Результаты социологического исследования, проведенного среди студентов выпускных курсов ФМиКН и ФППК по теме: Выбор специальности студентами КубГУ.


Результаты социологического исследования, проведенного среди студентов выпускных курсов ФМиКН и ФППК по теме: Выбор специальности студентами КубГУ.
Задачи и гипотезы исследования:
Задача
Гипотеза

1) Выявить, что влияет на выбор специальности.
1) Родители, учителя, престижность профессии, ЕГЭ.

2) Оценить психологическую готовность выбора специальности.
2) Школьник не готов самостоятельно определить свою будущую профессию.

3) Выяснить, как влияют родители на выбор специальности и насколько их влияние благоприятное.
3) В большинстве случаев родители делают этот выбор за детей, но он не всегда объективен.

4) Выявить, как ЕГЭ влияет на выбор специальности.
4) Из-за нехватки балов и большого конкурса школьник может поступить на не интересную для него специальность.

5) Выявить причины смены специальности.
5) Смена специальности связана с неосознанным её выбором.


Выполнила студентка
4 курса ФМиКН
Кузубова О.А.
2014год



Как показывает таблица 1, на выбор специальности чаще всего влияют родители (70,0%), 16.7% опрошенных выбрали специальность самостоятельно и 13.3% воспользовались советом школьных учителей. Данные показатели подтверждают нашу вторую гипотезу. Действительно, школьники не, в достаточной мере, готовы самостоятельно определить свою будущую профессию.



Таблица 1. Причины выбора специальности.

Причины выбора специальности:
Процент

совет родителей;
70,0

совет учителей;
13,3

личный выбор.
16,7






















С помощью таблицы 2 можно сделать вывод, что у 40% опрошенных родители выбрали специальность без участия респондента. 26.7% опрошенных родители помогли в выборе специальности. 23.3% опрошенных родители дали совет, а респондент на его основе сделал вывод и у 10% респондентов родители не повлияли при выборе специальности.
С помощью таблицы 2.1 можно сделать вывод, что влияние родителей на дальнейшее обучение ребёнка на данной специальности существенно. Однако, нельзя проследить однозначно насколько это влияние положительно или отрицательно.
Так при не влиянии родителей на выбор специальности у 66,7% не изменилось, а у 33,3% респондентов изменилось мнение о специальности в худшую сторону.
При даче родителями совета по выбору специальности у 57,1% не изменилось, а у 42,9% респондентов мнение о специальности изменилось в лучшую сторону.
Если же родители сделали выбор с респондентом, то 62,5% не изменилось, у 25,0% изменилось в худшую сторону и у 12,5% изменилось в лучшую сторону.
Если же родители сделали выбор за респондента, то у 41,7% респондентов не изменилось мнение о специальности и также у 41,7% изменилось в лучшую сторону, а у 16,7% изменилось в худшую сторону.
При анализе полученных данных можно сделать вывод, что больший процент студентов не поменяли мнение о своей специальности к концу обучения, что опровергает нашу третью гипотезу.

Таблица 2. Определение выбора специальности.

Влияние родителей на выбор специальности.
Процент

Родители не повлияли;
10,0

Родители дали мне совет;
23,3

Родители сделали выбор со мной;
26,7

Родители сделали выбор за меня.
40,0














Таблица 2.1. Влияние родителей на отношение к специальности.
Влияние родителей на выбор специальности.
Изменение отношения к специальности.


изменилось в лучшую сторону;
нет, не изменилось;
да, изменилось, в худшую сторону.


Родители не повлияли;
,0%
66,7%
33,3%


Родители дали совет;
42,9%
57,1%
,0%


Родители сделали выбор с респондентом;
12,5%
62,5%
25,0%


Родители сделали выбор за респондента.
41,7%
41,7%
16,7%


Таблица 2.2. Критерии хи-квадрат.


Асимпт. значимость (2-стор.)

Хи-квадрат Пирсона
,519

Т

Так как 0,519 > 0,005 следовательно не существует зависимости между изменением отношения к специальности и влиянием родителей на выбор специальности.




Как показывает таблица 3, у всех респондентов родители получили или высшее, или средне специальное образование. 76.7% респондентов утверждают, что их родители получили высшее образование, 23.3% - средне специальное. Данные показатели показывают, что образованные родители стремятся дать образование и своим детям.
Таблица 3. Социальный статус родителей.
Образование родителей.
Процент

Образование высшее у родителей;
76,7

Образование средне специальное у родителей.
23,3











Согласно показаниям таблицы 4, можно сделать вывод, что у 60,0% опрошенных родители работают по специальности, у 23.3% нет и у 16.7% один из родителей работает по специальности. Большой процент работающих по специальности родителей даёт нам возможность судить о их удовлетворенности полученной специальности.
Установив соответствие в таблице 4.1 между работой родителей по специальности и влиянием на выбор специальности ребенком, можно сделать вывод, что не существует зависимости между работой родителей по специальности и влиянием родителей на выбор специальности. Родители, в любом случае, принимают большое участие в выборе специальности своим ребенком.70,0% опрошенных утверждают, что на выбор специальности повлияли родители.

Таблица 4. Профессиональный статус родителей.
Родители работают по специальности?
Процент

Оба родителя работают по специальности;
60,0

Один работает по специальности, второй нет;
16,7

Оба родителя не работают по специальности.
23,3







Таблица 4.1. Зависимость влияния родителей на выбор специальности от профессионального статуса.

Родители работают по специальности?


да;
один да, второй нет;
нет.

