Система работы классного руководителя по профилактике и предупреждению правонарушений среди обучающихся

Слайд 1. «Система работы классного руководителя по профилактике и предупреждению правонарушений среди обучающихся»
Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
Любое преступное поведение несовершеннолетнего является следствием социальной дезадаптации (отклонения в поведении).
Слайд 2. Основными причинами, социальной дезадаптации, являются:
Дисгармоничная семья
Личностные особенности ребенка (заболевания, характер, темперамент, психические отклонения)
Школьная дезадаптация подростка
Средства массовой информации, интернет
Неблагоприятное окружение сверстников. Слайд 3.
Весь комплекс воспитательной работы классного руководителя направлен на то, чтобы объединить, скорректировать влияние социального окружения, школы, семьи, детского коллектива.
Слайд 4. В своей работе по профилактике правонарушений ставлю перед собой следующие педагогические задачи, которые представлены на экране:
создание благоприятного микроклимата для обучающихся;
воспитание духовно-нравственных ценностей;
раннее выявление детей «группы риска» и проведение работы с ними на индивидуальном уровне;
формирование правовой культуры;
создание условий для сохранения физического, психического и нравственного здоровья обучающихся;
оказание психолого-педагогической поддержки и помощи обучающимся и их родителям;
организация досуговой деятельности подростков, для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков.
Слайд 5. Профилактическая работа включает в себя психолого-педагогическое и правовое просвещение учащихся и родителей. Моя работа носит систематический характер и ведется в соответствии с планом воспитательной работы, используя, основные формы профилактики правонарушений: слайд 6.
Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости и контроль за наполняемостью дневников положительными оценками с моей стороны и информирование родителей позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками
Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Веду ежедневный контроль посещаемости уроков, еженедельный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняю у родителей причину отсутствия.
Слайд 7. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. 73 % обучающихся посещают спортивные секции и кружки.
Принимают участие в конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, это помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
Слайд 8. За три четверти приняли участие в:
Благотворительной акции «Подарок другу», акция «Елочная игрушка», конкурс рисунков «Село - мое родное» и «Портрет мамы», в декаде для детей с ОВЗ «Добру и пониманию путь открыт!» выступали в качестве группы поддержки, посвящение в пятиклассники, Новый год.
Слайд 9. Организуем совместное время провождение, первым нашим опытом стал поход на горку, где дети общались в неформальной обстановке, что позволило узнать одноклассников, с другой стороны.
Слайд 10. 4. Пропаганда здорового образа жизни. В рамках работы по профилактике правонарушений большое значение имеет создание благоприятных условий для формирования у школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха и воспитания негативного отношения к вредным привычкам. К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты, но и используется детский потенциал.
Слайд 11. В феврале мы посвятили один день активному отдыху. Все дружно после уроков отправились на лыжную прогулку, где мы не только покатались на лыжах, но и на горке. Из нашего класса 6 детей увлекаются такими видами спорта как футбол, лыжи, волейбол, гиря.
Слайд 12. В пропаганде здорового образа жизни посвящены классные часы на темы:
«Движение – это жизнь»
«Мы за здоровый образ жизни»
«Красота тела и физическая культура»
Классные часы провожу в виде бесед, деловых игр, в виде круглого стола, разбираем различные нестандартные ситуации. Учащиеся класса сами готовят выступления - сообщения о вредных привычках, о влиянии вредных привычек на организм подростка
Слайд 13. Принимаем активное участие в общешкольных мероприятиях: кросс нации, осенний кросс, Лыжня России – 2017.
Слайд 14. 5.Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Месячники, декады по профилактики правонарушений. В их организации участвуют специалисты ГБУЗ «Венгеровская» ЦРБ, педагог – психолог, социальный педагог МКУ КЦСООН Венгеровского района, инспекторы УУП ИПДН, социально – психологическая служба школы.
В рамках данного направления проводились: беседа с инспектором УУП ИПДН «Ты и закон. Где та черта, которую нельзя переступить», педагогом-психологом проводилось анкетирование «Отношение подростков к пагубным привычкам», слайд 15 месячник по военно-патриотическому воспитанию, классные часы: «Права и обязанности школьника», «Знать правила дорожного движения – большое достижение, «Как научится быть ответственным за свои поступки», индивидуальные беседы.
Работа с родителями.
 Школьный опыт учителей и педагогическая наука свидетельствуют о том, что деятельность классного руководителя по профилактике правонарушений результативна тогда, если она ведется целенаправленно, системно, в тесном взаимодействии с семьей и общественностью.
Я, как классный руководитель совместно с социальным педагогом школы Привизенцевой Т.Е. познакомилась с жилищными условиями обучающихся, состоящих на учете в УУП ИПДН и внутришкольном учете, а так же приемных и опекаемых семьях ( всего 7 семей). В домашней обстановке провели беседы с родителями, составили акты обследования жилищных условий, выяснили положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Работа по выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении строится планово. При выявлении негативных фактов информирую Совет профилактики школы.
Важными направлениями в этой работе являются:
установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д.;
формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком.
Ведется работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся диалоги, беседы и консультации по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, проведены индивидуальные беседы:
«Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь»;
«Почему ребенок не хочет учиться»;
«Как помочь ребёнку найти общий язык в коллективе»;
«Возрастные и психологические особенности подросткового возраста»;
«Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок?»;
«Права и обязанности ребёнка в школе и семье».
Слайд 16. Были проведены родительские собрания:
«Давайте знакомиться».
«Трудности адаптации пятиклассников в школе».
«Роль общения в жизни школьника».
«Дети и проблемы школьной дисциплины».
Организационное собрание «Подготовка к военно – патриотической игре «Орленок».
Отрадно отметить, что родители на родительских собраниях активно принимают участие в дискуссии по поводу воспитания своего ребенка.
Слайд 17. 12 октября 2016 года с целью знакомства родителей с учебной и воспитательной деятельностью школы был проведен День открытых дверей, где родители смогли увидеть работу ребенка на уроке и во внеклассной деятельности, так же принять активное участие в классном часу.
Слайд 18. На день матери было организованно спортивно – развлекательное мероприятие «Наши мамы рядом с нами». Мама были активными участниками данного мероприятия. В заключение дети подарили видео – открытку «Моя мама – самая лучшая».
Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
Таким образом, нужно сказать, что работа по профилактике правонарушений и безнадзорности ведется в системе. Необходимо совершенствовать работу с семьями обучающихся, усилить активность участия родителей в воспитательном процессе, проводить работу по выявлению раннего неблагополучия семей, осуществлять работу по выявлению фактов жестокого обращения с детьми, проводить работу по повышению психолого-педагогического потенциала семьи (педагогическое просвещение).