Презентация по истории на темуРумыния 1945-2000-е годы (9,11 кл.)


Румыния 1945-2012 РУМЫНИЯ, до 1990 официально называвшаяся Социалистическая Республика Румыния, независимое государство в юго-восточной Европе. Население, которое считает, что происходит от романизированного фракийского народа – даков, сохранило язык романской группы, несмотря на то, что проживало в регионе с преобладанием славянских языков. Румыния граничит на севере с Украиной, на северо-востоке – с Молдовой, на западе – с Венгрией и Югославией, а на юге – с Болгарией. Территория Современное государство Румыния было признано полностью независимым на Берлинском конгрессе в 1878. Историческое ядро страны состояло из Валахии и Молдавии, которые в 1859 объединились под управлением господаря. В состав страны включались также северная Бессарабия и Северная Добруджа, тогда как южная Бессарабия передавалась Берлинским конгрессом России, а Южная Добруджа – Болгарии. В результате Балканских войн, накануне Первой мировой войны Румыния получила от Болгарии Южную Добруджу. Первая мировая война, которая привела к распаду Австро-Венгерской монархии, а также Российской и Османской империй, позволила Румынии присоединить дополнительные территории: южную часть Бессарабии – от России, Буковину от Австрии; Трансильванию, Кришану-Марамуреш и часть Баната от Венгрии (остальная часть Баната отошла к Югославии). Перипетии Второй Мировой войны и послевоенные соглашения привели к тому, что южная часть Добруджи была возвращена Болгарии, а Северная Буковина и вся Бессарабия отошли к Советскому Союзу. НАСЕЛЕНИЕ В конце 1930-х годов население Румынии превышало 19 млн. человек. После уменьшения территории страны после Второй мировой войны (за вычетом Северной Буковины и Бессарабии, аннексированных СССР, и Южной Добруджи, переданной Болгарии) ее население на 1930 составляло 14,2 млн. человек. К 1997 оно в целом составило около 22,5 млн. человек. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО В 1945–1989 в Румынии господствовала Румынская коммунистическая партия (РКП; до 1965 называлась Румынской рабочей партией). 22 декабря 1989 власть Николае Чаушеску, генерального секретаря партии с 1965, была свергнута; через три дня после этого Чаушеску и его жена были казнены. Власть перешла к группе, назвавшей себя Фронтом национального спасения и состоявшей главным образом из бывших коммунистов. Она одержала полную победу на выборах в мае 1990 и сформировала правительство. На выборах 1996 к власти пришла коалиция оппозиционных партий – Демократическая конвенция Румынии. Никола́е Чауше́ску Никола́е Чауше́ску (26 января 1918 — 25 декабря 1989) — румынский государственный и политический деятель, генеральный секретарь ЦК Румынской коммунистической партии (РКП) с 1965 года. Президент СРР в 1974—1989 годах. Власть коммунистов 1945–1989. Теоретически, РКП была организована так, что все органы, принимающие решения, избирались снизу и все вопросы обсуждались свободно до партийного съезда. В 1988 членами РКП являлись 3,77 млн. человек (16% населения). Партийный съезд созывался каждые пять лет, на нем избирался центральный комитет, который в свою очередь выбирал исполнительный политический комитет, постоянное бюро которого из 15 членов принимало важнейшие политические решения. После смерти в 1965 Г.Георгиу-Дежа, бессменного лидера с 1952, генеральным секретарем партии стал Николае Чаушеску. В 1988 число мест в постоянном бюро было сокращено с 15 до 7. Одно из мест занимала жена Чаушеску, Елена, родственники и дети генерального секретаря были назначены на другие важнейшие государственные должности. «Культ личности» Чаушеску, возникший в 1970-х годах, достиг своего пика после его 65-летия в 1983, когда его начали называть «гением Карпат» и т.