Влияние родителей на выбор специальности.
не повлияли;
11,1%
,0%
14,3%


дали мне совет;
22,2%
20,0%
28,6%


сделали выбор со мной;
33,3%
20,0%
14,3%


сделали выбор за меня.
33,3%
60,0%
42,9%



Таблица 4.2. Критерии хи-квадрат.


Асимпт. значимость (2-стор.)

Хи-квадрат Пирсона
,894


Так как 0,894 > 0,005 следовательно не существует зависимости между работой родителей по специальности и влиянием родителей на выбор специальности.











Согласно показаниям таблицы 5. 56.7% опрошенных сделали выбор специальности после окончания школы, что говорит о колоссальном влиянии результатов ЕГЭ на дальнейшее обучение школьника. 30,0% респондентов выбрали специальность в старших классах и 13.3% до 9 класса.
В таблице 5.1 показано, что не существует зависимости между временем осуществления выбора специальности и причиной выбора специальности. Отсюда следует, что школьники в любом возрасте при выборе специальности руководствуются множеством факторов.

Таблица 5. Время выбора специальности.
Время осуществления выбора специальности.
Процент

до 9 класса;
13,3

в старших классах;
30,0

после окончания школы.
56,7











Таблица 5.1. Взаимосвязь между временем выбора специальности и причиной выбора.
Время осуществления выбора специальности.
Причина выбора специальности.


престижность профессии;
хорошая заработная плата;
соответствие проф. моим способн., умениям.


Выбрали специальность до 9 класса;
13,3%
25,0%
9,1%


Выбрали специальность в старших классах;
33,3%
25,0%
27,3%


Выбрали специальность после окончания школы.
53,3%
50,0%
63,6%



Таблица 5.2. Критерии хи-квадрат.


Асимпт. значимость (2-стор.)

Хи-квадрат Пирсона
,935


Так как 0,935 > 0,005 следовательно не существует зависимости между временем осуществления выбора специальности и причиной выбора специальности.










В таблице 6 мы можем наблюдать, что наиболее важным, для школьников, при выборе профессии является её престижность (50%). 36.7% респондентов при выборе специальности руководствовались своим профессиональным способностям и умениям и 13.3% уделили внимание будущей заработной плате.
Таблица 6. Влияющие факторы на выбор специальности.
Причина выбора специальности.
Процент

Повлияла престижность профессии;
50,0

Повлияла хорошая заработная плата;
13,3

Повлияло соответствие профессии моим способностям, умениям.
36,7












Таблица 6.1. Влияние причины выбора специальности на дольнейшее к ней отношение.
Изменение отношения к специальности:
Причина выбора специальности.


престижность профессии;
хорошая заработная плата;
соответствие проф. моим способн., умениям.


изменилось в лучшую сторону;
26,7%
75,0%
18,2%


нет, не изменилось;
60,0%
25,0%
54,5%


да, изменилось, в худшую сторону.
13,3%
,0%
27,3%



Таблица 6.2. Критерии хи-квадрат.


Асимпт. значимость (2-стор.)

Хи-квадрат Пирсона
,239



Так как 0,239 > 0,005 следовательно не существует зависимости между изменением отношения к специальности и влиянием родителей на выбор специальности.












Согласно показаниям таблицы 7 можно сделать вывод, что большинство школьников выбирают соответствующую своим запросам специальность. Так 53.3% респондентов не изменили своё отношение к специальности, а 30% изменили в лучшую сторону. Однако, 16.7% респондентов всё же разочаровались в своей специальности.
Таблица 7. Влияние времени на отношение респондентов к специальности.
Изменение отношения к специальности.
Процент

Отношение респондентов к профессии изменилось в лучшую сторону;
30,0

Отношение респондентов к профессии не изменилось;
53,3

Отношение респондентов к профессии изменилось, в худшую сторону.
16,7











Таблица 7.1. Влияние пола на отношение к специальности.
Пол.
Изменение отношения к специальности.


изменилось в лучшую сторону;
нет, не изменилось;
да, изменилось, в худшую сторону.


мужской;
36,8%
47,4%
15,8%


женский.
18,2%
63,6%
18,2%


Таблица 7.1. Влияние факультете на отношение к специальности.
Факультет:
Изменение отношения к специальности.


изменилось в лучшую сторону;
нет, не изменилось;
да, изменилось, в худшую сторону.


ФМиКН;
26,7%
46,7%
26,7%


ФППК.
33,3%
60,0%
6,7%



















Из таблицы 8 можно сделать вывод, что 83.3% респондентов избрали бы свою специальность снова, что подтверждает показания таблицы 7. 16.7% респондентов предпочли бы обучаться на другой специальности. Согласно таблицы 9 это связано у 6.7% респондентов с низкой заработной платой, 6.7% респондентам не нравится работать по профессии и 3.3% респондентов не справляюсь с учебными нагрузками.
Таблица 8. Изменения в выборе специальности к концу обучения.
Избрали бы Вы специальность, на которой обучаетесь, снова?
Процент

Респондент не избрал бы специальность, на которой обучается, снова;
16,7

Респондент избрал бы специальность, на которой обучается, снова.
83,3














Таблица 9. Факторы, влияющие на выбор специальности к концу обучения.
Причины выбора новой специальности.
Процент

низкая заработная плата;
6,7

не нравится работать по профессии;
6,7

не справляюсь с учебными нагрузками.
3,3

не хочу менять спец.
83,3








Диаграмма 2Диаграмма 4Диаграмма 5Диаграмма 615