Преемственность в развитии критического мышления как необходимое условие формирования исследовательской культуры учащихся в условиях реализации Фгос


Латыпова Роза СаитгараевнаНОУ СОШ № 23 «Менеджер»г. Альметьевск.Формирование познавательных УУД средствами технологии развития критического мышления Последние годы внесли в историю образования свои коррективы. Наблюдая за своими учащимися, общаясь с коллегами, можно сделать вывод: наши дети не такие, какими были их сверстники раньше. Об этом скажет любой учитель, сравнивая своих нынешних учеников с учениками даже не столь далекого прошлого. Принципиально, отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта На смену приходит подход «компетентности». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию. Знания — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. Но, как известно, не все люди чувствуют необходимость приобретать знания и организовывать их (особенно это касается подростков). Причин у такого, казалось бы, иррационального поведения довольно много. Это и банальная лень, и слабая память, и нехватка времени, и просто отсутствие мотивации на приобретение знаний. Каждый день на нас обрушивается океан информации. Ее так много, что часто мы оказываемся не способны выделить важное, проанализировать ситуацию и сделать правильные выводы. Мы перестаем быть последовательными. Наш ум становится подобным белке, которая бешено мечется по клетке - действий много, а пользы никакой! Также математические способности имеют очень большое значение в нашей жизни. Не важно, подсчитываете ли Вы доходы от покупки акций крупной успешной компании или покупаете продукты в магазине, вычисления в уме всегда находят применение. Нам всем время от времени приходится делать быстрые вычисления в уме. Умение быстро и безошибочно считать в уме – один из самых нужных и полезных, с практической точки зрения, навыков. Этот навык доступен всем и каждому. Но как ни странно, подавляющее большинство людей считают на уровне 5-го класса средней школы. Конечно, зачем напрягать мозги, когда есть калькулятор? Но ведь калькулятор, по сути, всего лишь «костыль для ума»! Он создан, чтобы помогать нам в сложных вычислениях, требующих большой точности, но никак не для того, чтобы заменять наш мозг. Ведь правда смешно, когда человек 25 на 3 умножает на калькуляторе?! Люди склонны приравнивать математические способности к интеллекту. Если Вы в состоянии выполнять операции умножения, деления, возведения в квадрат и извлечения квадратного корня в уме быстрее, чем Ваши друзья успеют достать из кармана калькулятор, Вас сочтут человеком высочайшего интеллекта. Все мы от природы имеем беспрецедентные способности к определению эмоционального состояния собеседника. К примеру, самый обычный человек легко может определить радуется, удивляется или злится его собеседник. Многие с такой же легкостью могут определить, лжет человек или говорит правду. Но существует категория людей, которые почти совсем не чувствуют ложь. Их называют наивными. Они всё принимают за чистую монету, поэтому их очень легко обмануть. И, к сожалению, этим часто пользуются люди, не обремененные моралью Вы когда-нибудь задумывались почему существуют люди не способные отличить правду от лжи? Если нет, то сейчас самое время. И вот Вам пища для размышлений.Лишь мельком посмотрев на глаза человека, Вы легко можете различить десятки и даже сотни их состояний! Взгляд может быть злым, добрым, наивным, ободряющим, укоризненным, задорным, глупым, умным, изучающим, колющим, грустным и так далее. И это Вам сказали только глаза! Но ведь есть еще жесты, мимика, речь, тембр голоса, интонация и множество других факторов, которые в сумме позволяют «читать человека» как книгу. Так почему же существуют люди, не способные понять лжет человек или говорит правду? На самом деле всё довольно просто. Все люди имеют возможность отличить ложь от правды, но не все этой возможностью могут воспользоваться. Виной тому внутренние подсознательные установки, которые блокируют важную информацию, поступающую от собеседника, не позволяя ей пройти через призму критического мышления. В итоге человек становится очень доверчивым. Он верит буквально во всё, что ему скажут. Откуда же берутся подобные, мягко говоря, не самые полезные установки? Большая их часть достается нам в детстве от родителей, педагогов и других людей, которые имеют на нас влияние. Остальные установки приобретаются нами уже в течение взрослой жизни. У нас рынок, информационный бум и экономический кризис. С этим надо как-то жить. Надо выбирать и избираться, быть готовым проходить кастинги, побеждать в конкурентной борьбе. Надо продуцировать новые идеи, превращать их в процветающие предприятия. