Конспект к уроку по ОРКСЭ на тему Паломничества и святыни


МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра истории и культуры религий народов России
Паломничества и святыни.
Слушатель курсов повышения квалификации по предмету ОРКСЭ
Патрушева Галина Борисовна
ГБОУ Гимназия № 1506
Москва 2016
Урок по теме : «Паломничества и святыни»
УМК, авторы :»Школа России» ,учебник «Основы мировых религиозных культур», авторы А.Л. Беглов, Е.С. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. Издательство «Просвещение»,2011 г.
Модуль: «Основы мировых религиозных культур» 4 класс.
Предмет : Основы религиозных культур и светской этики.
Тип урока: открытие новых знаний.
.Место урока в системе уроков по данной теме : вводный урок.
Цель урока :
- Воспитывать интерес и уважение к величайшему культурному наследию разных народов.
Задачи урока :1.Раскрыть понятия «паломничество», «святыни», «реликвии», «мощи».
2.Воспитывать интерес и уважение к величайшему культурному наследию разных народов.
3.Развивать информационную компетентность учащихся, навык анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, аудиовизуальный ряд)эПланируемые результаты :Личностные результаты:
Формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование взгляда на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
           Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, (в т.ч. культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения , осуществлять поиск и обработку информации.
        Готовность     слушать    собеседника    и  вести   диалог.
           Предметные результаты:
Готовность к духовному саморазвитию.
Понимание значения святости веры в религии и в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений о паломничестве, его роли в культуре, истории народов.
Основные термины м понятия урока : «паломничество» «паломник», «святыни», «мощи», «реликвии».
Ход урока:
1.Организационный момент ( 1 минута)
-Проверьте рабочее место. Тихо садимся.
2.Изучение нового материала. ( 25 минут)
- Сегодня у нас состоится разговор о паломничестве и святыни.
Как вы понимаете значение этих слов?
- Давайте прочитаем как дается определение понятия «паломничество» в толковом словаре Ожегова
( слайд 2)

- «Путешествие» и «паломничество» - это одно и то же ? - В чем различие между ними ? - Какое из этих определений вам более понятно?
- Запишите это понятие в «Понятийный словарик»
- Как вы понимаете значение слова «святыни» ? - то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым 
- Как называют людей ,которые совершают путешествия для поклонения святыням ?
( слайд 3)
Первоначально паломниками называли людей, совершавших путешествие в Святую Землю для поклонения христианским святыням. Они приносили с собой ветку пальмы, оттуда и происходят слова «паломник», «паломничество». Со временем под паломничеством стали понимать путешествие и к другим святым местам.
Паломничество в христианстве.
При посещении святых мест об истории и духовных традициях монастырей и храмов, святых и подвижниках благочестия ,чья жизнь и деятельность была связана со святыми.
Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства,
Еще одной важной составляющей паломнических программ является благотворительная деятельность. Практически все паломнические службы перед посещением монастырей узнают об их конкретных нуждах. Эта информация сообщается паломникам. Занимается сбором помощи и сама служба. Приезжая в монастырь, паломники привозят туда необходимые вещи и продукты, делают денежные пожертвования. Для многих возрождающихся обителей такая поддержка, тем более осуществляемая на регулярной основе, оказывается очень существенной. Кроме того, часть вырученных от паломничеств средств поступает на восстановление храмов, при которых действуют некоторые паломнические службы
У каждого народа есть свои святые места, куда идут и едут люди со своими просьбами и печалями, с надеждой на исцеление и благодарностью богу. Во многих религиях мира паломничество играет важную роль.
В христианстве паломничество возникло на самом раннем этапе его истории. Главным объектом паломничества было место захоронения Иисуса Христа – Гроб Господень в Иерусалиме.
( слайд 4-5)
- В нашей стране много всемирно известных мест паломничества.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
left0По православному преданию Дивеевский монастырь является четвертым уделом Богородицы на земле. Тысячи паломников со всего света посещают село, чтобы поклониться святой Дивеевской земле, мощам великого старца Серафима, пройтись по святой канавке, которую по преданию проложила сама Богородица и окунуться в целебных источниках.(слайд 6)
Еще одним таким местом является Введенская Оптина Пустынь.
Как отмечали паломники : ( слайд 7)
« Всякая душа ищет тепла сердечного, ласки, утешения, безгрешности. В душе русского человека живет бесконечная жажда праведности, чистоты, желание хоть раз в жизни коснуться безгрешности.»Свято – Троицкая Сергиева Лавра ( слайд 8)
Троице-Сергиева Лавра – расположенный в Сергиевом Посаде крупнейший в стране православный мужской монастырь, подчиняющийся непосредственно Патриарху. В основанной почти 7 столетий назад обители в настоящее время проживает около 200 монахов. Комплекс монастырских храмов, в 1993 году вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся памятник архитектуры XV-XVIII вв., открыт для паломников и туристов.

