Открытыу урок по обучению грамоте по теме Знакомство с буквой Н,н. (Для воспитателей детских садов)


Открытый урок
по обучению грамоте
«Знакомство с буквой
Н, н»
Тема: Знакомство с буквой Н,Н.
Цели: организовать работу по ознакомлению с буквой Н, н, способом чтения прямого слога, понятиями «открытый слог», частью речи – местоимением (без введения термина), словосочетанием; научить выполнять звукобуквенный анализ слов «нос» и «нитки», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами, создать условия для развития фонематического слуха; воспитывать интерес к чтению.Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву Н, н; умеют читать слоги, слова, предложения; выполнять звуковой анализ слов.
Метапредметные ( критерии сформированности / оценки- УУД)
Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; осознанность восприятия.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свой действие.
Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи.
Личностные: высказывают свой мнение, выражают положительное отношение к учебному процессу, проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений.
Ход урока
Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний.
-Послушайте стихотворение.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
- Как вы понимаете слово «дружба»?
- У кого в классе есть друзья?
- А как вы думаете: с чего начинается дружба? ( с симпатии друг к другу, с улыбки). Давайте улыбнёмся друг другу, создадим хорошее настроение.
- Я надеюсь, что наша дружба, взаимопонимание помогут нам сегодня на уроке.
* Из чего состоят слова? (из звуков)
- На какие группы делятся все звуки? ( Гласные и согласные)
С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? Что мы о ней узнали?
Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы продолжаем путешествие по страницам «Букваря». Нам сегодня обязательно нужно познакомиться с новой таинственной жительницей Букваринска. Кто же она? Послушайте стихотворение..
- Кто же эта таинственная незнакомка? (Буква Н)
- Что вам рассказало стихотворение о букве Н? (Буква Н бывает в начале, в середине и в конце слова)
- Распределите слова на полочки в зависимости от нахождения буквы н в словах.
Сформулируйте тему нашего урока.
- Откройте учебник на стр. 64
- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (познакомиться с новой буквой, читать слоги, слова, предложения)
Построение проекта выхода из затруднений.
Звукобуквенный анализ слов «нос» и «нитки» Выделение звуков [н,], [н]
- Рассмотрите картинки в учебнике. Какое слово подходит к первой схеме? (нос)
- Сколько звуков в этом слове? (3)
- Выделите интонационно 1- й звук в слове «Нос» (ННННОС)
-Повернитесь друг к другу и произнесите этот звук (артикуляция)
- Что нужно сделать, чтобы сказать этот звук? (язычок касается зубов)
- Какой это звук? (Твердый согласный)
- Какой фишкой обозначим звук? (Синей)
- Назовите мягкую пару. (н)
- Выделите голосом 2 – й звук в слове (НООООС)
- Что вы знаете об этом звуке? ( гласный)
- Выделите голосом 3- й звук (носссс)
- Какой это звук? (твёрдый согласный)
- Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
- Назовите его мягкую пару.
Работа в паре.
- Какое слово подходит ко второй схеме? (нитки)
- Сколько звуков в этом слове?
- Звукобуквенный анализ слова «нитки» выполните в паре. У вас на партах лежат конвертики с карточками. Одна пара работает на доске.
Произнесите попеременно оба слова.
- Сравните первые звуки в этих словах. (Это парные по твёрдости – мягкости согласные звуки)
* Я буду называть слова, если вы услышите [н] – поднимите синюю карточку, если [н,], – зелёную карточку.
Нитки, носорог, песенка, слон, няня, Нина.
- Какой буквой обозначаются звуки [н,], [н] ? (Буквой эн)
- На что похожа буква н?
- Прочитайте стихотворение А. Шибаева. – Чем похожи печатные буквы буквы Н и И?
Работа по учебнику. Чтение слогов.
Прочитаем слоги с буквой н, используя пособие – окошечки
Прибежал весёлый А, прочитали мы все - на.
Прибежал зазнайка Я , прочитали мы все – ня.
Прибежал задорный о, прочитали мы все – но.
Прибежал забияка ё, прочитали мы все – нё.
Прибежал упрямый у, прочитали мы все - ну.
Прибежал тихоня ю, прочитали мы все – ню.
Договорите эти слоги до целых слов.
Какая первая буква во всех слогах? При чтении мы смотрим на гласную букву в слиянии слога. Прочитайте слоги по строчкам.
Прочитайте слоги в которых твёрдый звук [н]
Прочитайте слоги, в которых мягкий звук [н,]Прочитайте слова. Составьте с этими словами предложения.
Физкультминутка. «Мостик дружбы»
Выходят к доске. По желанию образуйте пару, придумайте и покажите мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем постройте мостик втроём, вчетвером. А теперь возьмитесь все за руки, сделайте круг, поднимите руки вверх, изображая «Мостик дружбы» Только все вместе мы сможем справиться со всеми трудностями.
Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок.
- Назовите изображённые предметы.
- Прочитайте слова, написанные в столбик.
- Почему от слова «оно» стрелка идёт к рисунку моря.
- Соотнесите картинку и слово, соединив стрелками.
- Придумайте свои варианты слов, которые подходят к этим словам.
5. Работа по учебнику. Чтение предложений, текста.
- Почему на картинке в учебнике изображены две буквы Н?
Проверим ваши знания. Поиграем в игру «Большая - маленькая»
Если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой - приседаем. Будьте внимательны.
Нос, ножницы, Нина, Настя, ноги, Николай, Новгород, Новожилова, налим.
- Прочитайте предложения, где мы встретим слова с заглавной буквы.
- Сколько имён вам встретилось?
- Прочитайте имя няни, имя девочки.
- Сколько слов в каждом предложении?
* Прочитаем рассказ про девочку Наташу.
- Почему этот рассказ вызывает улыбку? Чего не умеет Наташа? А Оля?
Поэтому нужно уметь читать и писать.
Рефлексия деятельности.
- С какой таинственной незнакомкой мы познакомились на уроке?
- Что вы о ней узнали?
- Какие звуки обозначает буква Н?
- Ребята оцените свою работу на уроке. Выберите смайлик.
- Кто был самым активным на уроке?
- Чьи ответы были самыми полными и чёткими?
- Молодцы!
- Спасибо за урок.