВ и учеба, работа") даётся описание связанных с приемом ПАВ отрицательных последствий: снижение успехов в учебе, угасание интереса к спорту, крушение планов, касающихся различных целей. При этом можно подчеркивать характеристику типичной для зависимости от ПАВ цепочки последствий для служебной карьеры: снижение качества работы - вынужденные смены мест работы - увольнения по соответствующим статьям КЗОТ - деквалификация и потеря работы.
В ходе рассмотрения седьмой темы ("ПАВ и семья, досуг") дается характеристика влияния ПАВ на взаимоотношения несовершеннолетних с родителями и другими родственниками, а также приятелями и приятельницами, не разделяющими их склонности к употреблению алкоголя и наркотиков (токсических веществ). В беседе следует определенное место отводить обсуждению неблагоприятной роли, которую сыграет употребление ПАВ в будущей семейной жизни подростка. При этом можно дать характеристику нарушений эмоциональной, воспитательной функций семьи, показать нарастающие в семье наркомана процессы дезорганизации семьи: одинокий, неустроенный образ жизни потребителей ПАВ. Здесь же даётся информация о законодательстве, направленном на охрану прав семьи от одного из ее членов, употребляющего ПАВ.
При проведении бесед по данной тематике всегда необходимо формировать представления об эффективности своевременно предпринятого лечения. Необходимо подчеркивать такую важную особенность, что зачастую среди родственников несовершеннолетних, вовлеченных в наркотизацию, встречается скептическое отношение к терапии больных наркотоксикоманиями, да и алкоголизмом в том числе. В лекциях для родителей также рассматриваются способы и возможности диагностики наркомании и токсикомании, причем не столько сформировавшейся болезни, сколько начальных ее проявлений.
5.Оценка эффективности модели профилактической антинаркотической работы
Ежегодно проводится мониторинг распространенности употребления ПАВ (на межведомственном уровне) для систематического анализа особенностей наркоситуации в детско-подростковом возрасте, для выявления негативных тенденций ее развития и принятия упреждающих мер, позволяющих контролировать и активно воздействовать на наркоситуацию. Последовательное, этапное и комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных "ключевых" проблем, делает работу по профилактике наркоманий и алкоголизма среди детей и подростков действительно системной, конструктивной и позволяет преодолевать негативные тенденции в развитии наркоситуации в детско-подростковом возрасте.
Целенаправленная и системная деятельность, основанная на положительном взаимодействии с субъектами профилактики ОУ, ведет к снижению показателей и купированию рисков употребления ПАВ несовершеннолетними. Образовательное учреждение располагает достаточными ресурсами, создает социально-педагогические условия, находится в постоянном поиске расширения банка методов и технологий в области профилактической антинаркотической работы.
Для оценки эффективности модели главным критерием является развитие личности ребенка, сформированности у него стойкого нравственного иммунитета к негативным факторам жизни.
Это определяется:
- фондом знаний о вреде наркотических веществ;
- высоким развитием личных качеств учащихся;
- умение принимать решения в разных условиях;
- быть физически и психически здоровым.
Качественный анализ эффективности антинаркотической модели осуществляетсямониторингом успешности воспитательной работы, уровнем воспитанности школьников.
Употребление наркотиков – одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране, но как считает наш педагогический коллектив, школа, как и семья, не может справиться с ней в одиночку. Подведение итогов родительского лектория по проблеме предупреждения употребления несовершеннолетними ПАВ, позволяет говорить как об оптимальности выбранной формы взаимодействия с заинтересованной родительской общественностью, так и в возможности построения конструктивного диалога с самым надёжным социальным партнёром школы – семьёй.
Наркомания – социальная болезнь и от того, как реагирует общество на её прогрессирование (количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается) зависит, будет ли уменьшаться динамика.
Лечение и освобождение от наркотической зависимости – это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий и если даже несколько несовершеннолетних, относящихся к группе риска (склонных к употреблению) пересмотрят своё отношение в результате нашей профилактической и просветительской работы, наш педагогический коллектив будет рассматривать как победу.