Статья Авторитарный стиль воспитания, как одна из возможных причин школьной неуспеваемости


Статья «Авторитарный стиль родительского воспитания,
как одна из возможных причин школьной неуспеваемости».
Педагог – психолог I категории
ГБУ ЦППМСП «Личность» г.о. Тольятти
Работая с детьми школьного возраста, очень часто слышу от родителей такую проблему, как «школьная неуспеваемость». Многие родители, приходя на консультацию, в своем обращение так и сообщают: « Мой ребенок не успевает в учебе. Мой сын отстает от сверстников в своем развитии. Не понимаю, почему моя дочь учится хуже всех».
Давайте же рассмотрим, что же кроится под таким понятием как «школьная неуспеваемость».
Неспособностью к учению часто объясняют трудности широкой категории детей. В современных школах не способными учиться нередко называют детей с нормальным умственным развитием, без сенсорных и моторных отклонений, требующих, однако, особого к себе внимания на уроках.
Каковы же могут быть причины школьной неуспеваемости?
У ребенка не сформирована мотивация к учению;
Ребенок не владеет способами и приемами учебной деятельности;
У ребенка не сформированы психические процессы, в первую очередь – мышление;
Авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе.
Давайте на последнем пункте остановимся подробнее так, как данный вопрос становится все более актуальным в настоящее время.
Если родители предъявляют к ребенку завышенные требования, постоянно сравнивают его с другими детьми, контролируют по поводу написания каждой буквы, это приводит к появлению у него чувства неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычки надеяться на помощь по любому поводу. При таком воспитании и обучении некоторые дети начинают панически бояться сделать ошибку, когда выполняют задания в классе или отвечают у доски. Очень часто родители «неуспевающих» детей выполняют вместо них все задания, не зная, как научить детей учиться. Детей запугивают: «Ты не умеешь учиться, тебя переведут худшую школу».
Такое психологическое запугивание приводит к тому, что ребенок начинает бояться отрицательного отношения родителей к себе за полученную оценку, этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственные моменты, когда нужно писать контрольную работу или неожиданно ответить с места.
Желание учиться в таких случаях у ребенка полностью пропадает! Тревожность по поводу учения стремительно возрастает. Ребенок часто «уходит в болезнь».
Давайте рассмотрим один из случаев в моей практике.
На консультацию пришли мама с дочкой Юлей – ученицей 1 – го класса. Основная жалоба: девочка получает много единиц и двоек в школе. Дома Юля готовит уроки, а когда ее вызывают к доске, говорит: «Все забыла». Со слов мамы учительница считает, что девочка дома не готовится. Мама расстроена этим фактом так, как говорит, что в садике была лучшей из детей, ее часто хвалили за успехи, а в школе – она одна из «худших».
Проведенною мною тесты показали, что у девочки хорошо развиты память, концентрация внимания и словесно – логическое мышление. На консультации выяснилось, что Юля боится ответить неправильно: «за это снижают оценку, а если оценка низкая, то мама сильно расстроится». На мой вопрос к Юле: «ради чего она учится: ради знаний или оценок?», девочка ответила: «Ради оценок». Далее я попросила маму высказать свое мнение об этом, и она ответила, что: «Знания, конечно, важнее оценки и расстраивается она больше, когда Юля совсем не отвечает на уроке».
Затем мы с Юлей рассмотрели различные варианты ее поведения на уроке. Какую оценку она получит, если совсем ничего не ответит, и какую, если ответит «как знает», и представили, как отреагирует на каждый вариант ее родители. Девочка пришла к выводу, что если она будет отвечать «как знает», то в любом случае получит оценку выше единицы или двойки. Но для того чтобы отвечать, ей нужна смелость. Поэтому мы начинаем работу с ее состояниями «страха» и смелости». В конце консультации Юля нарисовала смелую девочку, уверенно отвечающую у доски.
Итак, как же целесообразно проводить работу специалисту с «отстающими детьми» и родителями:
Во – первых, необходимо выявить причины отставания, которые могут быть следствием недостаточного развития психических познавательных процессов или недостатков семейного воспитания и обучения.
Во – вторых, необходимо содействовать повышению образовательного уровня ребенка с помощью методик по развитию способностей и умений.
В – третьих, порекомендовать родителям, составить распорядок дня, где необходимо учесть потребность ребенка в отдыхе после школьных занятий и играх после выполнения домашнего задания.
В – четвертых, необходимо обучить навыкам уверенного поведения, используя ролевые игры.
В – пятых, необходимо содействовать повышению самооценки ребенка, поддерживая его и отмечая достигнутые успехи.
Подводя итог данной статьи, хочется предложить рекомендации родителям и педагогам, которые следует помнить при работе с детьми, имеющими трудности в обучении:
Ребенок остается ребенком, и дома, и в школе. Ему хочется поиграть, побегать, «разрядиться», и нужно время, чтобы стать таким «сознательным», каким его хотят видеть взрослые.
В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. Например, необходимо уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов, повысить ясность и четкость постановки задач, обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения. Так же, необходимо содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и так далее).
Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, то есть, иметь представление о его текущих достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни. Помогать развивать уверенность в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома.
Способствовать развитию самоуважения, создавать адекватную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с действительными достижениями, при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими показателями, а не успехи других детей.
Относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины, при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, знают, что они желанны и любимы.
Постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними. Родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию.