Рабочая программа коррекционного обучения: Развитие умственной деятельности у дошкольников 6-7 лет со снижением познавательной деятельности.



Юго-Западное окружное управление
образования Департамента образования
города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 2109»
(ГБОУ Школа № 2109)
______________________________________________________________________
117148, г.Москва, ул.Маршала Савицкого, д.6, к.4 Тел. 8(499) 232-11-18





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

«Развитие умственной деятельности
у дошкольников 6-7 лет
со снижением познавательной деятельности












Москва 2015 г.

Пояснительная записка

Краткая характеристика обучающихся групп с детьми ЗПР.

Умственное воспитание является одной из важнейших составляющих в системе в коррекционно – образовательной работы с детьми. Умственное воспитание предполагает формирование у ребенка способов мыслительной деятельности (анализа, сравнения, обобщения, классификации), познавательных способностей, ориентировочных действий, речи. Умственное развитие детей происходит наиболее продуктивно тогда, когда результаты восприятия используются тут же в различных видах деятельности.
Важнейшим условием решения интеллектуальных задач является овладение основными мыслительными операциями – анализом, синтезом, обобщением, абстрагированием, сравнением. У детей с ЗПР отмечается своеобразие в развитии мыслительной деятельности, которое проявляется:
-в крайне низкой познавательной активности, боязни интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
-в отсутствии потребности ставить перед собой цель, планировать свои действия;
-в нарушении динамических сторон мыслительных процессов;
-в несформированности умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.
Анализ объектов у детей с ЗПР отличается меньшей полнотой и недостаточной тонкостью, по сравнению с нормой. Деятельность детей с задержкой в развитии при анализе недостаточно целенаправленна: выделение признаков ведется чаще всего хаотично, без плана. Аналогичная картина обнаруживается при изучении процесса обобщения.
Детям данной категории с трудом дается выполнение таких заданий, как «Назови лишний предмет и объясни свой выбор» в игре «Четвертый лишний»; «Чем похоже?» и «Чем отличаются?» два предмета; «Назови одним словом».
Л.С. Выготский отмечал, что для ребенка раннего возраста мыслить – значит разбираться в видимых связях, а для ребенка дошкольного возраста мыслить – значит разбираться в своих представлениях.

Содержание рабочей программы.

Содержание рабочей программы коррекционного обучения определено структурой дефекта и степенью его выраженности у детей данной группы. Программа разработана на основе программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (под общей редакцией С.Г. Шевченко – М.: Школьная пресса 2004; Р.Д. Триггер, Г.М. Капустина, И.Н. Волкова, методическое пособие Р.И. Лалаева, А Гермаковская, Нарушение в овладении математикой. - Спб.: Издательство «Союз», 2005 и Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, Н.Д., Соколова, Л.Б., Баряева, О.П., Гаврилушкина, СПб., Каро, 2009. Программы имеют гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации», включены в Федеральный перечень учебников, учебно – методических и методических изданий. Программа предназначена для работы педагогов – дефектологов. Программа предусматривает развитие умственной деятельности у детей с ЗПР. Параллельно решается важная задача развития познавательных процессов, мыслительных операций и речи. Коррекционная направленность программы обеспечивается включением в занятие предметно – практической деятельности детей.
Цель программы: повысить уровень психического развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, социального) при организации его коррекционно – развивающего воспитания и подготовке к школе.
Задачи программы:
-обеспечить возможность для осуществления детьми содержательной деятельности в условиях оптимальных для всестороннего и своевременного психического развития;
-обеспечить охрану и укрепление здоровья ребенка;
-проводить коррекцию (исправления или ослабления) негативных тенденций развития;
-стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной);
-проводить профилактику вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Содержание:
Коррекционно – развивающие занятия могут быть использованы в качестве самостоятельных, а также могут быть включены в занятие как его фрагмент. Занятия проводятся в индивидуальной форме, но могут проводиться и с группой детей. Длительность занятия 30 минут. Занятия строятся с учетом общих закономерностей психического развития детей и современных принципов корекционно – развивающей работы.
На занятиях соблюдается охранительный режим:
-проведение физ. минуток,
-соответствие учебной нагрузке возрасту ребенка,
-соответствие дидактического материала по размеру и цвету,
-соответствие мебели возрасту детей,
-соблюдение санитарно – гигиенических требований.
Цикл занятий делится на последовательные этапы. Структура заданий от этапа к этапу усложняется.
Программа рассчитана на 6 месяцев и предполагает проведения 36 занятий (2 раза в неделю).
Структура занятий включает:
-орг. момент- 4 мин
-основная часть-20 мин.
-физ. минутка-3 мин
-итог занятия-3 мин.
На каждом занятии отрабатываются умения и навыки всех пяти этапов.
Обязательно включение в эту работу семьи ребенка (непосредственное участие родителей в коррекционно – развивающем процессе; закрепление пройденного материала дома во время выходных дней, каникул).
Этапы программы:
Формирование классификации. В процессе коррекционной работы необходимо научить детей выявлять признаки, на основе которых осуществляется классификация. Сначала классификация проводится на хорошо знакомом детям материале, для того, чтобы они поняли ее суть. Примерные задания: группировка картинок, «домашние и дикие животные», игра «Четвертый лишний», классификация на основе внешних признаков, родовых понятий, функциональных признаков, на абстрактном материале, на основе семантических признаков, формально – языковых признаков.
Формирование сериации можно осуществлять в нескольких вариантах: на невербальном варианте; с включением речи. Используются следующие упражнения: ранжирование предметов, геометрических фигур по величине, длине, насыщенности цвета и другим признакам, сериация сюжетных картинок данных в беспорядке, раскладывание геометрических фигур по величине.
Формирование сравнения. В начале детям дают задание на сравнение предметов, наглядных ситуаций, затем переходят к сравнению абстрактного и речевого материала. Примерное задание : сравнение сюжетных картинок, определение «ошибок» художника при изображении предметов, на сюжетных картинках, сравнение абстрактных объектов.
Формирование умозаключения на основе аналогии. Рекомендуется начинать с простых аналогий, постепенно переходя к определению закономерностей на основе абстрактных объектов. Примерное задание: определи, какую фигуру надо поместить в пустой клетке, расложи изображение предметов по аналогии, лабиринты.
Развитие ручной моторики, пальцевого гнозопраксиса. Развитие ручной моторики осуществляется в следующих направлениях:
–развитие кинестетичекой основы движений;
–развития динамической организации и координации движений;
–формирование зрительно – пространственной организации движений.
Примерное задание: упражнение на воспроизведение статики движений (праксис поза), развитие динамической организации движений (различные виды предметно – практической деятельности, пальчиковые игры).
Формирование сукцессивного и симультанного анализа и синтеза. Сукцессивные процессы необходимо развивать на восприятие различной модальности:
1) На основе зрительного восприятия;
2) На основе речеслухового восприятия (задания на восприятие и воспроизведение ритма, пробы Рея), рисование геометрических фигур по речевой инструкции;
3) Воспроизведение автоматизированных рядов;
4) Повторение предложений.
5) В процессе формирования временных представлений;
6) В процессе развития вербально – логического мышления (раскладывание серии сюжетных картинок).

Ожидаемый результат.
Учитывая игровой способ умственного развития, развития мелкой моторики пальцев рук и усидчивости при специально организованной коррекционной работе, предполагается, что уровень развития у детей со сниженной познавательной активностью повысится. Помимо этого ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, знания о себе и окружающем мире, научится ориентироваться в тетради, овладеет основными мыслительными операциями – анализом, синтезом, обобщением, сравнением. Параллельно решается важная задача развития познавательных интересов, мыслительных операций и речи.

Планирование занятий

№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Отрабатываемые понятия и практические умения
Коррекционно-воспитательная работа

1
Классификация
3ч.
Умения:
-выявлять конкретные признаки;
-группировать элементы с учетом их признаков;
-абстрагироваться от конкретного, учитывая общие критерии;
-проводить классификацию на основе внешних признаков (величины, формы);
- проводить классификацию на основе родовых понятий, на основе двух признаков;
-проводить классификацию на основе функциональных признаков, на абстрактном материале (геометрические фигуры);
-проводить классификацию слов по различным признакам: на основе семантических признаков, формально – языковых признаков, грамматического значения;
-определять ошибки в классификации;
-проводить классификацию на вербальном уровне.
Формирование классификации

2
Сериация
3ч.
Умения:
-ранжировать предметы, геометрические фигуры по величине, длине, насыщенности цвета и другим признакам;
-сравнивать скорости различных транспортных средств;
-разложить сюжетные картинки данных в беспорядке;
-использовать сравнительную лексику, в вербальном плане оформлять результаты сравнения в речевой форме;
-проводить сериацию на числовом материале;
-определять место чисел в ряду;
-дополнять числовые ряды;
-заполнять решетки с последовательностью чисел.
Формирование сериации

3
Сравнение
3ч.
Умения:
-сравнивать предметы, определять их отличия и сходства;
-сравнивать сюжетные картинки;
-определить «ошибки» художника при изображении предметов, на сюжетных картинках;
-сравнивать абстрактные объекты.
Формирование мыслительной операции сравнение

4
Умозаключение на основе аналогии
3ч.
Умения:
–разложить изображение предметов по аналогии (разложить по смыслу);
-решать задачи на основе алгоритма;
-устанавливать аналогии и на их основе находить способ решения, определить закономерности на основе анализа абстрактных объектов;
-проходить лабиринты;
-методики «дополни набор».

Формирование умозаключения на основе аналогии
Выявление оптимальных путей коррекции и компенсации недоразвития познавательной сферы.
Стимуляция познавательной активности;
Развитие зрительного гнезиса и зрительного мнезиса.
Развитие аналитико-синтетической деятельности.


5
Развитие ручной моторики, пальцевого гнозопраксиса
3ч.
Умения:
-воспроизводить статику движений (праксис позы);
-развитие динамической организации движения (предметно – практическая деятельность, пальчиковый тренинг в сопровождении стихотворений, счета; без сопровождения);
-конструировать из кубиков; складывать разборные игрушки, матрешки, пирамиды; составлять предметные разрезные картинки; складывать из спичек, палочек геометрические фигуры, буквы, цифры; работать с мазайкой; работать с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание, самостоятельное творчество); наматывать нитки на катушку клубок; шнуровать, расстегивать пуговицы.

Формирование ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса

6
Сукцессивный и симультанный анализ и синтез
3ч.
Умения:
-последовательно рисовать геометрические фигуры по речевой инструкции;
-повторять серии слов и цифр с постепенным увеличением объема ряда;
-воспроизводить автоматизированные ряды (времена года, месяцы в году, дни недели, части суток);
-составлять серии сюжетных картинок;
-находить число в ряду других чисел;
-складывать разрезанные на части предметные и сюжетные картинки;
-дополнять цветные матрицы Равена;
-конструировать кубики Кооса;
-конструировать игрушки из деталей;
-выкладывать узоры мозаикы;
-выявлять сходства и различия сюжетных картинок, картинок, отличающихся временными признаками;
-делать анализ картинок с нелепым сюжетом.

Формирование сукцессивных и симультанных процессов



Методическое обеспечение дефектолога.

Иванова Т.Б., Илюхина В.А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР, СПб.: Детство – Пресс, 2011
Лалаева Р.И., Гермаковская А. Диагностика, профилактика и коррекция нарушения во владении математикой у младших школьников, СПб.: Союз, 2005
Забрамная С.Д.Психолого-педагогическая диагностика, М., Просвещения, Владос, 1995
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика, Программа, Москва, Просвещение, 2007
Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Игры и занятия с детьми с психо-физическими нарушениями, Москва, экзамен, 2006
Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Психолого-педагогическая диагностика нарушений, развития детей раннего и дошкольного возраста, Москва, владос, 2008
Епифанцева Д.Б. Настольная книга педагога – дефектолога, Ростов – на - Дону, Феникс, 2008 год.
Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. –М: АСТ: Астрель; 2008 (122-147 стр.);
Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с ЗПР. – М. Речь, 2004.
Капустина Г.М., Шевченко С.Г. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов, М., 2001;
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений, Москва, Мозаика-Синтез, 2010;
Демина А.И. . Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования, Москва, Мозаика-Синтез, 2010;
Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Психолого-педагогическая диагностика нарушений, развития детей раннего и дошкольного возраста, Москва, Владос, 2008;
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика, М., Просвещения, Владос, 1995;
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика, Программа, Москва, Просвещение, 2007;
Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Игры и занятия с детьми с психофизическими нарушениями, Москва, экзамен, 2006;
Савина Л.П., Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, Москва, АСТ, 1999;
Закрепина А.В., Трудный ребенок, Москва, Дрофа, 2008;
Парамонова Л.Г., Нарушение речи учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции;
Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М: АСТ: Астрель; 2008;
Борякова Н.Ю., Касицина М.А., Коррекционно – педагогическая работа с детьми с ЗПР, М., Сфера, 2007;
Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов, справочное пособие, М., Сфера, 2008;
Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя – дефектолога, М., «Школьная Пресса», пособие, 2008;
Защиринская О.В. Психология детей с ЗПР, хрестоматия, СПб Речь 2007;
Лалаева Р.И., Гермаковская А. Нарушение в овладении математикой, пособие, СПб Союз 2005;
Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно – педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР, М., Сфера, 2008;
Петерсон Л.Г. Практический курс математики для дошкольников, методические рекомендации, М., Ювента, 2006;
Лубовский Д.В. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2-х классов, М., Модэк, 2008;
Хамидулина Р,М. Математика. Подготовка к школе. – М.: Издательство «Экзамен», 2009;
Шевченко С.Г., Триггер Р.Д., Капустина Г.М. Подготовка к школе детей с ЗПР, М., Сфера, 2005.
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, Н.Д., Соколова, Л.Б., Баряева, О.П., Гаврилушкина, СПб., Каро, 2009.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115




Рисунок 1 Заголовок 2 Заголовок 315