п. Политическая оппозиция объединилась против объявленного им в 1988 плана снести 7000 сел, а их жителей переселить в 550 «агропромышленных центров», состоящих из жилых микрорайонов и заводов. По Конституции 1965, главными органами государственной власти являлись Великое национальное собрание и Государственный Совет. Национальное собрание – парламент – избирался всенародно на срок в пять лет. С 1975 на выборах многих местных собраний стали выставлять свои кандидатуры несколько претендентов, хотя все кандидаты, как и ранее, проходили через процедуру одобрения Фронтом демократии и социалистического единства (ФДСЕ), созданным и контролируемым РКП. Государственный совет состоял из 20 человек и возглавлялся президентом. Все его члены выбирались национальным собранием из числа депутатов. Совет номинально подчинялся национальному собранию, но функции обеих ветвей власти состояли только в ратификации предложений, представленных на рассмотрение РКП. Совет министров, избиравшийся национальным собранием и отвечавший перед ним и Государственным советом, представлял собой главный институт исполнительной власти. Возглавляемый также Чаушеску, он обладал широкими полномочиями в экономической, юридической, военной и культурной сферах. Местные и региональные дела и проблемы, которые не были напрямую связаны с центральным правительством, находились в компетенции народных советов. Система субординации делала их ответственными перед районными советами и в конечном счете – перед Советом министров, хотя народные советы избирались всенародно.Высшим органом судебной власти был Верховный суд, члены которого назначались национальным собранием; его деятельность контролировалась генеральным прокурором, который также назначался этим собранием и совмещал посты высшего чиновника юстиции и государственного обвинителя, фактически всегда выигрывавшего все судебные дела. Суды более низких инстанций иерархически подчинялись верховному суду, как правило утверждая рекомендации прокурора. Посткоммунистическое государство  Режим Чаушеску пал 22 декабря 1989. Власть перешла в руки временного правительства Фронта Национального Спасения (ФНС). ФНС был главной политической силой в Совете Национального Единства – временном парламенте, который включал в себя более десятка других партий, большинство из которых были антикоммунистическими. ФНС возглавили Ион Илиеску, бывший секретарь РКП, который добился поста президента, и Петре Роман, бывший деятель системы высшего образования. Выборы состоялись в мае 1990. Илиеску получил 85% голосов; Роман стал премьер-министром и сформировал кабинет из 23 человек. Был создан новый двухпалатный парламент, состоящий из 387 мест в нижней палате – национальном собрании; 119 мест в верхней палате – сенате. ФНС добился большинства в выиграл 67% мест в каждой из палат. Другие партии обвиняли его в давлении на средства информации и запугивании своих оппонентов во время выборной кампании, в ходе которой ФНС обещал построить демократическое общество и свободную экономику. Началось составление проекта новой конституции. Некоторые виды подавления сохранились – не без содействия лишь по видимости исчезнувшей секретной полиции, «секуритате». Антикоммунистические демонстрации в феврале и июне 1990 были подавлены. Законодательное собрание Румынии приняло новую посткоммунистическую конституцию, получившую одобрение в конце 1991 на всенародном референдуме. Конституция, за основу которой была взята французская модель, устанавливала смешанную президентско-парламентскую систему. Законодательная ветвь власти в рамках этой системы состоит из двух палат: высшей – сената и низшей – палаты депутатов.Вторые всеобщие выборы в Румынии в сентябре 1992 укрепили роль президента Иона Илиеску в политической жизни посткоммунистической Румынии. Набрав в первом туре 47% голосов, а во втором – 61%, Илиеску вновь занял доминирующие позиции среди кандидатов. Эмиль Константинеску, кандидат оппозиционной Демократической конвенции, сумел привлечь в первом туре более 31% голосов, но во втором получил всего 7% дополнительных голосов и с 39% голосов проиграл выборы. Результаты голосования в законодательные органы явились отражением гораздо более существенных изменений. Занимая по-прежнему наибольшее число мест в палате депутатов, ДФНС (Демократический фронт национального спасения) – непосредственный преемник ФНС – набрал всего 28% голосов. В то же время разительно возросла поддержка партий, входивших в состав Демократической конвенции, которая в 1992 набрали более 20% голосов. Добившись успеха в ходе избирательной кампании, президент Илиеску и его политические союзники не смогли провести в жизнь программу реформ. Правительства, возглавлявшиеся его политическими союзниками, погрязли в скандалах; экономическая ситуация в стране не способствовала повышению ее международного статуса. Ситуацию усугубили обвинения в адрес правящей партии и ее