Методическая разработка урока по теме «Соединения кремния и послевоенный Сталинград»

Урок по теме «Кремний и Сталинград»
Цель урока:
патриотическое воспитание на конкретных жизненных примерах.
раскрыть учащимся природные богатства родного края
связать изучаемый материал с жизнью людей разрушенного Сталинграда
убедительное интернациональное воспитание
таким образом , вопрос развития силикатной промышленности в городе Сталинграде- Волгограде сделать более интересным, более эмоциональным и боле значимым
План урока:
вступление учителя о разрушенном Сталинграде (личные воспоминания учителя)
Основные виды силикатной промышленности
Технология производства отдельных видов силикатных строительных материалов
Цветное стекло на Руси

Ход урока:
В послевоенном разрушенном Сталинграде практически не было уцелевших зданий. Оставшиеся в живых люди (в основном женщины и дети ) жили в глубоких воронах от авиационных фашистских бомб. Сверху эти котлованы были закрыты ржавым блиндажным железом. В таких «жилищах» ютилось по нескольку семей (информация из личных воспоминаний учителя). На восстановление Сталинграда ( после его освобождения 2 февраля 1943 года) приехали специалисты со всей нашей многонациональной Родины.( рассказ ведется на фоне слайдов разрушенного Сталинграда)
Нужны были строительные материалы: кирпич, цемент, бетон, стекло, кровельный материал. Поэтому в эти годы на окраине города был построен крупнейший силикатный комбинат, на котором делали белый силикатный кирпич.
Сырье:. песок (завод находится на территории крупнейшего песчаного карьера, песок
подается по ленточному транспортеру в цех подготовки кирпича – сырца
.
.известняк (также местное сырье) .Каменные карьеры находятся на территории области
Вода (в городе большие запасы природной воды)

Далее следуют химические реакции, лежащие в основе производства силикатного кирпича
Обжиг известняка: CaCO3---t>CaO+CO2 CaO-негашеная известь СO2-угл. Газ
Затем смешивают негашеную известь с песком SiO2 и водой H2O , получается серая масса, из нее на пресс – станке делают кирпич- сырец., который отправляют в автоклавы, в них масса спекается, идет реакция соединения основного оксида (CaO) с кислотным оксидом (SiO2) и получается белый силикатный кирпич , из которого заново восстановлен город-герой Сталинград
CaO +SiO2---t->CaSiO3

Полученный силикатный кирпич должен проходить период созревания, но разрушенный город не мог ждать и, вопреки технологическим тонкостям ,машины с горячим белым силикатным кирпичом мчались по студеному зимнему Сталинграду на стройку. Первая отстроенная улица была названа «Улица Мира»
Крупнейший не только в России Михайловский цементный завод производит цемент.
Особый разговор на уроке о составе, производстве стекла, о стеклодувном деле, удивительной профессии стеклодува (связь с одним из химических предприятий)
Химическая реакция, лежащая в основе производства стекла:
CaCO3+Na2CO3+ 6SiO2---t-> CaO*Na2O*6SiO2 +2CO2

Учащимся дается понятие обычного оконного стекла. Однако состав стекла можно менять , придавая ему необходимые свойства:
Если вместо Na2CO3 взять K2CO3 получится тугоплавкое лабораторное стекло
Значительно увеличив содержание SiO2 , мы получим кварцевое стекло, которое применяется в медицине ( «кварцевание»)
Если при варке стекла добавить PbCO3 ,получится стекло «под хрусталь», из которого «штампуют» различные изделия, которые внешне не отличаются от изделий из натурального хрусталя.
При добавлении оксидов хрома, кобальта и других веществ получаем цветные стекла. Порошок золота дает возможность получить рубинового цвета стекло.


На последнем этапе урока я рассказываю об огромной роли М. В. Ломоносова в развитии производства стекла на Руси, привожу строчки из «Письма о пользе стекла» , адресованного в 1752 г И.И. .Шувалову .,рассказываю о мозаичном искусстве Ломоносова.
В заключении учащийся демонстрирует подготовленную презентацию «Мозаичные картины М.В.Ломоносова «Полтавская битва», «Петр 1», «Екатерина 2»,»Мадонна» и другие.
Учащиеся от такого урока получают не только знания по изучаемой теме, но и большой эмоциональный заряд. Такие уроки запоминаются надолго. Они дают возможность через учебный процесс осуществлять воспитание учащихся по различным аспектам. Одним из важнейших направлений в воспитании учащихся на современном развитии общества является патриотическое воспитание.


15