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Развитие критического мышления – это естественный способ взаимодействия; отправная точка для развития мышления. «Людям необходимо думать о том, что они делают и зачем, во что они верят и почему. Ни одного дня не должно пройти без этих вопросов. Формирование универсальных учебных действий это один из приоритетов современного начального образования. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия . Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию . Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться». Универсальные учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения. Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию. Познавательные действия включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы. Современные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость. Одна из задач развивающей технологии - научить детей жить в будущем мире. Что это будет за мир, мы пока не знаем. Поэтому наша с вами задача научить детей собирать, обрабатывать, анализировать информацию. Иначе говоря , научить учиться. Для этого нужно стремиться создавать атмосферу свободной беседы, не перебивая детей, пользуясь своим авторитетом. Мне бы хотелось поделиться с вами, следующими приемами технологии развития критического мышления.Этот прием часто использую на уроках литературного чтения.Вспомним стихотворение А.Барто. «Идет бычок качается, вздыхает на ходу, ой доска кончается сейчас я упаду»А теперь представим , что мы оказались в этой ситуации. Опишем, что мы ощущаем, и заполним таблицу. Я вижуя слышуЯ чувствуюдощечкускрежет дощечкигибкую дощечкугрустного бычкавздохи бычкамокрый носЭтот прием учит осуществлять фиксацию выборочной информации об окружающем мире и о себе самом.(ПУУД) На что похожеВ чем отличиемячикпрыгаетяйцобьетсябисермелкийА вот схема, позволяющая составить загадки. Например, загадаем яблоко. Яблоко А теперь составим загадку по схемеКак, но неВот такая загадка у нас получилась про яблокоМячик, но не прыгаетЯйцо, но не бьется, Бисер, но не мелкий.Это задание предполагает отработку умения находить противоположные свойства, которые характеризуют объекты (ПУУД) Рассмотрим следующую ситуацию, проводимую на уроках русского языка.Как такое может быть?Свойство + Противоположное свойство = Как это может быть?Мокрое +Сухое = Сапоги (снаружи мокрые, внутри сухие)(ПУУД) Осуществляется поиск необходимой информации В сказке о рыбаке и рыбке, золотая рыбка исполняла все прихоти старухи. Но сюжет мог бы быть иным, если бы желания старухи были бы другими, тогда и сказка могла бы завершиться иначе.Сказка на новый лад.СюжетЧто могло пойти по другомуЧем могла завершиться сказка СюжетЧто могло пойти по другомуЧем могла завершиться сказкаСтарик поймал золотую рыбкуСтаруха могла бы сразу стать вольною царицейСтарик со старухой жили долго и счастливо , став царямиОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ АНАЛИЗ СОБЫТИЙ , СМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА. (ПУУД) Решая проблемы, выходя из затруднения , учащиеся знакомятся с различными приёмами критического мышления. Овладев ими , ребенок научится преодолевать проблемные ситуации в жизни, а познавательная активность даст возможность успешнее справляться с учебным материалом . Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни.Для жизни в современном обществе является формирование мышления , проявляющегося в определенных умственных навыках. Всем известно , какую роль в школьном курсе обучения имеют вычислительные навыки. Рассмотрим нестандартные приёмы устного умножения, не рассматриваемые непосредственно в школьном курсе математики. Освоение этих навыков развивает мышление, логику и память учащихся Интересные цифры.Если взять числа , кратные трём, от 3 до 27, и умножить их на 37, то произведения будут трёхзначные числа.3х37=1116х37=2229х37=33312х37=44415х37=55518х37=66621х37=77724х37=88827х37=999 Умножение некоторых чисел на числа кратные 7, 11, 137х11х13=1001Запомнив это, легко выполнить устно умножения следующего рода77х13=100177х26=200277х39=3003 и т.д Умножение чисел на 5 и 25Чтобы устно умножить число на 5 умножают число на 10, затем делят на 2.74х5=74х10:2=370ЧТОБЫ УСТНО УМНОЖИТЬ ЧИСЛО НА 25, УМНОЖАЮТ ЕГО НА 100 И ДЕЛЯТ НА 472х25=72х100:4=1800 Это лишь несколько упрощенных нестандартных приемов устных вычислений быстрого счета. Но используя эти приемы, повысим интерес к математике. Кроме того, освоение вычислительных навыков поможет ребенку освоить не только математику, но и информатику. Необходимость в навыках критического мышления Учить мыслить в условиях быстро меняющегося мира. 1. Уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное 2. Уметь осмыслить и применить полученную информацию. Спасибо за внимание. Успехов вам, дорогие коллеги.