тесных связях с бывшими коммунистами, а также с экстремистскими националистическими партиями – Партией национального единства румын (ПНЕР) и партией «Романия маре». Вследствие этого к моменту третьих посткоммунистических выборов в стране, состоявшихся в 1996, рейтинг Илиеску и его партии (еще раз переименованной и получившей название Партия социал-демократии Румынии – ПСДР) снизился до такой степени, что Демократическая конвенция смогла взять власть в свои руки. В заключительном туре президентских выборов ее кандидат Эмиль Константинеску получил 54% голосов – по сравнению с 46% голосов, поданных за Илиеску. В палате депутатов Демократическая конвенция собрала 30% голосов, что явно превосходило ПСДР с 21% голосов, и смогла сформировать новое правительство, которое возглавил премьер-министр Виктор Чорба. (В апреле 1998 премьер-министром стал Раду Василе.) Начало 1998 в Румынии ознаменовалось внутриполитическим кризисом, источником которого послужило стремление ДП еще раз сыграть роль «делателя королей» в надежде, что ее лидеру Петру Роману удастся занять пост премьер-министра. Несмотря на политические маневры ориентированного на продолжение курса реформ премьер-министра Виктора Чорбы, ему в начале апреля пришлось уступить свой пост Раду Василе – тоже представителю НЦХДП, не отказавшемуся ни от одного из пунктов программы своего предшественника; он предоставил ряд ключевых министерских постов представителям ДП. Новый премьер-министр – человек прагматической ориентации и здравого смысла – выступал за более сбалансированные отношения Румынии со странами не только Западной, но и Центральной Европы, Однако от таких замен ход реформ не ускорился, а уровень жизни населения не повышался; фактически страна за 10 лет со времени отмены коммунистического правления так и не продвинулась по пути экономического развития. Борьба с усугубляющимися экономическими трудностями (валовый национальный продукт снизился в 1997 на 6,6% по сравнению с 1996, а в 1998 на 5,2% по сравнению с 1997; возросла безработица, сократилась продолжительность жизни), сложные переговоры с МВФ (долг страны превысил ее валютные запасы, а рекомендации повысить собираемость налогов оказались нереалистичными), линия на усиление правящей коалиции даже вопреки выходу из нее венгерских национальных партий (это этническое меньшинство в количестве 1,7 млн. человек потребовало открытия своего университета в Клуже; активизировалась деятельность секлеров – мадьяризированных потомков тюркской народности, которые насчитывают 700 000 человек), повышенная активность националистически ориентированных сил (что выразилось и в борьбе за открытие архивов Секуритате – внутренних сил безопасности – для расправы с помощью люстрации с политическими противниками, в первую очередь представителями ПСДР, а также в поддержке проявлений экстремизма), – все это способствовало активизации шахтерского движения, не поддержанного другими социальными силами. Экс-коммунисты и националисты не смогли усилить своих позиций; поскольку на первых возлагалась ответственность за сдерживание темпов экономического развития страны и стремление сохранить остатки тоталитаризма, популярность последних резко возросла. В январе и феврале 1999 состоялись пятый и шестой «походы шахтеров» на Бухарест под руководством Мирона Космы, претендующего на статус румынского Леха Валенсы; первый увенчался для них успехом и правительство пошло на уступки, второй закончился эффективной блокировкой бастующих внутренними войсками. В июне 1998 Косма был осужден к 18-месячному сроку тюремного заключения, а по приговору февраля 1999 – к 18-летнему (однако он так и не был арестован). Тем самым подписанный в январе 1999 шахтерскими лидерами и премьер-министром Раду Василе в монастыре Козия протокол был поставлен под угрозу срыва. Современная Румыния Официальный язык – румынскийСтолица – БухарестКрупнейшие города: Бухарест, Яссы,Тимишоара, Констанца,ГалацФорма правления - Парламентская республикаПрезидент – Траян БэсескуПремьер-министр – Михай УнгурянуЧлен ООН с1955 года, ЕС с 2007 года и НАТО с 2004 года. Флаг и герб Румынии Траян Бэсеску Население Румынии — 21 498 616.Рождаемость — 10,6 на 1000 чел.Смертность — 11,8 на 1000 чел. Динамика населения 1940 г. — 13,0 млн чел.1955 г. — 17,0 млн чел.1997 г. — 22,4 млн чел.2002 г. — 21,7 млн чел.