Дефицит в развитии школьно — значимых функций как одна из причин школьной неуспешности.

Дефицит в развитии школьно – значимых функций как одна из причин школьной неуспешности.

Тщательная и всесторонняя диагностика на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно – значимых функций – тех функций. Которые не только существенно влияют на темп и качество формирования письма, чтения и счёта. Но и в значительной мере определяют успешность овладения школьниками общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения всего учебного материала начального этапа обучения. Наиболее важными с этой точки зрения являются следующие функции:
- зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез;
- пространственная ориентация, оптико – пространственный анализ и синтез;
- слуховое восприятие и внимание, слухоречевая память, фонематический слух;
- сенсорно – двигательные координации;
- точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
Недостатки в развитии названных функций встречаются у детей как изолированно, так и в комплексе, что делает ещё выраженными различия в их стартовых возможностях при включении в систематическое обучение школьного типа.
Причины дефицита в развитии школьно – необходимых функций могут заключаться в:
- незрелости или избирательном (локальном) поражении структур головного мозга, ответственных за ту или иную функцию;
- недостаточной согласованности, дискоординации в работе разных отделов коры головного мозга, совместно обеспечивающих ту или иную функцию;
- отсутствии у детей необходимого и достаточного опыта деятельности, способствующей развитию указанных функций.
Так, при недостаточной зрелости височных отделов ведущего по речи полушария головного мозга у детей могут наблюдаться трудности в фонематическом восприятии, анализе и синтезе звукового состава родного языка, а при незрелости или избирательном повреждении моторных центров, располагающихся в лобных отделах коры больших полушарий, могут возникнуть трудности произвольной регуляции, точности и
целенаправленности движений пальцев и кистей рук. Незрелость или нарушение связей между височными, лобными и затылочными отделами
1.
мозга обычно приводит к трудностям или недостаткам в установлении координации в системах «ухо рука», «глаз рука», «глаз ухо рука», а низкий уровень ручной умелости зачастую результат малого опыта участия детей в разных видах деятельности, тренирующих мелкие мышцы руки.
Следует учитывать, что при одних и тех же проявлениях дефицитарного развития их причины могут быть различными, и наоборот одни и те же причины могут вызывать разные по характеру проявления. Точно установить причины выявленных трудностей помогут специалисты психолог, нейропсихолог, учитель – дефектолог, учитель – логопед и др. Но любая причина и обусловленные ею трудности сигнализируют о необходимости привнесения в педагогический процесс соответствующих развивающих или коррекционно – развивающих технологий с целью преодоления негативного влияния этих трудностей на усвоение детьми школьных знаний, становление общеучебных и предметных умений, формирование учебной деятельности.
Опыт показывает, что многие трудности, связанные с низким уровнем развития школьно – значимых функций, заявляют о себе уже в период дошкольного детства. В связи с этим тактика выжидания или игнорирования имеющихся у детей признаков неблагополучного развития школьно – значимых функций в надежде, что «все образуется», «пройдет само», как только они включатся в учебную работу, совершенно ошибочна и приводит лишь к усугублению первичных неблагополучий в развитии. В школе такие ученики испытывают большее, по сравнению с другими учащимися класса, напряжение при овладении школьными навыками, нередко отстают в темпе учебной деятельности, у них часто возникают нервно – психические срывы, а в крайних вариантах категорический отказ от выполнения любых заданий в школе и дома. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы близкие взрослые ребенка родители, учителя или воспитатели, установив у него нежелательные и требующие коррекции особенности и недостатки в развитии школьно – значимых функций и обусловливающие их причины, не остановились на этом, а были заинтересованы в разработке и реализации адекватной развивающее – коррекционной программы. Ее конструирование становится возможным, если взрослый, во – первых, сумеет выявить первоочередные, наиболее важные на данном этапе «точки приложения» собственных развивающих, коррекционно – развивающих усилий применительно к социальной ситуации развития ребенка и, во – вторых, сможет выстроить целостную систему развивающее – коррекционного воздействия так, чтобы она стала естественной и органичной составляющей образовательного процесса.





2.
Источник:

1. Степанова О.А. «Профилактика школьных трудностей у детей»: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2003 г. 128 с. (Серия «Игровые технологии».)






































3.
Заголовок 115