Комиссия и Совет профилактики, как механизм управления процессом профилактической деятельности в школе


Комиссия и Совет профилактики, как механизм управления процессом профилактической деятельности в школеСеминар для заместителей директоров по воспитательной работе школ г. Арзамаса 23 апреля 2014 годаМуниципальное образовательное учреждение общеобразовательная школа №2 им. А.С. Пушкина «…легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям». М. А. Ковальчук Терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными плодамиКто-то, когда-то должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое – трудные дети?Вечный вопрос и больной, как нарыв.Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,С миром оборваны тонкие нити.Словно стена без дверей, без окон.Вот они, главные истины эти:«Поздно заметили» … «Поздно учли» …Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли.С. Давидович  
Важной составляющей профилактической деятельности является управление этим процессом в каждой конкретной школе. Цель работы Комиссии по профилактики - управление процессом профилактики социально опасного положения учащихся школы. Основные задачи деятельности Комиссии по профилактики:Анализировать эффективность деятельности образовательного учреждения по первичной профилактике социально опасного положения.Обеспечить выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и группе риска и организовать индивидуально-ориентированную коррекционную работу с ними.Организовать конструктивное взаимодействие с родителями по коррекции риска социально опасного положения несовершеннолетних. Принцип системности. Системный подход является основополагающим как при диагностике проблемного поведения учащегося, выстраивании коррекционной помощи, так и в работе Совета как механизма управления профилактикой в школе.Принцип законности. Деятельность Комиссии и Совета обеспечивается правовыми актами и локальными нормативными документами.Принцип сотрудничества предполагает установление в ходе работы тесное взаимодействие с учащимися и их родителями. Принцип разделения ответственности между семьёй и школой. Оказание дополнительных коррекционных и профилактических услуг детям, их родителям возможно на основе тесных взаимоотношений с семьей.Принцип добровольности предполагает добровольное согласие родителей или законных представителей несовершеннолетнего на совместную работу.Деятельность Комиссии основывается на принципах Функции Комиссии по профилактикиМониторинг эффективности деятельности образовательного учреждения по профилактике СОПКоординация деятельности по учету и выявлению детей нуждающихся в дополнительных услугах по коррекции и реабилитации.Постановка и снятие с учета несовершеннолетних группы риска социально-опасного положенияОрганизация коррекционных услуг детям и их семьямВыстраивание договорных отношений с родителямиКонтроль и анализ результатов деятельности школы по ранней профилактике Совет организует индивидуальную коррекционную работу в отношении следующих категорий несовершеннолетних:Несовершеннолетние, отнесённые комиссией по делам несовершеннолетних (КДН и ЗП) и ОПДН к группе риска социально опасного положения. Учащиеся, пропускающие занятия без уважительной причины. Учащиеся, оставленные на повторный год обучения. Учащиеся, сопричастные к употреблению ПАВ, правонарушениям, общественно опасным деяниям, попрошайничеству и бродяжничеству, экстремизму в своей референтной группе ( это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.).Учащиеся, систематически нарушающие дисциплину, проявляющие элементы асоциального поведения (сквернословие, драки, издевательство над другими детьми). Деятельность Комиссии по профилактики оформляется в следующих документах:Приказ о создании Комиссии и Совета профилактики.Положение о Комиссии и Совета профилактики.Журнал протоколов заседаний Комиссии и Совета профилактики.Соглашения с родителями несовершеннолетних о совместной деятельности по оказанию психолого-социально-педагогической помощи семье и несовершеннолетнему.Списки учащихся и семей, состоящих на внутришкольном учёте.Списки учащихся и родителей со статусом «Социально опасное положение». Планирование работы Комисссии по профилактикиПроводится не реже 1 раза в четверть.До 20 сентября подводит итоги выявления учащихся группы риска и находящихся в СОП, утверждает состав внутришкольного учета, определяет учащихся, соответствующих критериям СОП, и ходатайствует перед КДН о присвоении статуса.Утверждает план профилактической работы ОУ, и планы специалистов: психолога, социального педагога по работе с учащимися внутришкольного и внешнего учета, график проведения плановых консилиумов.В течение года принимает решения о постановке и снятии с внутришкольного учета, организует сотрудничество с родителями учащихся и соблюдение прав и интересов учащихся.В конце каждого полугодия подводит итоги деятельности школы по профилактике СОП, отчитывается перед педагогическим советом.Не реже 1 раза в полугодие подводит итоги реализации соглашений о сотрудничестве с родителями несовершеннолетних.Проводит внеплановые заседания по обсуждению проблемных ситуаций, конфликтов, происшествий для анализа ситуации и принятия административного решения. Основа отношений сотрудничества – это взаимное доверие сторон друг к другу. Выстраивание доверия, начинается с первых моментов контакта.  Взаимодействие МБОУ СОШ №2 им. А.С. Пушкина с семьей учащегося группы риска В общем виде последовательность в отношении школы с семьей выглядит следующим образом:Приглашение родителей на заседание Совета профилактики.Создание располагающей обстановки и безопасной атмосферы разговора.Представление присутствующих.Сообщение о цели встречи.Прояснение точки зрения родителей на ситуацию; последствий ситуации для школы, семьи, ребенка; потребностей семьи и школы.Безоценочное определение проблемы.Предложение совместного обсуждения и решения проблемы.Подробное описание опыта работы по решению подобных проблем.Разделение ответственности школы и родителей в совместной работе.Обсуждение возникших вопросов.Ознакомление с договором о сотрудничестве.Подведение итогов встречи, определение сроков последующих встреч, высказывание слов благодарности. Примерная последовательность диалога с семьей учащегося группы рискаПредставление присутствующих.Председатель Совета, обращаясь к родителям учащегося по имени отчеству, представляет всех присутствующих, это дает возможность родителям вступать в диалог с каждым педагогом, присутствующим на Совете.Сообщение о цели встречи.В большинстве своем родители приходят в школу после работы, они хотят ужинать, их ждет еще масса домашних дел, в связи с этим все высказывания должны быть лаконичными и тактичными.Прояснение точки зрения школы и родителей на ситуацию.Безоценочное определение проблемы, с которой столкнулись педагоги школы.Предложение совместного обсуждения и решения проблемыПодробное описание системы работы школы по решению подобных проблем.Разделение ответственности школы и родителей в совместной работе.Ответы на вопросы родителей, активизация их вопросовОзнакомление с договором.Подведение итогов встречи. ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ! ПОМНИТЕ! Семья и школа – это одно звено в большой жизненной цепи!СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!