Но понятие святыни распространялось  также и на другие местности, связанные с жизнью и смертью Иисуса. Поэтому для христиан стал священным и сам город Иерусалим, и Вифлеем, где родился Иисус, и другие места. Кроме того, святыми считаются мощи. ( слайд 9)
-Что такое мощи?  
Мощи – это останки тел  умерших людей. Верующие люди поклоняются мощам тех, кто был известен своей праведной жизнью и поэтому признан Христианской церковью святыми. Обычай поклоняться им стал для христиан традиционным.
- Прочитайте в толковом словаре и запишите в наш «Понятийный словарик» значение слова «реликвия»
- Реликвия – это вещь, свято хранимая как память о прошлом.
( слайд 10)
Центрами паломничества многих христиан стали и другие места в мире. Обычно это те места, где находится какая – либо  реликвия. Ценнейшими реликвиями стали вещи, связанные  с жизнью Иисуса: части креста, на котором он был распят, его одежда, саван, в который он был завернут после смерти.
(Слайды 11 - 13)
Реликвии хранятся и в Московских храмах.
Зачатьевский монастырь – частица Животворящего Креста Господня.
Успенский собор Кремля – гвоздь из Креста Господня.
Паломничества могут совершаться и к иконам. ( слайд 14 )
3. Физкультминутка ( 1 минута)
Паломничество в исламе.
Для мусульман чрезвычайно важно паломничество в город Мекку-Хадж . Он считается  одним из столпов мусульманской веры. В определенное время в священной для всех мусульман  Мекке собираются несколько миллионов верующих со всего мира, которые в знак равенства и приближения к Богу  одеваются в  куски белой материи и совершают совместно ритуалы паломничества. Именно в Мекке находится главная святыня мусульман – Храм Кааб.  ( слайд 15)
Кааб является начальным и конечным пунктом посещения во время хаджа. Паломники 7 раз обходят вокруг этого храма, имитируя движения ангелов вокруг Всевышнего. После утверждения ислама в Аравии вокруг Каабы выросла огромная мечеть, называемая «Запретной» («Священной»). Большая ее часть находится под открытым небом. «Лучезарная Медина» - второй по святости город мусульман. Здесь похоронен пророк Мухаммед. Гробница Мухаммед располагается в Мечети пророка в Медине. Эта мечеть была построена около дома Мухаммеда, а позднее дом стал частью мечети. Ныне Мечеть пророка - одна из крупнейших в мире, в ней могут одновременно молиться до 700 тысяч человек. Многие паломники посещают ее после выполнения всех обрядов хаджа. Третья по значимости святыня ислама находится  в Иерусалиме. Это целый комплекс сооружений. Он включает  величественный храм, который называется «Купол Скалы» (Куббат ас-Сахра).
( слайд 16)
Паломничества в иудаизме.
Паломничество на Святую Землю является уникальным. Посещение святыни связанные с земной жизнью Иисуса Христа, Марии и апостолов, является возвращение к истокам христианской веры и рождающейся Церкви. . Со всех концов света спешат в Израиль , паломники. (слайд 17)Участок Каср-аль-Яхуд, расположенный у палестинского города Иерихона, ежегодно привлекает около 100 тысяч туристов и паломников - несмотря на то, что эта часть побережья Иордана находится в "военной зоне", и доступ туда закрыт большую часть года. Христиане, особенно представители православных конфессий, верят, что в нижнем течении Иордана, недалеко от места его впадения в Мертвое море, Иисус принял крещение водой от Иоанна Предтече.
Земля Израиля стала Святой для всех христиан, мусульман и иудеев.
Иерусалим — это и музей под открытым небом. В мире есть только один город, имя которого с трепетом произносят люди разных стран, разных вероисповеданий и разного цвета кожи. Единственный город мира, у которого более семидесяти названий, выражающих любовь и стремление к нему миллионов людей.( слайды 18 – 19)
Паломничество в буддизме.
( слайд 20)
Паломничества в буддизме (накхор) начались с поклонения останкам Будды, которые, как вы помните, были разделены  на 8 частей и помещены в специальные ступы.    Они могут  совершаться в любое время года, раз в год или раз в 12 лет с целью очиститься от мирской  скверны, накопить «заслуги» на пути к просветлению, получить благословение святого подвижника или приобщиться к святости священного предмета или святого места. Наиболее  священными в буддизме являются 5 мест, где произошли основные события жизни Будды.
4.Закрепление пройденного материала.( 16 минут)
Работа в группах по заданию.
1 группа – работа с карточками ( иудаизм)
2 группа – работа с карточками ( христианство)
3 группа – работа с карточками (ислам)
4 группа – работа с карточками (буддизм)
Задание : выбрать те изображения , которые относится к святым места паломничества .
Обсуждение выбора детей.
Преподобный Сергий Радонежский Своим ученикам дал наказ. Мы с вами его прочтем разгадав кроссворд на с . 111 рабочей тетради.
По вертикали:
- Глагол, означающий не уничтожать, беречь, не забывать.
- Прилагательное , антоним слова телесный.
По горизонтали : - Чувство глубокой привязанности, преданности, основанное на общности интересов , на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению чего – либо или кого – либо.
- Прилагательное с приставкой не-, синоним слов искренний, недвуличный.
- Какая фраза у нас получилась ? «Хранить чистоту душевную , любовь нелицемерную.»
5. Подведение итогов урока ( 2 минуты)
- Что мы хотели выяснить на уроке ? - С какими понятиями мы познакомились ? - Какие святыни вам показались наиболее интересными ?6. Домашнее задание.( слайд21)
- Расскажите членам своей семьи и друзьям о том, что вы узнали на уроке.
- Напишите письмо-обращение к сверстникам других культур. Постарайтесь в письме рассказать о себе, своей малой родине и святых местах, о которых вы узнали.

Используемая литература : 1. «Основы мировых религиозных культур».. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Москва. Просвещение, 2010
2. Рабочая тетрадь « Основы мировых религиозных культур» -Е.В.Дымина, Москва ,Этносфера,2016
3. «Книга для учителя» В. А. Тишкова, Москва, Просвещение 2010